Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Я и пророки, которые были до меня [моя и их Божественные миссии], — это подобие возводимого изящного и великолепного здания. Строительство практически завершено, осталось только положить последний кирпич в одной из частей здания. Люди обходят кругами это прекрасное сооружение и диву даются, сколь оно величественно. Но, замечая, что остался последний штрих для полного завершения, восклицают: «О, если бы установили недостающий кирпич!» Я и есть заключительный кирпич, это я — печать пророков [моей миссией завершается череда пророков и посланников Божьих]» [1].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Низведенное мне — истинное, настоящее; высокое, чистое»[2].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине Аллах (Бог, Господь) не ниспослал меня [избрав из числа людей моего времени] для усложнения [жизни других, моих последователей] (я не для того, чтобы ввергать кого-то в беду; раздражать; досаждать, допекать), [не избрал из числа людей в качестве Божьего посланника] для чинения препятствий (придирчивости, излишней требовательности). Однако Он [Господь миров] направил меня [к людям] в качестве учителя [который постепенно и поэтапно обучает всему полезному для земной и вечной перспектив] и облегчающего [упрощающего; того, кто делает жизнь и то, что в ней, удобной]»[3].
Обучать сути жизни, принципам и правилам становления счастливым в обоих мирах. Облегчать и упрощать, имея при этом каждодневную самодисциплину и помня об ответственности.
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Я был избран [в качестве Божьего посланника] милостью [проявлением Божественной милости], а не наказанием»[4].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если постараться образно представить меня и моих последователей, то вот пример: человек разжег костер, а мотыльки летят на его свет и гибнут в пламени. Я держу вас [своими наставлениями, назиданиями, личным примером] за пояса, чтобы вы не оказались в огне [Ада], но вы [многие из вас] безрассудно бросаетесь в него (в огонь) [греша и игнорируя наставления, пренебрегая нравственными ценностями]. Безрассудно устремляетесь, подобно мотылькам»[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если вы слышите хадис (повествование), приписываемый мне, и сердца ваши знают его [примут его], а волосы и кожа будут спокойны, вы почувствуете, что он вам близок, тогда я первым из вас следую ему. Если же вы услышите хадис (повествование), приписываемый мне, но сердца ваши не одобрят его, волосы и кожа «испугаются» (вы почувствуете отвращение и нелюбовь), и вы посчитаете, что он далек от вас [нечто чуждое, не для вас], тогда я от него дальше всех вас»[6].
ﷺ
«Поистине, Иисус не умер. Он вернется к вам [о люди] до Конца Света»[7].
ﷺ
«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа [клянусь Богом]! Приблизилось время, когда ниспослан будет в вашу [о мусульмане] среду сын Марьям (Марии). Станет он справедливым правителем. Он поломает [все] кресты [развенчает мифы о мученическом распятии его на кресте], убьет свиней[8] и закрепит налог [за теми, кто не будет пребывать в религии Единобожия][9]. Богатства станет так много, что никто не захочет принимать его [когда другой будет давать ему в качестве милостыни]. И один земной поклон [пред Богом] станет более ценен, чем весь этот мир и все, что в нем [то есть материальное богатство потеряет ценность, а вот поклонение Богу будет вознесено на высокий уровень значимости и ценности]»[10].
ﷺ
«Я более близок к ‘Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), чем кто-либо. В земном и в вечном». Сподвижники спросили: «Как это?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Пророки являются братьями по отцу, а матери их разные: религия (вера) у них едина [а каноны, которые они получали от Бога, разнились]. Между нами [мною и Иисусом] пророков не было»[11].
ﷺ
«Любой младенец при рождении получает укол от Дьявола (дьявольский укол) и начинает кричать [плакать] из-за этого. Исключением [за всю историю человечества] являются лишь сын Марьям (Марии) [то есть Иисус] и его мать»[12].
ﷺ
«Каждого новорожденного из потомков Адама в день его рождения касается Дьявол. Исключением являются лишь Марьям (Мария) и ее сын [пророк Иисус]»[13].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Насколько прекрасна мольба Юнуса (Ионы), с которой он обратился к Господу, находясь в желудке кита: «Ля иляяхэ илля энта, субхаанакя, инни кунту миназ-зоолимин». Что бы ни попросил верующий у Господа, обращаясь с этой мольбой, Он непременно ответит ему»[14].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1097, 1098, хадисы № 3534, 3535; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 693, хадисы № 3534 и 3535; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 14. С. 315, 316, хадис № 6405, «сахих».
[2] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 265; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 2002. С. 1632, часть 5/266, хадис № 22647 (22291).
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 593, хадис № 29–(1478); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 10. С. 81, хадис № 29–(1478); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 111, хадис № 1776, «сахих».
[4] Хадис от Абу Хурайры; аль-Бухари (фит-тарих). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 155, хадис № 2585, «хасан».
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1065, хадис № 3426, а также Т. 4. С. 2034, хадис № 6483; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 566, хадис № 3426, а также Т. 14. С. 383, хадис № 6483; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 938, хадис № 17–(2284); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 266.
[6] Св. х. Ахмада и Абу Я‘ли. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 49, хадис № 699, «сахих».
[7] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 262, 263, 265; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 354.
[8] «Убьет свиней» — это образно, так как свинья является одним из творений Бога, и уничтожать ее канонически недопустимо. Он просто строго обозначит недопустимость приема ее мяса в пищу. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 608, пояснение к хадису № 3448.
[9] Также ученые оговорили вариант перевода как «отменит налог» за ненадобностью. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 608, 609, пояснение к хадису № 3448.
[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1073, хадис № 3448; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 607, хадис № 3448 и пояснение к нему.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 654, хадис № 2222.
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 962, хадис № 145–(2365).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1072, хадисы № 3442 и 3443.
[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 963, хадис № 146–(2366).
[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 963, хадис № 147–(2366).
[14] Хадис от Са‘да ибн Абу Ваккаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 329; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 256, хадис № 4203, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 5. С. 119, 120, хадис № 2292.