Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования»[1].
Богословы ханафитской и шафиитской правовых школ считают, что любая кожа, в том числе мертвечины, пригодна для использования, но только после процесса дубления[2]. Исключением считают лишь кожу свиньи[3]. Шафииты относили к запретному также и собачью кожу, то есть говорили, что даже после выделки она не становится канонически чистой[4].
ﷺ
«Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) проходил мимо мертвой овцы и спросил: «Почему вы не взяли ее шкуру, которую могли бы выдубить и использовать?» [Люди] ответили: «Она (овца) же мертва!» Тогда [посланник Всевышнего] сказал: «Запретно только употребление ее [мяса] в пищу»[5].
О допустимости использования кожи мертвечины имеется постановление (фетва) Исламоведческого центра фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта[6].
Египетский дом фетв[7] и Совет улемов Иордании[8] вынесли постановление о запретности продажи любых изделий из свиной кожи. Их главным аргументом является то, что все части тела свиньи, включая кожу, канонически нечисты, непригодны как для использования, так и для продажи. Свою фетву они подкрепляют мнением большинства ученых прошлых столетий, а также хадисом Пророка: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]»[9].
Исламоведческий центр фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта вынес постановление (фетву) о дозволенности купли-продажи изделий из свиной кожи, опираясь на всеобъемлющий смысл достоверного хадиса: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования»[10], [11].
Относительно дубленой свиной кожи в истории исламского богословия были авторитетные мнения (среди ученых ханафитского и маликитского мазхабов) о допустимости ее использования. Обосновывали это ранее приведенным достоверным хадисом о том, что «любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования»[12].
Конечно же, лучше воздержаться, но если человеку сложно определить, из какой кожи выполнено то или иное изделие, или если есть затруднения найти изделие без использования при изготовлении кожи свиньи, предположим, в Европе или центральной части России, где свиноводству отводится чуть ли не центральное место в сельском хозяйстве и кожа после выделки используется повсеместно, то есть сложно обезопасить себя от такого приобретения (‘умумуль-бальва), тогда это может перейти в категорию ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемого и прощаемого. К свиному мясу это никак не относится, ведь в Коране ясно говорится о запрете на употребление в пищу свинины, а ознакомиться с тем, какое мясо входит в состав продукта, не составит большого труда. Тем более что мусульманин, когда покупает мясные продукты, в первую очередь старается найти на упаковке маркировку «халяль» или «халал» (то есть — «соответствует мусульманским канонам»), ориентируясь на продукцию известных ему халяльных производителей.
Абсолютное большинство ученых считает шерсть и волосяной покров животных, в том числе и мертвечины, канонически чистыми и пригодными для использования. Свою точку зрения они аргументируют аятом: «А из шерсти и волосяного покрова животных вы имеете возможность делать себе домашнюю утварь (элементы мебели, интерьера), которая эксплуатируется в течение определенного времени; также это является для вас предметом торговли (наслаждения), имеющим [немалый] срок годности» (см. Св. Коран, 16:80) и вышеприведенным хадисом: «Запретно только употребление ее [мяса] в пищу»[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих».
[2] Маликиты и ханбалиты считают кожу мертвечины непригодной как до дубления, так и после. См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390. Электронная версия книги: http://feqh.al-islam.com/Page.aspx?pageid=278&BookID=510&TOCID=5074.
[3] Подробнее о коже свиньи смотрите далее по тексту.
[4] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 158; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 251–254; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 66–67; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 179–180; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 442, 443.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 291, хадис № 1492; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 159, хадис № 363; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3610, «сахих».
[6] http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=232261&RecID=1&srchwords=%CC%E1%CF%20%C7%E1%E3%ED%CA%C9&R1=1&R2=0.
[9] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 4388, «сахих».
[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих».
[12] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390.
[13] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390, 391.