На сайте ведутся технические работы.

Отцы и дети

Я живу с родителями. Отец и я работаем. Что я должна делать со своей зарплатой, как я должна ею распоряжаться и имею ли я вообще право распоряжаться ею? Могут ли у меня быть свои расходы, если я сама оплачиваю свою учебу? Фатима, 28 лет.

У вас могут быть свои расходы, ведь эти деньги заработаны вами, а потому никто на них не может претендовать. Ваша зарплата — личная собственность, которой вы распоряжаетесь на свое усмотрение. Что касается проживания с родителями, подразумевающего коммунальные и иные расходы, то здесь уже все происходит в соответствии с договоренностями, по обоюдному согласию.

Как сделать так, чтобы отец и мать не развелись? Если есть какой-нибудь способ или ду‘а-мольба ко Всевышнему, помогите.

Молитесь за них и старайтесь примирить. Подумайте о том, как поспособствовать возрождению меж ними семейного счастья и взаимопонимания. Радуйте их своими успехами, много читая, хорошо учась, работая над красотой своей речи, поведения, а также стройностью и здоровьем своего тела. Ваш активный рост и позитивное развитие приоткроют им глаза на жизнь и происходящее в ней. Взрослый — это не тот, кому много лет, а тот, кто умеет брать на себя ответственность, доводить дело до конца, отвечать не только за себя, но и за других, кто каждодневно работает над собой, учась жить, быть счастливым, и дарит счастье другим. Становитесь таковым и тем самым помогайте своим родителям взрослеть и самореализовываться.

Если отец бросил семью — жену и четырех девочек, то он имеет право нас проклинать за то, что мы его не простили? Наргиза, 22 года.

Он не имеет такого права. Возможно, он просто вспыльчивый, неуравновешенный человек. На проклятия не стоит обращать внимания. Ведь если проклинаемый их не заслуживает, они возвращаются к проклинающему. Проклинать людей не свойственно верующему и вступает в противоречие с Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует).

Реплика. Я согласен с вами в первой части ответа, однако проклинать плохих людей не вступает в противоречие с Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Сахих аль-Бухари, книга Джихада, глава № 6, хадис 1153 (2801): «пророк (мир ему) в течение сорока дней призывал проклятия на убийц из племен ри`иль, закван, бану лихйан и бану усаййа, которые ослушались Аллаха Всевышнего и Его посланника».

К сожалению, практика неграмотного подстрочного перевода Корана и хадисов на русский язык пока что превалирует. Должного контроля за точностью перевода с канонической точки зрения сегодня нет, как при переводе хадисов, так и при переводе самого Корана. Как я не раз писал, при подстрочном переводе без соответствующего богословского пояснения смыслы часто «расползаются», «рассыпаются» и понимай как хочешь. Ваш случай не исключение, так как в хадисе сказано: «фа да‘а ‘алейхим»[1], то есть молился против них, можно сказать: «Просил Бога осадить их, поставить на место, наказать Божьим возмездием».

Если и были в практике Пророка (да благословит его Господь и приветствует) случаи озвучивания подобных молитв либо проклятия, как мольбы об удалении от Божьей милости, то они были крайне редки, единичны и касались людей, перешедших все границы морали, нравственности, преднамеренные действия которых и нарушения договоров могли серьезно навредить моральному облику общества или приводили к тяжелым последствиям, бедам, неоправданным потерям, гибели людей.

Если же принимать во внимание суть миссии заключительного Божьего посланника, а также этику и культуру поведения, оставленную нам в наследие Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует) как образец для подражания, то напомню лишь несколько хадисов:

1. «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства»[2].

2. «Я был избран [в качестве Божьего посланника] милостью [проявлением Божественной милости], а не наказанием»[3].

3. «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным»[4]>.

4. «Когда человек что-то проклинает, проклятие поднимается в небеса, но их врата закрываются, не пропуская его. Тогда проклятие спускается на землю, но и земные врата закрываются, не пуская его. Оно начинает метаться то вправо, то влево. Так и не найдя для себя выхода, оно направляется к тому, кто был проклят, если он того заслуживает. Если же нет (не заслуживает), проклятие возвращается к тому, кто его сказал (озвучил)»[5].

5. «Правдивый [пред Богом в вопросах веры и набожности человек] не может быть проклинающим»[6].

Имам ан-Навави прокомментировал: «Проклятие в мольбе — это удаление от Божьей милости, и такое поведение не совместимо с нравственностью верующего человека»[7].

Сподвижники Пророка говорили: «Когда мы видели, что кто-то проговаривает проклятия в адрес другого, то считали, что он совершает один из больших грехов»[8].

В Священном Коране сказано: «И отправили Мы тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь «здесь и сейчас», а также «там и всегда»]» (Св. Коран, 21:107).

Правда ли, что мать может проклясть своего ребенка и ее проклятие обязательно сбудется, что неудачи будут преследовать его практически во всех сферах до конца жизни? При этом мать является этнической мусульманкой, но не соблюдает религиозной практики. Ее ребенок встал на путь истины, полностью соблюдает религиозную практику, постоянно читает, просвещается, благодаря Всевышнего, что Он наставил его на прямой путь. Мать не поддерживает все это, и возникают невероятно огромные недопонимания, вплоть до отказа матери от ребенка. Скажите, пожалуйста, если мать действительно может так поступить со своим ребенком, есть ли какие-нибудь молитвы, чтобы избежать проклятия, защититься от него? И правда ли, что тот человек, которого прокляла мать, не войдет в Рай, даже если он верующий?

Все это — глупости и бестолковые разговоры. Уверенно стройте свою жизнь, хорошо учась (школа, институт, курсы повышения квалификации) и самоотверженно, с удовольствием трудясь. Согласен, что языком можно убить, но это лишь в том случае, когда вы сами даете вонзиться этому ножу в свое сердце. У любого человека есть серьезный уровень защиты от разных влияний извне, тем более если этот человек верующий не только на словах и во внешних проявлениях, но и в своей каждодневной учебной или рабочей дисциплине и в интеллектуальном, а также физическом развитии.

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человек что-то проклинает, проклятие поднимается в небеса, но их врата закрываются, не пропуская его. Тогда проклятие спускается на землю, но и земные врата закрываются, не пуская его. Оно начинает метаться то вправо, то влево. Так и не найдя для себя выхода, оно направляется к тому, кто был проклят, если он того заслуживает. Если же нет (не заслуживает), проклятие возвращается к тому, кто его сказал (озвучил)»[9].

Муж часто находится в командировке. От брака у нас сын, которому 16 лет. Все мы читаем намаз, держим уразу, в том числе и сын.

Муж мой несдержанный, вспыльчивый. Он избивает сына, избивает в прямом смысле этого слова — до ссадин, крови из носа, синяков... Причину находит во всем, например если тот несвоевременно сделает уроки. Сын сейчас боится его, и не только его, он стал бояться и других. Мало того, сын теперь ненавидит своего отца.

Мы обсуждали все это, и сын, и я понимаем, что ненависть — это грех. Но как сказал сын, он не может побороть это чувство. Как быть в этой ситуации? Понимаю, что конкретных ответов на такой вопрос нет. Думаю, вы можете лишь посоветовать: «Терпеть и читать ду‘а!» Но здесь вопрос не только физического здоровья сына, но и психологического!

Могу ли я, жена, инициировать развод со своим мужем по такой причине?

Сыну необходимо начать интенсивно заниматься спортом (как минимум 1 час в день)[10]: силовые упражнения (наращивание мышц), дабы приобрести выносливость и гибкость. Всю ненависть к отцу и страхи (всю негативную энергию) нужно направить на физическое укрепление организма. Когда человек выходит из себя, это огромный поток энергии, и важно направить его на: 1) физическое развитие, 2) интеллектуальное (изучите рекомендуемую на нашем сайте литературу, пусть прочитает за полгода хотя бы 6 книг) и 3) духовное (пусть прочитает мои книги «Мужчины и Ислам» и «Хадисы. Высказывания пророка Мухаммада»). Эта ситуация станет хорошей причиной для его, сына, целительного роста. Мы всегда получаем жизненные удары: победители крепнут, проигравшие слабеют. Пусть изучит книгу Бодо Шефера «Законы победителей» (рекомендована на нашем сайте).

Разводиться не советую, если присутствует хоть малость гармонии в ваших взаимоотношениях с мужем.

Шамиль Рифатович, мое детство и юность прошли рядом с отчимом, который постоянно избивал меня и задавливал морально, он был «энергетическим вампиром». Сейчас, уже в более зрелом возрасте, я испытываю комплексы, которые берут свое начало из детства: робость, неуверенность, застенчивость, социофобия и т. п. Комплексы проявляются в личной жизни, в общении с людьми, на работе. На мне все «ездят», садятся мне на шею. Как измениться, как переломить себя? Порекомендуйте что-нибудь! Я часто прислушиваюсь к вашим советам. Переживаю, что в моем возрасте перевоспитать себя, кардинально что-то изменить (например, склад характера) будет не так-то просто, может быть, даже невозможно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) подвергает испытанию человека в том, что дает ему [предоставляет на временное хранение, в пользование из материальных благ]. Если человек доволен происходящим [не жалуется, не плачется, не страдает, а принимает потерю или затруднение, соглашается и активизируется, мобилизуется, ищет пути решения либо просто успокаивается, когда ничего уже не поделать], тогда Господь закладывает в этом Божью благодать (баракят) и увеличивает [в качестве, количестве]. Если же человек проявляет недовольство [жалуется, сокрушается], Божья благодать не закладывается в этом, и он получает лишь то, что определено для него [изначально, не более того]»[11].

Я замужем второй раз. От первого брака есть две дочери, которые живут со мной и со своим отчимом. От второго мужа я родила третьего ребенка, тоже дочь. Мы стали молиться с появлением третьей дочери. Спустя какое-то время я заметила, что муж стал посягать на честь моей дочери от первого брака. Это случилось, когда ей было 10 лет. В 16 лет она мне сама об этом рассказала.

Дочери ходят в исламскую школу, носят закрытую одежду. Я им с детства рассказываю об Исламе. Сама работаю, помогаю мужу. Все происходило в мое отсутствие. Когда дочери было 16 лет, она поругалась со своим отчимом, высказав все мне. Муж обвинил ее в том, что она легкого поведения. Два года я находилась в стрессовом состоянии, не зная, кто прав. Спрашиваю мужа: «Как молящийся, находящийся в здравом рассудке человек может так поступить?» Он отвечает, что тогда его шайтан попутал. Но дочь пережила это по-своему. Сейчас она живет отдельно от нас.

Чувствую, что не люблю и не уважаю мужа. Жду, когда его дочь подрастет, и тогда подам на развод, а дочери дам право выбора, с кем ей остаться жить. Права ли я?

На данный момент не стоит принимать каких-то окончательных и бесповоротных решений. В реалиях современной жизни такого рода ситуации заканчиваются более трагично, а в вашем случае, как я понял, между ними был некий шутливый флирт, на который ваш муж осмелился из-за того, что «бес попутал».

Когда подрастет ваша третья дочь, тогда вы, если развиваетесь, работаете над собой и читаете умные книги, сможете принять самое подходящее для вас и вашей семьи решение.

Когда мне было 11 лет, меня изнасиловал отчим. Тогда я ничего не понимала, и он пугал меня, чтобы я ничего не рассказала. Самое страшное, что он абсолютно не чувствует никакой вины. Все это время я старалась не думать об этом, замкнулась в себе. Сейчас, хвала Всевышнему, я в Исламе и многое осознала. Я очень жалею о том, что не рассказала матери все сразу. Не могу допустить, чтобы мать жила с этим недочеловеком. Кроме того, он постоянно унижает и подавляет ее. Рассказывать ли о произошедшем матери или нет? Боюсь, что для нее это будет сильным ударом и она будет постоянно винить себя. Что мне делать?

Пообщайтесь с мамой, издалека подведя ее к этой теме. Не говорите в лоб, это слишком тяжело, но хотя бы намеком проинформируйте, не нарушая их отношений с отчимом, а направляя ее.

Я — отец многодетной семьи. Когда я прихожу домой с работы, мои дети подбегают ко мне в прихожей, обнимаются, я целую их то в щечку, то в лоб. Но вот с некоторых пор, когда подходит старшая дочь (ей 14 лет), у меня непроизвольно возникает эрекция. Мне страшно стыдно перед Аллахом, я пытаюсь поскорее отойти от дочери, но она с детства к этому привыкла. Упаси Всевышний, я-то могу сдержать себя от дурного, но само чувство вызывает у меня большое беспокойство. Скажите, что делать?

В последнее время я пытаюсь приходить домой, когда дети уже спят, но вот старшая дочь всегда дожидается меня. Я ругаю ее, что она еще не спит. Ненавижу себя, когда это происходит, хотя и не по моей воле.

Ничего особенного делать не следует. Думаю, вам необходимо развивать интимную сторону отношений со своей супругой, дабы они стали более частыми и интересными.

Не ругайте дочь. Вы должны оставаться для нее авторитетом и примером порядочности. Не задерживайтесь с приходом домой. Дети вас любят, и это очень хорошо. С взрослеющей дочерью исключите поцелуи и объятия. Проявляйте свою любовь и внимание поглаживанием по голове, похлопыванием по плечу или спине.

Мне 22 года. Я женат, имею сына, работаю. У нас в семье одна и та же проблема, из которой вытекают остальные, разрушающие всю семью. Моя мать влезла в долги в 90-е годы. Свои и чужие деньги она вложила в одно дело, которое прогорело, а это была большая сумма. И после этого, чтоб отдать деньги, она начала брать в долг у других. Родственники моего отца помогли ей выплатить долги. Но на этом история не закончилась. Все думали, что долгов больше нет, как мать это утверждала. Но она скрыла, что остались еще.

В 2000 году у меня умер отец, на тот момент мне было 12 лет. После смерти отца нашим кормильцем был мой старший брат, и он также выплачивал материны долги. Сейчас уже почти 6 лет, как он не общается с матерью. Все из-за того, что ему надоело выплачивать деньги, не зная, за что он платит и куда. Я же стараюсь не ссориться с матерью, все же мать есть мать. У нас с братом часто бывают конфликты на этой почве, хотя он тоже ее любит.

После окончания школы я приехал учиться в Москву, брат тоже живет в Москве. Родственники отца со мной не общаются из-за того, что я поддерживаю связь с матерью.

Не так давно обнаружилось, что она к существующим долгам прибавила еще один и вновь на большую сумму. Если честно, мы с братом думаем, что это просто болезнь. Мы не знаем, как выйти из этой ситуации. Забыть мать и отказаться от нее не выход. Но и выплачивать за нее миллионы рублей мы не в состоянии, а если бы и были, то не стали бы, хватит уже. Мне пора думать о своем ребенке, чтоб его на ноги ставить, а я все никак не могу решить проблемы матери. У меня есть возможность уехать в Европу и работать там на хороших условиях, но пока здесь проблема не решена, я не знаю, что мне делать. Какой совет вы бы могли мне дать? Абдул.

Если есть перспектива карьерного роста в Европе, то советую ехать туда. 10% от заработка откладывайте на погашение долгов матери, но только тех долгов, которые подтверждены документально, и при условии, что вы передаете деньги сами непосредственно тем, кому она должна.

Мои родители православные, и все мои родственники, близкие и дальние, тоже православные. Мои родители, к большому сожалению, в разводе уже более шестнадцати лет. Личность моего отца сложная, пониманию не поддается. Ему уже за 50 лет, а он продолжает вести образ жизни 30-летнего неженатого мужчины. Во мне видит подружку, с которой можно обсуждать свои похождения. Мне это не очень приятно.

Так случилось, что я с ним не общаюсь уже более трех месяцев. Я приняла Ислам, с этого момента началась моя настоящая, полноценная, наделенная смыслом жизнь. Я совершаю намаз, учусь в медресе. Насколько на мне серьезный грех пред Всевышним из-за того, что я перестала поддерживать отношения с отцом? У нас с ним и раньше было мало общего, а сейчас совсем ничего не осталось. Алима.

Разрывать отношения не нужно, он в любом случае ваш отец, но и поддерживать их в форме постоянного общения нет необходимости, так как с кем поведешься, от того и наберешься.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 7. С. 23, хадис № 2801.

[2] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[3] Хадис от Абу Хурайры; аль-Бухари (фит-тарих). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 155, хадис № 2585, «хасан».

[4] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».

[5] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 532, хадис № 4905, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 240, хадис № 1682.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1044, хадис № 84–(2597); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 239, хадис № 1677; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 148, хадис № 84–(2597).

Отмечу, что это не вступает в противоречие с единичными случаями озвучивания Пророком проклятий, ведь проницательность и осведомленность пророков и Божьих посланников, ведомых Божественным Откровением, никак не сравнимы с анализом, мнениями и эмоциями обычных людей, готовых всех своих недругов проклинать и «отправлять» в Ад, не замечая в своем глазу бревен-грехов. Постарайтесь понять это посредством других хадисов, включая тот, где говорится о передвижении озвученного в чей-либо адрес проклятия.

[7] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 148.

[8] См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 240, хадис № 1681.

[9] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 532, хадис № 4905, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 240, хадис № 1682.

[10] Арнольда Шварцнегера в детстве, когда он был хилым подростком, также избивал отец. Это послужило хорошим импульсом для его восхождения на олимп бодибилдинга, кинематографа, а потом и политики. Проблема (унижения, побои и т. п.) — импульс к тому, чтобы пробудить человека. Проснувшись, он должен определить для себя главные цели и неустанно, каждодневно идти к их реализации, раскрывая свои таланты и самореализуясь. История Билла Гейтса, кстати, из этой же серии.

[11] Св. х. Ахмада, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1843, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1