Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Прерывание и планирование беременности

«Истинно, Мы [говорит Господь миров] сотворили человека [праотца человечества Адама, а также Еву] из квинтэссенции глины; затем Мы поместили его [каждого из появлявшихся после чудесного сотворения Адама и Евы людей] в виде [капли] семени в надежное (защищенное) место [то есть во чрево матери]; потом создали из этой капли сгусток крови, из сгустка крови создали кусочек. После Мы сделали [этот] кусочек костями и облекли (покрыли, одели) их мясом. Затем Мы вырастили его [человека] как новое создание. [По истечении 120 дней его пребывания в утробе спускается ангел и вдыхает в формирующегося младенца душу. После обретения души кардинально изменяется состояние эмбриона: интенсивно начинают развиваться генетически заложенные качества натуры, слуховой и речевой аппарат и т. д. Стремительно развивается тело будущего человека.]

Благословен Аллах (Бог, Господь) [по мощи Своей и мудрости Он над всем и вся], Наилучший Творец. [Люди могут созидать, создавать, строить, используя Его законы и материалы, но даже при всем их интеллекте, при всех их возможностях и «инновационных идеях», по сути также данных им Свыше, все то, что они делают и способны сделать, никак и никогда до Конца Света не может быть соизмеримо с тем совершенным, что творит Властелин миров во Вселенной, на земле и в утробе матерей]!»[1], [2] (Св. Коран, 23:12–14).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) на основе Божественного Откровения, а не научного достижения, оповестил: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови[3] и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах (Бог, Господь) направляет ангела, которому повелевается [записать] четыре вещи: удел его [то есть материальный достаток этого человека на протяжении всей последующей земной жизни], дела его, срок жизни и то, счастлив он будет или несчастлив. После чего ангел вдыхает в него душу[4]«[5].

Таким образом, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает жизнь. С этого времени эмбрион человека приобретает новое качественное состояние: возникшая человеческая душа делает его полностью сформировавшимся.

Все исламские ученые прошлого и настоящего едины во мнении (иджма‘), что по истечении указанного срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением[6].

До этого срока или после если и допускалось, то только в исключительных случаях, когда имелось очевидное опасение за здоровье или жизнь беременной женщины, опасения об унаследовании ребенком трудноизлечимых или неизлечимых болезней[7].

Ответы на вопросы по теме

Недавно я узнала, что нахожусь на 4-й недели беременности. Перед этим я болела и, будучи беременной, но не зная этого, пила антибиотики, но что самое страшное — мне сделали вакцинацию от краснухи, а при беременности это категорически запрещено. Теперь все врачи в один голос говорят, что лучше прервать беременность, так как краснуха обычно дает осложнения в виде различных патологий, в том числе врожденный порок сердца, глухоту, слепоту и т. п. Я знаю, что совершу большой грех, но и обречь будущего ребенка на пожизненные муки я тоже не могу.

Детей у нас нет, до этого был выкидыш. Муж и родители советуют делать аборт, говорят, что потом Всемилостивый подарит нам других детей. Я уже записалась на аборт, но сердце мое плачет и разрывается. Я каждый день молю Всевышнего, чтобы произошел самопроизвольный выкидыш, но он так и не происходит, а время уходит. Наверное, это своего рода экзамен, который послал мне Господь, но не знаю правильного ответа и решения. Скорее всего, мне придется делать аборт, но как потом жить с мыслью об этом, как искупить свой грех? Пожалуйста, дайте мне какой-нибудь совет. Гуля, Казахстан.

Вы можете сделать аборт, так как 120-дневный срок не истек, и ребенок еще не имеет души.

Я работаю акушером-гинекологом. При обучении в ординатуре мы подробнейшим образом изучали строение и развитие зародыша в утробе. Так вот, сердцебиение у эмбриона появляется на 3–4-й неделе беременности, первые движения и дифференцировка пола — на 8-й неделе, а на 12-й неделе он уже активно двигается, есть ручки и ножки (без разделения кисти на пальцы, в виде лягушачьей лапы), не говоря о том, что у него уже развиты некоторые жизненно важные органы. Учась в мединституте, я была категорически против абортов на любом сроке беременности. Став же специалистом (акушером-гинекологом), еще больше уверилась в правильности моего суждения. Аборты я не делала и не делаю, так как считаю это убийством и деянием, совершаемым против воли Творца. По заключению мусульманских богословов получается, что до 120 дней жизни плода женщине разрешено делать аборт. Некоторые приводят цифру 40 дней, мол, до этого момента у него нет души, он мертв. Но с медицинской точки зрения эти 40 или вообще 120 дней он жив! 120 дней — это 17,5 акушерских недель, а на этом сроке плод уже вовсю кувыркается в утробе матери, совершает дыхательные движения, сосет свой пальчик, моргает. И это все будучи «мертвым»?! Какое-то несоответствие...

Многие женщины-мусульманки делают аборты до 40 или 120 дней очень часто, пренебрегая элементарными методами контрацепции.

Мой коллега-врач, тоже правоверный мусульманин, ссылаясь на утверждения богословов и руководствуясь тем, что это его работа, производит аборты сроком до 3,5–4 месяцев.

Скажите, Шамиль, неужели моя точка зрения насчет абортов неправильна? И нужно ли женщине каяться, если она совершила их в молодости? Или врачу-гинекологу, ведь это его работа? Я с пониманием отношусь к тем случаям, когда беременность представляет угрозу жизни матери или наносит тяжелый вред организму женщины, тогда, думаю, аборт делать можно. Зарема.

Вы правы. Ваши рассуждения верны.

Я замужем четыре года. Во время второй беременности врачи советовали мне прервать беременность из-за угрозы моему здоровью и здоровью ребенка. Несмотря на это, все прошло нормально. В настоящий момент я вновь забеременела. Врачи опять будут советовать мне прервать беременность. Как поступить? Существует ли в Исламе понятие «планирование семьи»? Можно ли сомневаться в целесообразности родов на том основании, что не смогу уделять полноценного внимания и времени всем детям? Лида.

Планирование семьи возможно, тем более когда имеется угроза здоровью матери. Но если наступила беременность, то лучше оставить ребенка, делая все необходимое для сохранения здоровья как матери, так и ребенка.

Некоторые ждут наступления беременности годами, а другие думают, как бы ее прервать. Очень много случаев, когда врачи утверждают, что ребенок родится больным, а он рождается здоровым, и наоборот. Появление нового человека на белый свет — сложный процесс, в котором участие Творца огромно, а знание о будущем человеке значительно сокрыто Им от людей.

Я женат на разведенной женщине, которая старше меня на десять лет (ей 45, мне 35). У нее есть 14-летний сын. Мы живем раздельно. Она недавно забеременела, но не хочет рожать ребенка, так как о браке знают только несколько человек. Хотя никях совершен в соответствии с шариатом (в мечети). Я же, напротив, хочу этого ребенка. Она просит меня разрешить ей прервать беременность. Подскажите, пожалуйста, имею я право разрешить ей аборт? Али, 35 лет.

Вам в ваши 35 лет стоит и пора уже заводить своих детей.

У меня есть дочка, ей 7 месяцев, а жена забеременела вторым ребенком. Я слышал, что беременность останавливает материнское молоко. Можно ли в таком случае, не доводя беременность до 120 дней, сделать аборт, выпив таблетку, если точно знаем, что непрерывание приведет к слабому росту (физически и умственно) первого нашего ребенка? Шер, 25 лет.

У вас нет серьезного повода прерывать наступившую беременность. Кормите грудным молоком первого ребенка еще 4 месяца (если оно есть), а потом прекратите. При таком положении дел вы не совершите греха, достаточно накормите старшего и не навредите еще не родившемуся младенцу.

Люди порой ждут беременности десятилетиями, лечатся долгие годы, неся огромные финансовые затраты. А у кого-то после рождения ребенка нет молока, и они вынуждены кормить его специальными молочными смесями, при употреблении которых не бывает аллергии, кстати. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, но прерывать беременность очень даже не советую. Старший ребенок не пострадает (с Божьего на то благословения).

В будущем планируйте беременность, это важно.

У нас с мужем трое детей, сейчас беременна четвертым. Муж настаивает на аборте. Причина — мало денег, долги, устал, дети еще маленькие (самой младшей 9 месяцев) да и я сама еще не восстановилась от предыдущих родов. Я в растерянности, боюсь гнева Всевышнего, но и препятствовать мужу также не хочу. Можно ли при небольшом сроке беременности сделать аборт? Мадина, 30 лет.

На будущее: не забывайте о методах контрацепции. Лучше заранее предупредить наступление беременности, чем потом делать аборт.

В вашем случае аборт возможен, но все же окончательное решение примите совместно с мужем, взвесив все плюсы и минусы сложившейся ситуации.

Моя сестра гинеколог. Является ли грехом для врача сделать пациенту аборт до трехмесячного срока беременности? Вефа, 34 года.

Если беременность не достигла 120-дневного срока и желание пациента имеет серьезное основание, то позволительным будет сделать аборт. Также важны медицинские показания о нежелательности беременности.

Заключительное решение, конечно же, за пациентом, но сестре следует ненавязчиво при каждом подобном случае советовать пациенту сохранить беременность, дать жизнь новому человеку и не лишать его возможности увидеть свет, земную и вечную красоту.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Замечу, что арабский оригинал данного текста Священного Писания был сообщен по воле Творца пророком Мухаммадом более четырнадцати веков назад посреди знойной бедуинской пустыни, среди невежественных людей. Неизменяемый текст оригинала был пронесен как часть Священного Писания через многие века, и только в последнем столетии наука подтвердила очередность этапов развития эмбриона, описанных в заключительном Божественном Писании. Это категорически не должно восприниматься как «подтверждение» истинности Священного Корана, просто наука смогла наконец-таки подняться на новый уровень понимания священного текста.

[2] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 871.

[3] Есть хадисы, указывающие на то, что во вторые сорок дней происходит активное формирование эмбриона, его внешнего облика и внутренних органов. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 593.

В любом случае в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) периоды формирования эмбриона даны очень обобщенно. Все подробности и нюансы раскрывает уже современная медицина опытным путем и используя высокоточное оборудование. Информация, которую может дать посланник Божий, духовного характера: когда в человека вдувается невидимая нам душа, делающая его человеком в полном смысле.

[4] Есть два риваята (варианта) данного хадиса: в одном ангел сначала записывает, а после вдыхает душу, в другом — наоборот. Но в чем мнение ученых при комментировании риваятов хадиса едино, так это в том, что душа вдыхается ангелом в зародыша через 120 дней после нахождения в утробе матери. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 588, 593; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 191.

[5] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 189–192, хадис № 2643 и пояснение к нему; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6595; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6595.

[6] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 588–594.

[7] См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 3. С. 176; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 162; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Т. 4. С. 2646–2648; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Т. 3. С. 214; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 189–195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Т. 2. С. 547.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1