اَللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْهَمِّ وَ الْحَزَنِ
وَ الْعَجْزِ وَ الْكَسَلِ وَ الْبُخْلِ
وَ ضَلَعِ الدَّيْنِ وَ غَلَبَةِ الرِّجَالِ
Транскрипция дуа: Аллаахумма инни а‘уузу бикэ миналь-хэмми валь-хазан, валь-‘аджзи валь-кясаль, валь-бухли ва даля‘ид-дэйни ва галябатир-риджааль.
Перевод дуа: «Господи! Поистине, я прибегаю к Тебе, удаляясь от (1) тревог (беспокойства) и (2) печали (грусти); от (3) слабости (немощности) и (4) лени; от (5) скупости (жадности), (6) бремени долга и от (7) состояния быть побежденным (от поражений)»[1].
Анас ибн Малик, передавший этот хадис от пророка Мухаммада, многие годы был рядом с ним, с юных лет помогал ему во всем. Он видел Пророка в самых разных жизненных ситуациях. Касательно этой молитвенной формулы Анас подчеркнул: «Посланник Божий проговаривал ее очень часто»[2].
Беспокойство
Тревоги и хлопоты. Если этого бояться, стараться избегать, то жизнь превратится в постоянное психологическое мучение, которое постепенно перерастет в то или иное физическое недомогание.
Печаль
Постоянная нехватка энергии и жизненных сил ведет к тому, что человек видит все больше причин печалиться, а не радоваться. Он все больше винит других и в итоге совсем перестает брать ответственность на себя. Все виноваты, но только не он. Недопустимое состояние для верующего человека, уверенного в Божьей мощи, милости и щедрости.
Слабость
Слабых не любят. Всегда есть возможность стать сильнее интеллектуально, эмоционально и физически. Но сила и сохранение ее в рабочем состоянии требует ежедневного труда. Разные проблемы, а точнее их бесстрашное решение, помогают нам сохранять силу. Полюбите проблемы и трудности, и вы всегда будете сильным, независимо от возраста.
Лень
Все мы, люди, ленивы. Чтобы преодолеть это природное качество, следует сильно захотеть чего-то важного для нас, знать зачем это (письменно на бумаге), упаковать в срок и попросить близких, чтобы напоминали о цели и помогали не сойти с дистанции. Лень полезна лишь как индикатор сильной усталости после многих часов интеллектуального или физического труда. Только в этом случае к ней следует прислушаться и отдохнуть. Это может быть как дневной послеобеденный сон, так и ранний отбой не позже 22:00.
Жадность
Ее хорошо раскрывает хадис: «Прощайте промахи и ошибки щедрому человеку! Воистину, Господь берет его за руку [поддерживает его, даруя жизненное равновесие] всегда, когда тот оступается»[3].
Долги
Долг – это проблема, а потому следите за тем, чтобы всегда тратить меньше, чем зарабатываете.
Быть побежденным
Хорошо, конечно же, всегда побеждать, но в какой бы хорошей форме вы ни были, все равно можете рано или поздно проиграть. Нужно уметь проигрывать и извлекать из этого максимум осознанного опыта и мощной мотивации к действию (каждый день делать что-то конкретное для становления умнее, сильнее, набожнее).
Приведенные пункты – то, над чем следует работать любому и каждому. Всю жизнь. Дабы держать их под своим контролем. «Выход из берегов» одного из них может «затопить» личность, погрузив в нескончаемый кризис того или иного возраста. Работа сложная. Но очень нужная. С Божьей помощью и с Его благословения она может стать значительно легче и результативнее.
Приведенная молитвенная формула – вишенка на торте каждодневного дисциплинированного труда.
*
В Коране есть аяты, в которых Аллах повелевает верующим людям обращаться к Нему с мольбами и различными просьбами. В этих же аятах сообщается, что Господь непременно услышит их и ответит на них. Так, например, в одном из таких аятов сказано:
Пророк Мухаммад постоянно побуждал своих сподвижников к тому, чтобы они обращались к Аллаху (Богу, Господу) с мольбами-ду‘а по самым разным земным потребностям. Ведь только Он всесилен, способен услышать каждого и помочь необходимым, если посчитает нужным и своевременным.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 549, № 3484, «сахих».
[2] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 549, № 3484, «сахих».
[3] Хадис от Ибн ‘Аббаса. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 85, хадис № 1364, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 2. С. 107; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 146, хадис № 485.