Главная цель пророка Мухаммада

Главная цель пророческой миссии — высоконравственность

Мусульмане часто говорят о высоконравственности, которая не всегда им присуща. Наиболее вероятно, что отсутствие ее у отдельных мусульман не имеет отношения к их религиозной принадлежности, а исходит от слабости самих людей. Приведите, пожалуйста, несколько религиозных высказываний о том, что есть высоконравственность с точки зрения Ислама. 

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» [1];

«Наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам» [2];

«Наиболее полной будет вера у тех верующих, кто обладает наилучшей нравственностью» [3];

«Воистину, вы не овладеете людьми [не сможете расположить их к себе лишь] посредством богатств своих, однако [сможете] — ясным ликом [открытостью, благожелательностью] и высокой нравственностью» [4].

У пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» [5], а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя» [6].

У пророка Мухаммада однажды спросили: «Что больше всего способствует становлению человека обитателем Рая?» Он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Наличие высоких нравственных качеств» [7].

Он также подчеркивал: «Самым тяжелым [одним из самых весомых достояний] на чаше благих дел верующего [в Судный День] будет высокая нравственность. И, воистину, грубые и невоспитанные люди ненавистны Богу» [8].

В другом хадисе сказано: «Самым тяжелым на чаше благих дел в Судный День будут набожность и благонравие [то есть, например, десять единиц, приобретенные от высоконравственного, благородного поступка, будут значительно более весомыми, нежели десять единиц вознаграждения, зафиксированные ангелами в результате подаяния милостыни или совершения дополнительной молитвы]» [9].

Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: «О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?» — «Набожность», — ответил Лукман. «А если говорить о двух», — продолжал сын. «Набожность и материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды)». — «А если говорить о трех?» — снова поинтересовался сын. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды) и скромность». — «А если говорить о четырех?» — продолжал сын. «Тогда набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность и высоконравственность». — «А если говорить о пяти?» — вопрошал тот. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность, высоконравственность и щедрость, великодушие». — «А если говорить о шести?» — продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: «О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, станут неотъемлемыми для него] перечисленные пять, то этот человек — истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Богу и отдаленный от Дьявола» [10].

Я живу в стране, где мало мусульман. Другие относятся к мусульманам здесь не очень хорошо, без уважения. Иногда я слышу неприятные слова в свой адрес. Некоторые соседи принципиально не здороваются и пытаются показать всем своим видом, как я им неприятна. Мой муж всегда злится на меня, когда я рассказываю очередную не очень приятную историю о каких-нибудь колкостях в свой адрес или в адрес мусульман, он тут же находит что сказать, ставя людей на место. Я так не умею. Мне не хочется отвечать грубо. Или все-таки надо научиться этому? Хотя я не веду себя как овечка, просто мне не хочется грубить. Муслима. 

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проходил через значительно большие унижения и оскорбления в свой адрес, но вел себя в этих ситуациях очень благородно. Те, кто испытывал к нему неприязнь, или проедались своей же желчью (так как Пророк не реагировал на их грубости) или, если были разумны, становились его друзьями, а впоследствии — мусульманами. Такова культура поведения посланников Творца, к которой нам, следующим их заветам, нужно стремиться.

Разумный человек не станет грубо отвечать на слова глупца и невежды, тем более если этот разумный и воспитанный человек является мусульманином. Даже умно «поставить на место» — значит пробудить неприязнь и большее недовольство в душе собеседника.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда, подчеркиваю, никогда не грубил, даже в ответ на самые неприятные оскорбления в свой адрес. Об этом есть несколько достоверных хадисов. Например, следующий: «Однажды [не очень вежливые] представители людей Писания [несколько иудеев [11]] попросили пророка Мухаммада о встрече. Придя, они поприветствовали его словами: «Ас-саму [12] ‘алейкум!» ‘Аиша, которая в этот момент оказалась рядом, не удержав эмоций, воскликнула: «И вам «ас-сам» и Господне проклятие!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спокойно возразил: «О ‘Аиша! Поистине, Всевышнему Творцу присущи доброта и мягкость (рифк). И Он во всех делах любит доброту и мягкость [то есть особенно любит в верующих именно эти качества]». ‘Аиша воскликнула: «А разве ты не слышал сказанное ими?!» Пророк ответил: «Я произнес в ответ: «И вам (ва ‘алейкум)» [13]. 

Также, например, у великого имама аш-Шафи‘и есть несколько красивых стихов о ситуациях, подобных вашей. Он говорит, что не к лицу мудрому мусульманину (а тем более мусульманке) опускаться на уровень невоспитанного невежды, отвечая ему чем-либо. Помните про льва и собаку? Льва боятся, а собаку — нет. Согласен, «львом» — обладателем красивой речи, набожности, спокойного, ненадменного, но величественного взгляда — может быть не каждый. Но не отчаивайтесь. «Путь одолеет идущий», тем более если в его сердце набожность, а в поведении очень ценимая Богом скромность.

 

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[2] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 243, хадис № 3984, «сахих»; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад. Т. 2. С. 316; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 225, 226, хадис № 477, «сахих».

[3] Хадис от Абу Хурайры, а также от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда, Ибн Хаббана, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 2. С. 250; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 88, 89, хадисы № 1440 и 1441, оба «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 227, хадис № 479, «хасан».

[4] Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 506; аль-Хайсами А. Муджма‘ аз-заваид ва манба‘ аль-фаваид. В 10 т. Каир: аль-Кудси, [б. г.]. Т. 8. С. 22; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 411.

[5] Св. Коран, 7:199.

[6] См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 9. С. 195, хадис № 4642, частично.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 2. С. 291.

[8] Хадис от Абу Дарда’, а также Усамы ибн Зейда; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Абу Шейба, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 230, хадис № 481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 115, хадис № 1853; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 18. С. 149; аль-Муттакы А. (умер в 975 г. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль. 1985. Т. 3. С. 9, хадисы № 5175–5187.

[9] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 274, хадисы № 2003, «хасан, сахих», № 2004, № 2005, «сахих». Тахридж по всем сводам хадисов см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 230, хадис № 481, «сахих».

[10] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 307.

[11] Но замечу, что не нужно с недоверием, а тем более с неприязнью, смотреть на всех иудеев из-за тех нескольких. Если в вас пробудятся именно такие чувства, значит, вы не поняли данного хадиса.

[12] Слово «ас-сам» переводится с арабского языка как «смерть». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 12. С. 313. То есть они «поприветствовали» Пророка, желая ему смерти.

[13] См.: Аль-муснад аль-джами‘. Т. 20. С. 204, хадис № 17043; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 283, хадис № 6927.

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1