Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Ценность намаза сообща с другими (джама‘атом)

Совершение очередной обязательной молитвы-намаза сообща с другими (джама‘атом) имеет большое преимущество по сравнению с тем, если человек совершит ее в одиночестве. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва[-намаз] сообща с другими (джама‘атом[1]) лучше, чем молитва в одиночку, на 27 степеней»[2]. В другом риваяте (варианте хадиса) сказано: «Молитва[-намаз] сообща с другими (джама‘атом) лучше, чем молитва в одиночку, на 25 степеней»[3].

Почему цифры разнятся? Один из богословских ответов: упоминание меньшего не отрицает большего. Также в качестве ответа указывали на разницу между тем, когда человек молится сообща с другими дома, и тем, когда он молится сообща с другими в мечети. Есть и мнение о том, что разница в присоединении: с самого начала или с опозданием. Существует и такое мнение: 27 касается тех намазов, которые читаются вслух, а 25 – которые про себя. Есть и иные предположения, но однозначный ответ отсутствует. В Своде хадисов имама Муслима присутствуют такие риваяты: «Молитва[-намаз] в джама‘ате равна [по Божьему воздаянию и вознаграждению] 25 молитвам молящегося в одиночестве»[4]; «Молитва[-намаз] с имамом лучше 25 молитв, совершенных в одиночестве»[5]; «Молитва[-намаз] сообща с другими лучше, чем молитва в одиночку, на 27 степеней»[6]; «Молитва[-намаз] человека в джама‘ате больше его молитвы в одиночестве на 27»[7].

И еще один достоверный хадис по теме: «Молитва[-намаз] мужчины [как и женщины] сообща с другими (джама‘атом) в сравнении с молитвой, совершаемой им дома либо на рынке [на работе в одиночестве], в 25 раз лучше. И это когда он: аккуратно совершил омовение, затем целенаправленно пошел в мечеть (лишь это побудило его выйти из дома). За каждый шаг ему будет записываться единица вознаграждения (будет подниматься его уровень) и прощаться единица греха. Когда [войдя в мечеть] он помолится, то, пока он будет оставаться на этом месте (месте, где помолился), ангелы будут молиться за него: «Господи, благослови его, Господи, помилуй его». И пока человек ожидает молитву[-намаз], он пребывает в состоянии молитвы»[8].

С учетом всех этих достоверных хадисов может возникнуть вопрос: данное вознаграждение за совместное совершение очередной обязательной молитвы засчитывается человеку лишь если он молится сообща с другими в мечети или вообще, не важно, дома ли это, в пути либо на работе, главное, что двое и более совершают молитву-намаз вместе, выбрав одного из них имамом? Здесь мнения ученых разнятся, и однозначного ответа нет.

Учитывая упомянутые и другие хадисы, подчеркивающие полезность совершения молитвы-намаза сообща с другими, а также принимая во внимание, что два человека – это уже джама‘ат, причем не важно, мужчины это или женщины, можно заключить, что многократное Божье воздаяние касается любого джама‘ата в намазе, но особо выделенным и более вознаграждаемым является тот намаз, что совершен в мечети.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Канонически «молитва сообща» (джама‘атом) – это два человека и более. Например, муж с женой – это уже джама‘ат.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 206, хадис № 645; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 166, хадис № 645 и пояснение к нему.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 206, хадис № 646; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 166, хадис № 646 и пояснение к нему.

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 255, хадис № 245–(649).

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 247–(649).

[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 248–(649).

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 249–(649).

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 250–(649).

Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 151–153.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 207, хадис № 647; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 166, хадис № 647 и пояснение к нему.

Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 40, хадис № 2/1065.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1