Аль-Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому цитаты с его мудрыми изречениями можно встретить в солидных богословских трудах рядом с изречениями известных мусульманских богословов. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.
Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом» [1].
Эту историю передает нам один из приближенных к халифу Харуну ар-Рашиду. Имя его Фадль ибн Раби‘а. Так вот, Фадль ибн Раби‘а рассказывает: «Когда правитель правоверных Харун ар-Рашид с целью совершения хаджа находился в Мекке, то в какой-то момент он обратился ко мне с просьбой:
— Что-то закралось в мою душу, что-то меня беспокоит. Посмотри, нет ли человека, у которого я могу спросить, с которым я могу посоветоваться.
— Здесь Суфъян ибн ‘Уейна, — предложил я. — Отведи же меня к нему, — приказал халиф. И мы направились к нему. Я постучался в дверь. Послышался голос:
— Кто там?
Я сказал:
— Ответь правителю правоверных! Поспешно выйдя, он обратился к халифу:
— О правитель правоверных, если бы ты послал за мною, я бы сам пришел!
На что халиф заявил:
— Выслушай то, с чем пришел я к тебе.
Они общались целый час, после чего халиф спросил:
— Есть ли у тебя долги?
Ответ Суфъяна ибн ‘Уейны был утвердительным. Халиф приказал мне выплатить их. Когда мы вышли, он сказал:
— Твой друг ничем не смог мне помочь.
Тогда я посоветовал другого ученого, ‘Абдур-Раззака. Мы направились к нему домой. Я постучался в дверь, и он вышел к нам навстречу. После часового общения халиф, обращаясь к этому ученому, спросил:
— Есть ли у тебя долги?
— Да, — ответил тот.
И халиф приказал мне выплатить их. Когда же мы вышли, халиф вновь сказал:
— Он ничем не смог мне помочь. Найди другого!
Я предложил:
— Здесь Фудейль ибн ‘Ияд.
Мы направились к нему. В это время Фудейль совершал молитву: он читал аят и повторно перечитывал его. Я постучался в дверь. Спустя некоторое время он ответил:
— Кто это?
Я воскликнул:
— К тебе пришел правитель правоверных! В ответ послышались слова:
— Какое мне дело до правителя правоверных!
Я произнес:
— Субханал-лах, разве ты не обязан быть покорным правителю?!
Тогда Фудейль спустился, открыл дверь, а затем поднялся к себе в комнату. Погасив лампу, он укрылся в одном из углов. Мы вошли и начали искать его на ощупь. Первым его обнаружила рука халифа, и Фудейль произнес:
— Сколь нежна рука, если завтра она желает спастись от наказания Всевышнего.
Халиф промолвил:
— Выслушай то, с чем пришли мы. Да проявит же к тебе Аллах Свою милость.
И тогда Фудейль начал длинный монолог:
— Воистину, когда на ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза было возложено правление государством, он пригласил к себе трех ученых — Салима ибн ‘Абдуллу, Мухаммада ибн Ка‘ба, а также Раджу ибн Хайва и молвил: «Поистине, я испытуем этим несчастьем. Дайте же мне совет!» Как ты видишь, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз считал управление государством несчастьем, ты же и твои советники видите в этом благоденствие и блаженство. Один из собравшихся у ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, ученый по имени Салим, сказал: «Если ты желаешь спасения, то будь соблюдающим пост по отношению к дунья (мирским прелестям и красотам). И пусть твоим ифтаром (разговением) явится смерть». Другой ученый, по имени Ибн Ка‘б, дал следующий совет: «Если ты желаешь спастись от Божьего наказания, то пускай всякий старший из мусульман будет для тебя отцом, средний — братом, а младший — твоим ребенком. Почитай же своего отца, уважай своего брата и будь жалостлив к своему ребенку». Третий же, по имени Раджа, сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после — можешь умирать. Это мои слова и мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять». Затем Фудейль добавил: — Есть ли рядом с тобой, да проявит к тебе Аллах Свою милость, те, кто может посоветовать то же самое? Слушая Фудейля, халиф сильно плакал, даже потерял сознание на некоторое время.
Советник халифа воскликнул:
— Будь милосерден к правителю правоверных!
На что Фудейль ответил:
— Ты и твои приятели убиваете его, а мне советуете быть к нему милосердным?
Через некоторое время халиф пришел в себя и, обращаясь к ученому, произнес:
— Дай мне большее!
Фудейль сказал:
— О правитель правоверных, поистине, ‘Аббас, дядя Пророка, пришел к посланнику Всевышнего и попросил: «Предоставь мне должность! Дай мне возможность править!» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине, власть явится печалью и сожалением в День Суда. Если ты сможешь сторониться правления и власти, то сторонись!»
Халиф заплакал и вновь попросил:
— Дай мне большее.
Фудейль продолжал:
— О обладатель прекрасного лика! Ты тот, кого Всевышний спросит обо всех твоих подданных в День Суда. И если ты сможешь защитить свое лицо от огня Ада, то защити же. Остерегайся желания кого-либо обмануть. Поистине, посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Кто будет обманывать находящихся в его подчинении, тот не почувствует даже запаха Рая».
Плача, правитель спросил:
— Есть ли у тебя долги?
Фудейль ответил:
— Да, у меня долг пред Господом. Он еще не потребовал отчета за него. Горе мне, если Он спросит меня. Горе мне, если придется доказывать. Горе мне, если не будет внушен довод (если не найду оправдания своим недоработкам и промахам).
Халиф возразил:
— Нет, я имею в виду долги перед людьми.
Фудейль сказал:
— Мой Господь не возложил на меня этого. У меня нет долгов перед людьми. Он велел мне верить в обещанное Им и быть покорным Ему. В Коране Всевышним сказано: «Я сотворил людей и джиннов, чтобы они поклонялись Мне» [2].
Халиф протянул тысячу динаров и сказал:
— Возьми! Потрать их на свою семью, и пусть они помогут тебе в поклонении.
Удивленный Фудейль произнес:
— Субханал-лах, я указываю тебе дорогу спасения, а ты отплачиваешь мне этим?! Пусть Всевышний поможет тебе и удалит от всего неприятного.
Затем он замолчал и больше ничего не произнес» [3].
*
Думаю, каждый самостоятельно проанализирует эти две истории и извлечет полезные уроки. Единственное, что хочется заметить: история Ислама полна тысячами такого рода примеров набожности и праведности. Она полна именами тех, кто достоин быть образцом для подражания. Полна тем, перед чем ощущаешь чувство гордости и надежды.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее о его жизни см., например: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 17–45; аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрия. С. 59, 60; аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 8. С. 421–442.
[2] См.: Св. Коран, 51:56.
[3] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 8. С. 428–431.