Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) дает земную жизнь [мирские блага, богатства, влияние, положение, власть] как тем, кого любит, так и тем, кто нелюбим. Веру же и религиозность Он дарует только тем, кого любит»[1].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]»[2].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Мусульмане — братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности»[3].
ﷺ
Передается, что однажды сын мудрого Лукмана спросил своего отца: «О папочка! Какие человеческие качества являются наилучшими?» — «Набожность», — ответил Лукман. «А если говорить о двух», — продолжал сын. «Набожность и материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды)». — «А если говорить о трех?» — снова поинтересовался сын. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды) и скромность». — «А если говорить о четырех?» — продолжал сын. «Тогда набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность и высоконравственность». — «А если говорить о пяти?» — вопрошал тот. «Набожность, материальный достаток (способность обеспечивать свои нужды), скромность, высоконравственность и щедрость, великодушие». — «А если говорить о шести?» — продолжал настойчиво интересоваться сын мудрого Лукмана. Отец ответил: «О сыночек мой! Если в человеке будут [присутствовать, станут неотъемлемыми для него] перечисленные пять, то этот человек — истинно набожный, кристально-чистый, приближенный к Богу и отдаленный от Дьявола»[4].
ﷺ
Временами пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обращался к Богу со следующей молитвой: «Господи, я прошу у тебя (1) [видения] верного пути [дабы в активном движении по жизни идти по нему], (2) набожности [помоги мне сторониться всего явно запретного и выполнять в меру сил и возможностей обязательное], (3) добродетели [высокой нравственности, присущей верующим и уверенным в Твоей милости людям] и (4) богатства [независимости и материального изобилия][5]»[6]. Транслитерация: «Аллахумма инни ас’алюкяль-худа, ват-тука, валь-‘афафа, валь-гына»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в пример другим молил Всевышнего также другой молитвой: «Господи, пусть вера моя (набожность, религиозность) будет правильной [без уродливых перегибов и крайностей], ведь в ней — защита всех моих дел [гарантия их благополучия в обоих мирах]. И пусть моя земная жизнь будет правильной (благополучной) [полной верных поступков, устремлений, великолепия и изобилия], ведь в ней — мое существование [на некоторый период времени со всеми вытекающими из этого последствиями и потребностями]. Пусть вечность моя будет также достойной [полной Твоей милости, щедрости и Твоего прощения], ведь туда мое возвращение [после смерти на земле]. Сделай земную жизнь для меня тем, что приумножает все хорошее, а смерть мою [в качестве врат перехода в вечность] — отдыхом ото всего плохого [да не коснется там меня наказание, мучение и зло в каких-либо проявлениях, да буду я окружен Твоей милостью и прощением после смерти навечно]»[8]. Транслитерация: Аллахумма, аслих ли дини аллязи хува ‘исмату амри, ва аслих ли дуньяйя алляти фихе ма‘аши, ва аслих ли ахирати алляти фихе ма‘ади. Вадж‘алиль-хаята зиядатан ли фи кулли хайр, вадж‘алиль-мавта рахатэн ли мин кулли шарр. В Коране сказано: «[И в погоне за мирским либо вечным не забывайте, что] в итоге [самым главным качеством человека] является набожность [проявляющаяся в том числе в видении явного греха грехом, а очевидного зла — злом. Ведь порой мнимая набожность в состоянии превратить человека в дьявола, облаченного в накидку пророка, настоящую суть которого раскрывают нам плоды (итоги) дел его и поступков]» (см. Св. Коран, 20:132).
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял слова мольбы: «О Повелитель сердец! Укрепи (утверди) веру в моем сердце» («Йя мукаллибаль-кулююб, саббит кальбии ‘аля дииникь»). Однажды его супруга ‘Аиша спросила: «Почему ты периодически обращаешься к Всевышнему именно с этой мольбою?» Он ответил: «Сердце каждого из людей в полной власти Всемилостивого: если Он пожелает дать ему верное направление [состояние, настрой], то так и будет; если же пожелает отклонить его [от верного курса, вселить ощущение растерянности, потрясения и беспокойства], то так и будет»[9].
ﷺ
Вабисо ибн Ма‘бад однажды пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует). Пророк спросил его: «Ты пришел, чтобы узнать у меня, что такое аль-бирр (доброта, любовь; праведность, благочестие, набожность)?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)»[10].