Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о порядке опускания рук и ног в намазе

Аудио версия настоящей статьи:

  

Когда совершаешь земной поклон в молитве, как правильнее: сначала опустить на землю колени или первым делом руки, а потом уже колени?

Большая часть исламских ученых (джумху́р) говорили о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным во время совершения земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук, а потом лица с расположением его между кистями рук[1] и касанием носом и лбом земли (коврика). Вставая с земного поклона, молящийся сначала поднимает голову, затем — руки, а потом — колени. Хадис с таким описанием последовательности подавляющее большинство ученых, среди которых богословы аль-Хаттаби и Ибн Кайим,  считало более достоверным.

К хадису Абу Хурайры, где говорится «сначала опускаются руки, а затем — ноги» были претензии как у хадисоведов (мухаддисов), например у ат-Тирмизи, который сказал, что данный хадис «гари́б», так и у факы́хов (богословов-исследователей), например у Ибн Кайима аль-Джавзи, который высказался, что этот хадис является «недостоверным по своему смыслу». У Ибн Кайима по данному вопросу есть очень подробное, богатое аргументацией и богословскими тонкостями исследование, в конце которого он подходит к упомянутому заключению[2].

Но в то же время необходимо оговориться, что обе формы допускаются учеными. Просто с точки зрения Сунны опускание сначала коленей, а затем — рук является значительно более верным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Так утверждали богословы-ханафиты, опираясь на Сунну Пророка. Ученые шафиитского мазхаба, основываясь на хадисе из св. х. имама Абу Дауда, сказали, что кисти рук опускаются на землю на уровне плеч. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 330. [2] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 1. С. 223–231. Также см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 848, 849.
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1