Хадисы про шахаду (свидетельство единобожия)

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник; выполнении молитвы[-намаза]; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Рано или поздно, но все-таки] выйдет из Ада тот, кто [при жизни] сказал [хотя бы один раз] «ля иляхэ иллял-лах» (нет бога, божества, кроме одного единственного Господа миров, Творца всего сущего) и в чьем сердце [на момент его смерти, до начала процесса выхода души из бренного тела] была хоть малая частица веры [в Бога и Судный День]»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Сами обрадуйтесь и других (будущие поколения) обрадуйте: кто засвидетельствует, что Бог один [нет иных богов и божеств, кроме одного Творца всего сущего], являясь при этом правдивым [на самом деле искренне веря в это своим сердцем и разумом], тот с этим войдет в Рай [даже если какое-то время ему придется пребывать в Аду за грехи и проступки, в которых он не успел раскаяться и исправиться до смерти]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Скажи: «Я уверовал в Аллаха (в Бога)», затем будь правдивым, честным (следующим верному пути)»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха (Бога, Господа), Единого и Единственного, и что Мухаммад — раб и посланник Божий, что Иисус — раб Божий, посланник Его и Слово Господне, низведенное Марьям (Марии), что Рай и Ад истинны, того Аллах (Бог, Господь) введет в Рай на основе деяний его [то есть на ту степень в Раю, которую он заслужит по итогу своих земных дел и поступков]»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Какой бы раб Божий (кто-либо из людей) ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха (Бога, Господа) [с верой в единственность и непостижимость Творца], и что Мухаммад — раб Его и посланник [заключительный из числа Божьих пророков и посланников], сделав это с искренностью (правдивостью) в сердце, Господь непременно удалит его от Ада»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто поймет для себя, что Аллах (Бог) [Единый и Единственный для всех, Творец всего сущего] — его Господь [и лишь Ему следует поклоняться, лишь Его молить о помощи и просить] и что я [пророк Мухаммад] — Его пророк [и заключительный посланник Божий, не философствуя и не проявляя фанатизма, а] искренне веря в это всем сердцем, того Аллах (Бог, Господь) защитит от Ада [в вечности]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Я свидетельствую, что «ля иляхэ иллял-лах» (нет бога, божества, кроме одного единственного Господа миров, Творца всего сущего) и что я являюсь посланником Божьим (расулюл-лах). Если раб Божий (кто-либо из людей) с этими словами предстанет пред Богом [в Судный День] не сомневаясь в их смысле [он произнес это, согласился с этим и успел осознать до того, как душа его покинула бренное тело], тогда он непременно [по итогу Судного Дня и, если не будет помилован Богом, после получения заслуженного им в Аду] войдет в Рай»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Есть] три качества. Если они будут в человеке, он почувствует сладость веры: (1) любовь к Аллаху (Богу, Господу) и Его [заключительному] посланнику более сильная, чем к кому бы то ни было; (2) искренняя любовь к другим ради Всевышнего [как к Божьим творениям; когда любовь или дружба абсолютно бескорыстны, без ожидания чего-либо взамен] и (3) [естественное, осмысленное] нежелание вернуться в безбожие, после того как Бог спас от этого, равное нежеланию быть брошенным в Ад»[9].

 «Разве ты раскрыл его сердце и узрел, что внутри?!» — воскликнул пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), узнав, что один из его сподвижников, основываясь лишь на личном, субъективном предположении, убил во время боя человека, нападавшего на него. Нападавший, увидев занесенный над ним меч мусульманина, проговорил слова свидетельства веры («Я свидетельствую, что нет бога, кроме Бога Единого, и что Мухаммад является Его рабом и посланником»), произнесение которых даже во время боя обеспечивает человеку безопасность среди мусульман. Но сподвижник Пророка убил его, думая, что тот говорит это не искренне, а с целью сохранить себе жизнь. Такое умозаключение вызвало крайнее недовольство и возмущение Пророка.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры, хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком много на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не обвиняет один человек другого в нечестии (порочности, беспутстве) и не обвиняет в неверии [потому, что если] человек таковым не является, то [обвинение] в равной степени падает на него самого»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-либо обвинит своего брата [по вере] в безбожии, то это [обвинение] будет относиться к одному из них: если сказанное правда, то [обвинение] останется на том, к кому было обращено; если же оно не соответствует действительности, то вернется к сказавшему»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто обвиняет верующего (му’мина) в неверии, то это [по греховности] подобно убийству его»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Между [верующим] человеком и неверием (язычеством, безбожием) — оставление молитвы[-намаза]»[14].

В хадисе указывается на случай, когда человек уверовал, осознал важность и обязательность ежедневного пятикратного намаза, но, начав соблюдать молитвенную практику, прекратил ее. Согласно единому мнению ученых, только тот, кто отрицает обязательность молитвы, является не уверовавшим в Господа[15]. Но никто не имеет права называть человека несовершающего намаз неверным.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 25, хадис № 8; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 28, хадис № 8.

[2] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 107, хадис № 325–(192); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 4312, «сахих».

[3] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 10, хадис № 51, «сахих».

[4] Хадис от Суфъяна ибн ‘Абдулла ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 49, хадис 62–(38); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 382, хадис № 6143, «сахих».

[5] Хадис от ‘Убады ибн ас-Сомита; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1069, хадис № 3435; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 586, хадис № 3435 и пояснение к нему.

[6] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 67, хадис № 128; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 47, хадис № 53–(32); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 63, раздел «Вера», хадис № 19.

[7] Хадис от ‘Имрана; св. х. аль-Барраза и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 534, хадис № 8860, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С. 401.

[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 45, хадис № 44–(27).

[9] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 31, хадис № 21; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 292, хадис № 1/376; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 1. С. 84; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 205, хадис № 3415, «сахих».

[10] Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 56, хадис № 111–(60).

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1909, хадис № 6045.

[12] См., например: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 70, 71, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 42.

[13] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1910, хадис № 6047.

[14] Хадис от Джабира; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 190, хадис № 3170; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 61, хадис № 134–(82); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 510, хадис № 4678, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 742, хадисы № 2623–2626, все «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 313, хадис № 400.

[15] Подробнее см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 313, 314, пояснение к хадису № 400.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1