Да, можем помочь.
1. Молясь за них, прося у Всевышнего милости для них и прощения грехов.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек будет поднят [после Судного Дня] на незаслуженно высокий для него уровень в райской обители. Он воскликнет: «За что это мне?!» Ему ответят: «Это за молитвы твоего ребенка [обращенные к Богу] о прощении [грехов твоих]»[1].
Пророк Мухаммад также сказал: «Когда человек умирает, дела его прерываются [книга земных дел и поступков закрывается], за исключением трех[2] вещей <…>: благонравный ребенок (сын или дочь) [потомок], молящийся за него [за этого, уже покинувшего сию земную обитель человека]»[3].
2. Также благие дела и добрые поступки живых радуют их близких, уже покинувших сию земную обитель.
В хадисе сказано: «Поистине, дела ваши демонстрируемы вашим близким и родным (родственникам) из числа умерших! Если они [дела ваши] хорошие, то [души покойных] радуются этому. Ну, а если нет, то они [души покойных] говорят [молят Бога]: «Господи, не лишай их жизни, пока не наставишь на верный путь, как наставил нас ранее [по Твоей милости и с Твоего благословения]»[4]. Из текста хадиса ясно, что такая возможность «видеть и лицезреть» будет лишь у тех, кто покинул жизнь праведником, а потому его душа на высших уровнях небес и имеет там некоторую степень свободы.
Подробнее см. в статье «Благие дела от имени умершего».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 393, хадис № 3660, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 1992, «хасан».
[2] Среди названных в хадисе вещей упомянуты также продолжающая приносить пользу милостыня и полезные знания на благо будущих поколений.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим, 1998. С. 669, хадис № 14–(1631); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 6. Ч. 11. С. 84, хадис № 14–(1631); аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 285, хадис № 203; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 191, хадис № 8 (1384).
[4] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 873, хадис № 12683.
Степень достоверности данного хадиса по мнению некоторых ученых-мухаддисов не высокая, даже низкая. Но общий смысл хадиса соответствует Корану и Сунне, мотивирует и дисциплинирует в вопросах воспитанности, благонравия и трудолюбия.
Также см.: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 63.