Перед битвой при Бадре (Сира 102/186)

До Медины дошла весть, что огромный караван курайшитов во главе с Абу Суфьяном ибн Харбом возвращается в сопровождении тридцати-сорока человек из Шама в Мекку, везя на тысяче верблюдов товары и огромное состояние.

Тот удар, который обрушился бы на жителей Мекки, потеряй они богатство, стал бы болезненным уроком, мусульмане же таким образом смогли бы возместить свои потери, понесенные при переселении. Посланник Аллаха ﷺ предложил своим сподвижникам: «Выступим, быть может, Аллах дарует нам возможность овладеть этим караваном в качестве трофея»[1].

Выступившие вместе с Пророком полагали, что им предстоит поход, какие они осуществляли и ранее, и никто не мог и предположить, сколь значимое событие в истории Ислама их ожидает. Иначе они бы подошли к подготовке основательнее, не оставив никого из мусульман в городе. Когда до них дошла весть, что караван сменил курс, их настрой поугас. Абу Суфьян смог предотвратить нависшую угрозу. Почуяв неладное, он незамедлительно направив гонца в Мекку с призывом к ее жителям явиться в полной готовности и с рвением встать на защиту их имущества. Посланник Аллаха ﷺ поспешил пресечь овладевшее сподвижниками подавленное настроение из-за утраченного было шанса завладеть караваном. Он предостерег их от преждевременного возвращения в Медину, когда к ним уже спешили мекканские воины. Было решено продолжить настойчивое преследование язычников, куда бы те ни направились.

«Подобно тому, как Господь обоснованно [с перспективой на будущее] вывел тебя [Мухаммад] из твоего дома [из Медины], но у некоторых верующих не было желания [сражаться при Бадре].

Они спорят с тобой [Мухаммад] в том, что является [неоспоримой] правдой, после того, как это стало ясно и понятно. [Спорят они] будто их отправляют на неминуемую смерть, [в глаза которой] они смотрят» (Св. Коран, 8:5, 6).

Те, кто не хотел встречи с курайшитами, не боялись смерти, однако не могли понять мудрость неожиданной битвы, к которой они были не подготовлены ни снаряжением, ни численностью. И все-таки, взвесив все обстоятельства, посланник Аллаха ﷺ решил, что продолжить наступление предпочтительнее, чем отступить. Ведь иначе терялся смысл всех ранее предпринятых походов.

Между тем сомнения мусульман отступили, сменившись уверенностью. Расстояние между Мединой и Бадром превышало 160 км. У Пророка ﷺ и сподвижников было не более семидесяти верблюдов, на которых они садились поочередно. В своде хадисов имама Ахмада приводятся слова ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда: «В день Бадра на троих приходилось одно верховое животное, и мы сменялись по очереди. Абу Любаба[2] и ‘Али ибн Абу Талиб были с посланником Аллаха. Когда наступила его очередь слезть с верблюда, спутники воспротивились, желая чтобы Посланник продолжил путь верхом, на что носитель высокого нрава ответил: «Вы не крепче меня, чтобы лишь идти. И я не меньше вас нуждаюсь в награде»[3].

Тем временем мусульмане отправили своих лазутчиков узнать о передвижениях курайшитов и местоположении каравана.

Как уже говорилось, почувствовав опасность, нависшую над караваном, Абу Суфьян направил Дамдама ибн ‘Амра аль-Гыфари в Мекку, чтобы тот позвал ее жителей на защиту своего имущества. Поднявшись на своего верблюда, которому Дамдам сначала рассек нос, перевернув седло и разорвав на себе одежду, он принялся кричать: «О курайшиты, нам нанесена пощечина! Ваше богатство с Абу Суфьяном, к нему уже идет Мухаммад со своими сподвижниками. Успеете ли вы спасти свое имущество? Спасение, спасение!» Одни жители города стали готовиться к походу, другие снаряжали кого-то вместо себя. Кипя от негодования, основная масса в количестве девятисот пятидесяти мекканцев вышла в путь. С ними было 200 коней, позади же шли певицы, бившие в бубны и высмеивавшие мусульман. Отряд обратил свои лица севернее, чтобы достичь направляющегося к ним каравана, шедшего со стороны Медины.

Абу Суфьян не стал полагаться только на подкрепление, вместо этого он приложил усилия для маневра, дабы обмануть мусульман и уйти от прямого столкновения. Он уже едва не угодил в руки мусульман возле Бадра, однако ему представился счастливый случай.

Передается, что Абу Суфьян, выполняя задуманный маневр и следуя по основной дороге, встретил Маджди ибн ‘Амра и спросил: «Видел ли ты кого?» Тот ответил: «Нет, я не заметил никого подозрительного, видел лишь двух всадников, остановившихся возле того холма. Они набрали воду в бурдюк и двинулись дальше». Абу Суфьян подошел к тому месту, взял и размял помет, оставленный верховыми животными, и когда увидел в нем финиковые косточки, произнес: «Клянусь Аллахом, это животные Ясриба». Это свидетельствовало о том, что двое увиденных путников были не кем иным, как сподвижниками Пророка — а значит, войско совсем близко. Он вернулся к каравану и велел немедленно уйти с основной дороги, оставляя долину Бадр по левую сторону, за счет чего смог спастись вместе со своим караваном.

Осознав, что ему удалось избежать опасности, Абу Суфьян отправил к курайшитам гонца со словами: «Вы вышли защитить свое имущество и людей, но нам удалось спастись, возвращайтесь обратно».

Абу Джахль, получив весть, заявил: «Клянусь Аллахом, мы не вернемся, пока не дойдем до Бадра. Мы проведем там три дня, зарежем животных, будем пить вино, а певицы будут услаждать наш слух. Племена в округе услышат о нас и вновь затрепещут от страха».

Это было именно то, чего остерегался посланник Аллаха ﷺ. Поистине, усиление положения курайшитов и простирание влияния на этих землях, после того как они поступили с мусульманами, представляло бы серьезную проблему для Ислама и его распространения. Неужто обернутся тщетой прежние походы мусульман с целью возвысить Слово Аллаха, ослабить безбожие и показать поклоняющимся идолам, что те не способны принести ни пользы, ни вреда?

Курайшиты, прислушавшись к Абу Джахлю, продолжали путь, пока не остановились на дальнем краю долины Бадр по отношению
к Медине. Мусульмане после изнурительного пути достигли ближнего края. Обе группы приблизились друг к другу, но ни те, ни другие не знали, что принесет эта встреча.

С наступлением ночи посланник Аллаха ﷺ отправил ‘Али, аз-Зубейра и Са‘да оценить обстановку. Они поймали двух юношей из отряда курайшитов, снабжающих тех водой, и стали допрашивать, в то время как посланник Аллаха ﷺ совершал молитву. «Нас направили за водой для войска курайшитов», — был ответ юношей. Мусульмане были недовольны ответом, в котором было упомянуто войско мекканцев, а не караван Абу Суфьяна, поскольку до сих пор их не покидала надежда и желание завладеть караваном. Когда же они их ударили, те в страхе сказали, что принадлежат именно Абу Суфьяну. Посланник Аллаха ﷺ совершил поясной поклон, затем два земных, дал приветствие по обе стороны и только потом произнес: «Когда они сказали правду, вы их ударили. Когда же они солгали, вы их оставили. Клянусь Аллахом, они принадлежат курайшитам». Затем он обратился к юношам: «Сообщите мне, где курайшиты». Они ответили: «За этим холмом, на дальнем краю долины». Посланник снова спросил: «Сколько их?» Последовал ответ: «Много». Вновь он спросил о численности войска и получил ответ: «Мы не знаем». Тогда он спросил, сколько ежедневно режут верблюдов. «В один день девять, в другой — десять». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Значит, между девятьюстами и тысячью. Кто среди них из знати курайшитов?» Юноши ответили: « ‘Утба и Шейба — сыновья Раби‘а, Абу аль-Бухтури ибн Хишам, Хаким ибн Хизам, Навфаль ибн Хувайлид, аль-Харис ибн ‘Амир, Ту‘айма ибн ‘Адий, ан-Надр ибн аль-Харис, Зам‘а ибн аль-Асвад, ‘Амр ибн Хишам, Умайя ибн Халяф и другие». Посланник Аллаха ﷺ обратился к людям: «Воистину, Мекка предоставила вам самое ценное» [4].

Стали явными серьезность положения и тяжесть предстоящей горькой встречи. Надменность курайшитов послужила причиной противостояния, которое язычество в течение пятнадцати лет вело с Исламом. Посланник Аллаха ﷺ, раздумывая, как поступить дальше, обвел взглядом верующих. Среди них были мухаджиры, посвятившие себя служению на пути Всевышнего Аллаха, а также ансары, связавшие свою жизнь с этой религией и приютившие ее последователей.

Продолжение повествования о битве при Бадре читайте в следующем материале (Сира 103/186).

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 56.

[2] Абу Любаба — один из сподвижников пророка Мухаммада. Является передатчиком хадисов.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 7. С. 111, хадис № 4009.

[4] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 43.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1