Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Бои без правил, MMA, бокс и Ислам

Аудио версия настоящей статьи:

Можно ли заниматься смешанными единоборствами, ведь в них есть удары по голове, а по Исламу в голову бить нельзя? Разрешены ли спарринги (тренировочные бои)? Как с точки зрения мусульманских канонов (Корана и Сунны) относиться к боям без правил (ММА), что очень популярно сегодня, особенно среди мусульманской молодежи.

Если спрашиваете об отношении мусульманских канонов к популярному сегодня «мордобитию и калечению людей за деньги», то ответ прост: это – харам (запретно).

Хадисы, запрещающие бить по лицу

«Если кто-то из вас ударяет [другого], то пусть сторонится (избегает) [ударов по] лицу!» – призывал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)[1].

*

«Если кто-то из вас дерется с братом своим [братом по вере, по крови, по общечеловеческому родству], то пусть сторонится (избегает) [ударов по] лицу!» – в повелительной форме сказал пророк Мухаммад[2]. Отмечу, что в Исламе запрещено бить по лицу не только людей, но даже животных. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), увидев клеймо на морде осла, сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял того, кто сделал это [то есть уродует лицо, даже если это касается животного]!»[3] В своде хадисов имама Муслима также есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад запретил бить по лицу и ставить клеймо на лицо [например, на морду животного]»[4]. Спорт полезен и важен как для мужчин, так и для женщин. Он укрепляет здоровье, развивает, закаляет тело. Пророк Мухаммад говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дара], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время[5] [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]»[6]. В то же время мы хорошо знаем из достоверных хадисов, что бить по лицу категорически запрещено (харам). А тем более – преднамеренно идти на то, что может покалечить тебя и нанести очевидный вред здоровью. В Коране Господь миров говорит:

«Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» (см. Св. Коран, 2:195).

Следует признать, что, например, суть профессионального бокса заключается в нанесении тяжеловесных ударов по лицу противника. За удары по лицу дается больше очков, чем за нанесение ударов по другим частям тела. В боях без правил (ММА) со всей силы по лицу бьют как руками, так и ногами. Также, полагаю, в наставлении пророка Мухаммада подразумевается не только само лицо, являющееся центром человеческой красоты, но и мозг, находящийся в черепной коробке. Мозг является самой главной составляющей нашего тела. Он желеобразен, и прямые удары в голову очень опасны, они нарушают структуру мозга и приводят постепенно к слабоумию либо к нарушению работы отдельных отделов мозга. Сегодняшняя популярность боев без правил (ММА) не говорит о дозволенности этого, а лишь демонстрирует преобладание животной страсти над благоразумным поведением. Толпа хочет «хлеба и зрелищ», не проявляя особого интереса к науке, культуре, образованию. Юмор «ниже пояса», бои без правил, фильмы ужасов, футбольные фанаты… все это в большей степени привлекает внимание серой массы всеядных потребителей и хладнокровных инвесторов. Сегодня, к сожалению, много что из категории «хлеба и зрелищ» популярно, например, политическое лицемерие и безответственность, желтая пресса, насилие, эротика, азартные игры, алкоголь, наркотики и сигареты. Люди понимают, сколь велик вред от всего этого как отдельному человеку, так и обществу в целом, но большинство при первой же возможности окунается в омут греха: либо зарабатывая на нем, либо становясь ненасытным потребителем. Ведь это модно и современно! Но оно же и канонически запретно. Запретно (харам) либо прямым текстом Корана и Сунны (если существовало во времена пророка Мухаммада), либо их смыслами, учитывая очевидный вред, наносимый отдельным людям и обществу в целом. Думайте и действуйте, принимая во внимание перспективу земного здоровья, счастья, благополучия и вечного. И помните на деле и в практике призыв пророка Мухаммада: «[В Исламе] нет нанесения ущерба, убытка и вредительства»[7]. Считаю первоочередным распространение упомянутого в достоверных хадисах запрета на удары по лицу именно на профессиональный бокс и бои без правил (ММА). Просто же занятия боксом и тренировки со спарринг-партнерами я не стал бы относить напрямую к запрету, так как они тренируют тело, формируют координацию движений и помогают человеку оставаться в хорошей физической форме, а также помогают защитить себя и других в случае опасности. Обычно такого рода тренировки проходят с использованием специальной защиты для головы и лица.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 769, хадис № 2559; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 227–229, хадис № 2559 и пояснение к нему. [2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслим. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1050, хадис № 2612. [3] Хадис от Джабира; св. х. Муслим. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 877, хадис № 107–(2117). [4] Хадис от Джабира; св. х. Муслим. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 877, хадис № 106–(2116). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 290, хадис № 2564, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 295, хадис № 1710, «сахих». [5] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато. [6] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих». [7] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 585, хадис № 9899, «хасан».
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1