Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Человек, в сердце которого вера [с осознанием ее постулатов умом и сердцем], может оступиться во многом (ему могут быть присущи самые разные человеческие качества и характеристики), но предателем или лжецом [когда проговаривание лжи или предательство совершаются преднамеренно] он быть не может»[1].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если человек проговорит [очевидную] ложь, ангел [проявления Божьей милости] удалится от него на одну милю (1920 метров[2]) из-за того зловонного запаха, который начнет исходить от него»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Правдивость ведет к праведности (благочестию). Праведность же ведет в Рай. Поистине, человек будет правдив [на протяжении многих лет и десятилетий своей жизни, как словами, так и делами] настолько, что [в итоге] будет записан пред Богом [в результате строгого следования правде] как сыддык (правдивейший). [Это качество закрепится навечно и откроет перед ним просторы райской обители, с Божественного на то благословения.]
А вот ложь, поистине, ведет к грехам (развратности, распутству). Грехи же (разврат, распутство) ведут в Ад. Поистине, человек будет лжив [на протяжении многих лет и десятилетий своей жизни] настолько, что [в итоге] будет записан пред Богом [в результате собственного выбора] как кяззаб (заядлый лжец) [это качество закрепится за ним навечно и откроет перед ним врата Геенны, вечного Ада]»[4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10014, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 274, хадис № 1779, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 3050, хадис № 4860.
[2] Согласно словарю Х. Баранова. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. В 2 т. Ташкент: Камалак, 1994. С. 777.
[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 579, хадис № 1977, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 840, «хасан».
[4] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1923, хадис № 6094; ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 70, хадис № 1/54, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 125, хадис № 2044, «сахих».