О допустимости кастрации домашних животных, мясо которых разрешено (халяль) употреблять в пищу, ученые-богословы высказали схожие мнения, отличающиеся между собой лишь в некоторых деталях.
В целом, по мнению большинства из них, эта процедура является дозволенной в Исламе, но при соблюдении некоторых условий. Так, например, ученые-ханафиты и ученые-маликиты высказались в пользу дозволенности подобной процедуры в отношении всех видов домашней скотины, не делая каких-либо исключений, например, в отношении баранов. Дозволенность подобной процедуры они, как и все остальные ученые-богословы, аргументировали некоторыми практическими причинами:
- улучшение вкусовых качеств мяса животных, ведь, как известно, мясо некастрированных баранов имеет неприятный специфический вкус,
- более быстрый набор веса животными,
- снижение агрессивности животных и их общей активности.
Ученые-шафииты также высказались в пользу дозволенности подобной процедуры, но при условии, что она должна производиться только в отношении молодняка и не должна повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия для животного.
Ученые-ханбалиты считают, что подобная процедура дозволена только в отношении мелкого рогатого скота, например, овец, баранов, коз и т. д.
Что касается крупных животных, например, лошадей, то, по их мнению, подобная процедура в отношении них является нежелательной (макрух). Нежелательность последнего они аргументировали изречением Ибн ‘Аббаса, видного сподвижника пророка Мухаммад, который сказал: «Посланник Аллаха строго запретил проводить кастрацию домашней скотины»[1]. По их мнению, запрет на кастрацию домашних животных в данном изречении связан с недопустимостью причинения животным физической боли и страданий[2].
Доказательством дозволенности кастрации домашних животных, по мнению ученых-богословов, служит изречение Джабира ибн ‘Абдуллах, другого видного сподвижника пророка Мухаммада, в котором сказано: «Как-то раз в день жертвоприношения (Курбан-байрам) пророк Мухаммад принес в жертву двурогих, пестрых и кастрированных баранов»[3].
Кастрация кошек, собак и других домашних животных
Что касается тех домашних животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, например, кошек и собак, то, по мнению ученых-ханафитов, кастрировать их или стерилизовать допускается только при наличии крайней необходимости в этом или по медицинским показаниям ветеринара. В противном случае подобные действия будут считаться вмешательством в первозданный облик, созданный Всевышним.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Хайсами Н. Кашф аль-астар ‘ан заваид аль-Баззар. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1979. Т. 2. С. 274.
[2] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хыса’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 122.
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 7 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2009. Т. 4. С. 421, хадис № 2795.