Если признаки выхода души из бренного тела явны[1], то находящимся рядом необходимо:
— положить покойного на правый бок, лицом в направлении к Каабе. Также можно положить покойного на спину, ногами в направлении к кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен. В случае тех или иных затруднений можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;
— опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы[2];
— размять суставы, чтобы они не затвердели;
— положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия;
— повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала;
— накрыть тело покойного[3].
Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.
Расходы, связанные с приготовлением похорон, должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берут на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, то — государственные органы или отдельные имущие мусульмане. Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.
Приготовление к захоронению должно быть как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу его семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение]»[4].
Среди трех дел, которые не терпят отлагательства, пророк Мухаммад называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур[5]. В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить случайно того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.
Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его обмывания. В то же время другие говорят о нежелательности этого[6]. Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин» и до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться. Но предпочтительнее все же дочитать суру, однако только Всевышнему ведомо все.
Вопросы по теме
В каком положении должно находиться тело покойного в доме, пока его не похоронили, то есть куда должны быть направлены ноги?
Можно положить покойного на правый бок, лицом в направлении к Каабе. Также можно положить покойного на спину, ногами в направлении к кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен. В случае тех или иных затруднений можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него.
Имеются ли какие-либо отличия в ритуале приготовления к захоронению умершего мусульманина, у которого не обрезана крайняя плоть?
Никаких отличий нет. Он в обычном порядке подготавливается к захоронению. Над ним совершают погребальную молитву и хоронят его на мусульманском кладбище[7].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Что касается коматозных или затяжных предсмертных состояний, то современные богословы на основе научных исследований дали заключение, что констатация смерти и начало процедур приготовления к захоронению происходят после утвердительного ответа врачей о смерти мозга.
[2] Хадис от Уммы Саляма; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 357, хадис № 7–(920); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх аннавави. Т. 3. Ч. 6. С. 222, хадис № 7–(920).
Возможной формой мольбы за умершего при закрытии его глаз могут быть следующие слова:
بِسْمِ اللَّهِ وَ عَلَى مِلَّةِ رَسُولِ اللَّهِ ، اَللَّهُمَّ يَسِّرْ عَلَيْهِ أمْرَهُ وَ سَهِّلْ عَلَيْهِ مَا بَعْدَهُ
وَ أَسْعِدْهُ بِلِقَائِكَ وَ اجْعَلْ مَا خَرَجَ إلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا خَرَجَ عَنْهُ
Перевод:
«Начинаю с именем Аллаха (Бога, Господа). С принадлежностью этого человека к последователям посланника Божьего. О Аллах, дай ему облегчение и легкость в том, что ожидает его. Пусть он будет счастлив. Да будет то, к чему он идет, лучше того, откуда он идет». См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Стамбул: Кахраман, 1984. Т. 2. С. 193.
[3] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 189, 193; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 2. С. 57.
[4] Хадис от аль-Хусойна ибн Вахваха; св. х. Абу Дауда. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 26, хадис № 1367; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 356, хадис № 3159, «да‘иф».
[5] Пророк Мухаммад сказал: «Есть три дела, которые нельзя откладывать (которые не терпят отлагательства): молитва-намаз, когда наступило ее время; приготовление и погребение покойного; замужество вдовы, когда она найдет подходящего для себя человека». Хадис от ‘Али; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 26; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 74, хадис № 171, «хасан»; там же. С. 333, хадис № 1076.
[6] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 193, 194.
[7] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 15.