اللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا ، وَ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ
فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ وَ ارْحَمْنِي ، إِنَّكَ أَنْتَ الغَفُورُ الرَّحِيمُ
Транскрипция дуа: Аллаахумма иннии золямту нэфсии зульмэн кясиира, ва ляя ягфируз-зунуубэ илля антэ, фагфир лии магфиратэн мин ‘индикэ вархамнии, иннакэ антэль-гафуурур-рахиим.
Перевод дуа: «Господи, поистине, я причинил много несправедливости (притеснения) по отношению к себе, а ведь никто, кроме Тебя, грехи не прощает! Прости же меня Твоим [щедрым] прощением и помилуй! Поистине, Ты Всепрощающ и Всемилостив!»[1]
Ни один человек не застрахован от совершения ошибок и оплошностей. Более того, ни один человек не застрахован от совершения грехов и прегрешений. В этой связи Абу Бакр[2], один из видных сподвижников пророка Мухаммада, обратился к нему с просьбой: «Обучи меня мольбе, с которой я смогу обращаться к Богу во время молитвы-намаза». И Пророк в ответ произнес приведенную выше мольбу-ду‘а. Такого рода молитвы-ду‘а могут проговариваться молящимся после последнего ташаххуда и салавата, непосредственно перед заключительным приветствием по обе стороны. В намазе только так.
Просьба о прощении (истигфар)[3] не подразумевает того, что человек грешил, а является прямой причиной становления ближе к Богу. Если есть грехи, мы просим Бога простить их нам. Если их нет, греховное «торможение» отсутствует, а потому приближение к Богу, к Его милости и щедрости, ускоряется: после истигфара вы просите о нуждах земных и райской обители в вечности.
Можно ли молить Всевышнего непосредственно во время совершения молитвы-намаза? Если и можно, то только на арабском. Таково мнение богословов шафиитского мазхаба. «Во время намаза (от вступительного такбира до завершающего саляма) можно читать лишь те молитвы, которые читал сам Пророк либо которым обучал других чтению в намазе», — говорят ученые ханафитского мазхаба[4].
Каков общий смысл этого ду‘а?
Данное ду‘а является признанием и раскаянием перед Аллахом (Богом, Господом) в совершении грехов, ведь совершение их равнозначно совершению несправедливости в отношении в первую очередь самого себя. Греша (сквернословя, обманывая или делая ставки), человек обрекает себя на Божье наказание. Также приведенное здесь ду‘а является признанием и подтверждением того, что никто, кроме Бога, не может прощать грехи. В Коране сказано:
В заключительной части этой краткой и емкой по смыслу мольбы выражается просьба к Богу о полном прощении и помиловании. Таким образом, первая часть ду‘а является просьбой уберечь от мук земных и вечных. А вторая – просьбой Божьей милостью благословить в земном на лучшее, а в том, что после смерти, – на вхождение в райскую обитель в вечности после Судного дня[5].
Исповедание в грехах помогает нам становиться лучше. Быть открытым миру, выявлять собственные ошибки, исправлять их и совершенствовать себя. У верующего человека в этом сложном процессе формирования и роста личности есть большое преимущество – он верит в Бога, Который Всемогущ, Всепрощающ и Всемилостив.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 555, № 3531, «сахих».
[2] Абу Бакр — ближайший сподвижник пророка Мухаммада, ставший первым праведным халифом после его смерти.
Подробнее о нем читайте в моей книге «Путь к вере».
[3] Истигфар — мольба ко Всевышнему о прощении грехов.
[4] С учетом мнений авторитетных богословов, наиболее оправданным представляется использование в намазе только тех молитвенных формул, которые применялись самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и только на арабском языке. Пророк говорил: «Молитесь так, как, вы видели, молился я». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 203, хадис № 631; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 575, хадис № 683.
Подробнее об этом читайте в моей книге «Путь к вере» или на сайте: https://umma.ru/molba-du-a-v-zemnom-poklone-molitvy-namaza.
[5] В Коране есть такая молитва-ду‘а: «Господи, даруй нам благо в этой жизни и благо в вечности и защити нас от адского наказания» (см. Св. Коран, 2:201).
Подробнее см.: https://umma.ru/kak-chitat-namaz-5-obyazatelnyh-molitv.