Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Музыка и мусульманская свадьба

Аудио версия настоящей статьи:

У арабов издревле имеется традиция очень громкого сопровождения свадебной процессии, особенно перед домом, где будут жить молодожены, или там, где они родились и выросли. Национальная народная музыка, а также голоса, звучащие в особой торжественной тональности, раздаются на всю улицу, а порой и округу. Суть — привлечь внимание как можно большего числа людей, чтобы они увидели юношу и девушку, ставших мужем и женой. Самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), а также его сподвижниками это не запрещалось, а наоборот приветствовалось. В подтверждение этого приведу несколько достоверных хадисов из Сунны.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение. В своде хадисов имама аль-Бухари говорится, что в момент, когда эта музыкальная церемония развернулась в праздничный день в мечети и ‘Аиша проявила к ней интерес, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил у нее[1]: «Ты хочешь посмотреть?» Она ответила: «Да». И далее сама ‘Аиша описывает: «Он поставил меня позади себя так, что моя щека прижалась к его щеке. При этом он [в такт] подбадривал их. [Через некоторое время] я устала. Почувствовав это, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил: «Довольно?» Я ответила: «Да» — «Ну, тогда иди», — сказал он»[2].

Похожий хадис есть в своде хадисов имама ат-Тирмизи. В нем ‘Аиша передает, что услышала шум [торжества] и [радостные] голоса детей. Пророк Мухаммад встал [дабы посмотреть, что там] и увидел танцующую [под музыку] женщину-эфиопку, а вокруг нее [танцующих] детей. Он обратился: «‘Аиша! Иди сюда, посмотри!»[3]

Однажды ‘Аиша участвовала в выдаче одной девушки замуж за мужчину из числа ансаров (жителей города Медины). Эта девушка была сиротой и ‘Аиша опекала ее. Пророк [узнав об этом] спросил [свою супругу, когда та вернулась]: «С вами было веселье [музыка; вы торжественно все это провели]?» И добавил: «Поистине, ансары (жители Медины) любят веселье [женят и выдают замуж с празднеством и торжеством]»[4]. Пророк Мухаммад не утверждал, что «музыка — харам», как это делают некоторые наши современники, сдвинув брови и грозно пригрозив Адом, а наоборот, подчеркнул необходимость учитывать местные традиции свадебных торжеств. Конечно же, когда это в рамках мусульманской морали и нравственности.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен (тамбурин) и голос [то есть публичное торжественное объявление о новом брачном союзе]»[5].

В своде хадисов имама ан-Насаи в теме «Развлечение (игра, забава) и пение на свадьбе» стоит следующий достоверный хадис: «‘Амир ибн Са‘д рассказал, как посетил свадьбу, где были [два известных сподвижника пророка Мухаммада] Куразо ибн Кя‘б и Абу Мас‘уд аль-Ансари. Свадьба сопровождалась пением [музыкой; праздничным торжеством]. Я спросил: «Вы же оба сподвижники Пророка и участвовали [в битве] при Бадре [вам самим Пророком была обещана райская обитель в вечности], и все это [музыкальное торжество] перед вами?! [Как понять?!]». Они ему ответили: «Если хочешь, садись и слушай вместе с нами. В противном случае можешь удалиться. Увеселительные мероприятия во время свадебного торжества разрешены [пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует)]»[6].

Ответы на вопросы по теме:

Можно ли свадьбу провести с участием музыкантов?

Конечно, можно и нужно, и это соответствует Сунне пророка Мухаммада, так как придает процессу бракосочетания соответствующую гласность, открытость, информирует большее число людей о том, что конкретные мужчина и женщина становятся мужем и женой. Это должно стать праздничным фоном, привнесением радости в торжественное мероприятие, но не превращать торжество в большую дискотеку. Пусть будет больше традиционной, народной, национальной и доброй музыки.

Брат хочет сыграть свадьбу согласно канонам Ислама. Что вы посоветуете сделать (какую программу), чтобы было весело?

Главное, чтобы не было спиртного, а в остальном — больше фантазии и наймите профессионалов. Обстановка должна отличаться благопристойностью. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) свадьбы проходили весело, шумно, с музыкальным сопровождением. Одна цитата из книги имама аль-Газали: «Если упоминание имени Всевышнего в пустословной клятве[7], не подкрепленной сердечным намерением и внутренней решимостью, не наказуемо[8], то как же может наказываться человек за стихотворную речь или пляску»[9]. Исключением являются те танцы и пляски, которые противоречат основам мусульманской морали и культуры.

Я много раз видел свадьбы без алкоголя, которые проходили массово, весело и интересно. Вам самим нужно пофантазировать, составить программу, подобрать ведущего, найти хорошее музыкальное сопровождение из народных песен, давать слово желающим вас поздравить в музыкальной или иной форме (стихотворной, например) и т. п. Подключите к данному мероприятию творческих людей.

Богословский материал о музыке (со ссылками на источники и развернутой богословской аргументацией) читайте здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Согласно хадису сама ‘Аиша сомневается: «То ли я попросила, то ли он меня позвал». [2] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари.  См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 285, хадис № 950. Комментарии к нему см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 564, 565; Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.] Т. 4. С. 1950. [3] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 577, хадис № 3691, «сахих». Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 564, пояснение к хадису № 950. [4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1661, хадис № 5162; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 11. С. 281, 282, хадис № 5162 и пояснение к нему. [5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 337, хадис № 1089, «хасан»; ан-Насаи А. Сунан. С. 355, хадисы № 3369, 3370, оба хадиса «хасан»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 66, хадис № 1519/2723. [6] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 357, хадис № 3383, «хасан». [7] В Коране сказано: “За пустословные клятвы [когда нет серьезного намерения клясться] Аллах (Бог, Господь) не накажет вас [нет в этом ни греха, ни наказания, ни искупления], а отвечать вам за то, когда было намерение в сердце [когда клятва Всевышним сознательна и прочувствована]. [Но] Он — Всепрощающ [пока человек жив] и Терпелив (Мягок, Добр) [не сразу наказывает, дает человеку возможность раскаяться, исправить проступок]” (Св. Коран, 2:225). [8] Хотя человек не всерьез клянется самим Богом! [9] См.: аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. Бейрут: аль-Хайр, 1994. Т. 2. С. 378.
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1