Вопрос. Живу в деревни. У нас маленькая мечеть. На пятничную проповедь и молитву обычно бывает двое мужчин, имам и несколько женщин. Можем ли мы читать пятничную молитву-намаз в два ракяата фарда? Или нам с имамом нужно читать четыре ракяата фарда полуденной молитвы (Зухр)?
Ответ. По данному вопросу есть два основных богословских мнения: «Трое мужчин, помимо имама, достаточно» и «нужно сорок мужчин, и это вместе с имамом».
Обоснование. Богословы-ханафиты считают, что минимальное количество прихожан для проведения пятничной молитвы — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман. Трое помимо имама.
Ученые шафиитского мазхаба полагают, что кворум, минимальное число участников, — это сорок (вместе с имамом) совершеннолетних и разумных, соблюдающих религиозную практику и не являющихся путниками мусульман-мужчин.
Важно отметить, что оба эти мнения являются каноническими предположениями (иджтихадом) и не имеют прямых обоснований в Коране и Сунне.
Интересно мнение современного богослова Вахбы аз-Зухайли: “Слово “джум‘а” происходит от слова “иджтима‘ ”, что означает “общность”, “община”. И то количество людей, которое на данной территории считается общиной, может быть основой для проведения самодостаточной пятничной молитвы”.
По моему мнению (только Аллаху ведома истина!), там, где большая часть прихожан являются шафиитами и в мечети нет сорока мужчин, все же лучше будет провести пятничную проповедь и молитву, важность которых в условиях России невозможно переоценить, а затем прочитать полуденную (Зухр).