Аудио версия настоящей статьи:
У арабов издревле имеется традиция очень громкого сопровождения свадебной процессии, особенно перед домом, где будут жить молодожены, или там, где они родились и выросли. Национальная народная музыка, а также голоса, звучащие в особой торжественной тональности, раздаются на всю улицу, а порой и округу. Суть — привлечь внимание как можно большего числа людей, чтобы они увидели юношу и девушку, ставших мужем и женой. Самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), а также его сподвижниками это не запрещалось, а наоборот приветствовалось. В подтверждение этого приведу несколько достоверных хадисов из Сунны.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение. В своде хадисов имама аль-Бухари говорится, что в момент, когда эта музыкальная церемония развернулась в праздничный день в мечети и ‘Аиша проявила к ней интерес, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил у нее[1]: «Ты хочешь посмотреть?» Она ответила: «Да». И далее сама ‘Аиша описывает: «Он поставил меня позади себя так, что моя щека прижалась к его щеке. При этом он [в такт] подбадривал их. [Через некоторое время] я устала. Почувствовав это, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил: «Довольно?» Я ответила: «Да» — «Ну, тогда иди», — сказал он»[2].
Похожий хадис есть в своде хадисов имама ат-Тирмизи. В нем ‘Аиша передает, что услышала шум [торжества] и [радостные] голоса детей. Пророк Мухаммад встал [дабы посмотреть, что там] и увидел танцующую [под музыку] женщину-эфиопку, а вокруг нее [танцующих] детей. Он обратился: «‘Аиша! Иди сюда, посмотри!»[3]
Однажды ‘Аиша участвовала в выдаче одной девушки замуж за мужчину из числа ансаров (жителей города Медины). Эта девушка была сиротой и ‘Аиша опекала ее. Пророк [узнав об этом] спросил [свою супругу, когда та вернулась]: «С вами было веселье [музыка; вы торжественно все это провели]?» И добавил: «Поистине, ансары (жители Медины) любят веселье [женят и выдают замуж с празднеством и торжеством]»[4]. Пророк Мухаммад не утверждал, что «музыка — харам», как это делают некоторые наши современники, сдвинув брови и грозно пригрозив Адом, а наоборот, подчеркнул необходимость учитывать местные традиции свадебных торжеств. Конечно же, когда это в рамках мусульманской морали и нравственности.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен (тамбурин) и голос [то есть публичное торжественное объявление о новом брачном союзе]»[5].
В своде хадисов имама ан-Насаи в теме «Развлечение (игра, забава) и пение на свадьбе» стоит следующий достоверный хадис: «‘Амир ибн Са‘д рассказал, как посетил свадьбу, где были [два известных сподвижника пророка Мухаммада] Куразо ибн Кя‘б и Абу Мас‘уд аль-Ансари. Свадьба сопровождалась пением [музыкой; праздничным торжеством]. Я спросил: «Вы же оба сподвижники Пророка и участвовали [в битве] при Бадре [вам самим Пророком была обещана райская обитель в вечности], и все это [музыкальное торжество] перед вами?! [Как понять?!]». Они ему ответили: «Если хочешь, садись и слушай вместе с нами. В противном случае можешь удалиться. Увеселительные мероприятия во время свадебного торжества разрешены [пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует)]»[6].
Ответы на вопросы по теме:
Можно ли свадьбу провести с участием музыкантов?
Конечно, можно и нужно, и это соответствует Сунне пророка Мухаммада, так как придает процессу бракосочетания соответствующую гласность, открытость, информирует большее число людей о том, что конкретные мужчина и женщина становятся мужем и женой. Это должно стать праздничным фоном, привнесением радости в торжественное мероприятие, но не превращать торжество в большую дискотеку. Пусть будет больше традиционной, народной, национальной и доброй музыки.
Брат хочет сыграть свадьбу согласно канонам Ислама. Что вы посоветуете сделать (какую программу), чтобы было весело?
Главное, чтобы не было спиртного, а в остальном — больше фантазии и наймите профессионалов. Обстановка должна отличаться благопристойностью. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) свадьбы проходили весело, шумно, с музыкальным сопровождением. Одна цитата из книги имама аль-Газали: «Если упоминание имени Всевышнего в пустословной клятве[7], не подкрепленной сердечным намерением и внутренней решимостью, не наказуемо[8], то как же может наказываться человек за стихотворную речь или пляску»[9]. Исключением являются те танцы и пляски, которые противоречат основам мусульманской морали и культуры.
Я много раз видел свадьбы без алкоголя, которые проходили массово, весело и интересно. Вам самим нужно пофантазировать, составить программу, подобрать ведущего, найти хорошее музыкальное сопровождение из народных песен, давать слово желающим вас поздравить в музыкальной или иной форме (стихотворной, например) и т. п. Подключите к данному мероприятию творческих людей.
Богословский материал о музыке (со ссылками на источники и развернутой богословской аргументацией) читайте здесь.