Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Далее
Перевод

36

Ясин

Ясин

Аят 1

Раскрытие настроек раздела Корана

Настройки

Настройки

Настройки

36

Ясин

Ясин

Аят 1

Сура 36 «Ясин» (Ясин)

(перевод смыслов 36 суры Священного Корана и комментарии)

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Кто прочитает суру «Ясин», стремясь к Богу [и не ставя целью какую-либо корысть], тому будут прощены прежние прегрешения. Читайте же ее возле умерших [умирающих] людей»1.

«Читайте над умершими (для умерших) [или умирающих, находящихся в предсмертной агонии людей суру] «Ясин»2.

Поэтому некоторые богословы утверждали: «Всякий раз, когда в сложной ситуации читается эта сура, обстоятельства преобразуются, облегчаются с Божественного на то благословения. Есть вероятность, что чтение ее рядом с умирающим способствует нисхождению милости и благодати Творца, облегчает процесс выхода души из тела. И только Богу ведомо все»3.

Человеку, научившемуся читать Коран и выучившему несколько сур, необходимых для совершения каждодневной обязательной молитвы-намаза, будет очень кстати прочитать перевод смыслов и выучить в оригинале суру «Ясин».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, у всего есть сердце [нечто главное, самое важное, ключевое], а сердцем Корана является [сура] «Ясин». Я очень хочу (сильно желаю), чтобы она (данная сура) оказалась в сердце каждого из моих последователей [была заучена и периодически читаема]»4.

*

Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и безгранична.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ма‘кыля ибн Ясара; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8937, «сахих».

[2] Хадис от Ма‘кыля ибн Ясара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 353, хадис № 3121, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 160, хадис № 1448, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1344, «хасан».

Более подробную подборку хадисов о суре «Ясин» см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 154.

[3] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 154.

[4] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 385; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 207; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 154; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 146, хадис № 2423, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 5.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но практиковать его канонически допустимо и полезно во всех отношениях.

36:1

يس

Йа-Син

Йа-Син

Я. Син1.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Смысл этого и подобных аятов Корана никому не известен, кроме Всевышнего. Высказывались те или иные предположения, но это лишь суждения, не имеющие прочной научно-богословской основы. Непостижимость — одна из граней чудесности.

36:2

وَالْقُرْآنِالْحَكِيمِ

Уал-Кур-анил-Хаким

Уал-Кур-анил-Хаким

Клянусь [говорит Господь миров] Кораном мудрым [совершенным в звучании, слоге и его смыслах; расставляющим все по своим местам].

36:3

إِنَّكَلَمِنَالْمُرْسَلِينَ

Иннака ламинал-мурсалин

Иннака ламинал-мурсалин

[Клянусь заключительным Писанием в подтверждение того, что] поистине, ты (Мухаммад) — из числа посланников [Божьих, предпоследним из которых был Иисус, сын Марии].

36:4

عَلَىصِرَاطٍمُسْتَقِيمٍ

’ала Сыратым-Муста-ким

’ала Сыратым-Муста-ким

[Ты, Пророк] на верном пути [продолжаешь и завершаешь миссию пророков и посланников Творца, призывавших к вере в Него и к покорности Ему. Не сомневайся в истинности своей миссии, какой бы ни оказалась реакция твоих современников].

36:5

تَنْزِيلَالْعَزِيزِالرَّحِيمِ

Танзилал-’азизир-Рахим

Танзилал-’азизир-Рахим

[Ниспослан тебе Коран Свыше] низведением Всемогущего, Всемилостивого [Господа миров. Мощь Его безгранична, милость не имеет конца, а потому ничего не бойся и будь уверен, что рано или поздно все разрешится в твою пользу].

36:6

لِتُنْذِرَقَوْمًامَاأُنْذِرَآبَاؤُهُمْفَهُمْغَافِلُونَ

Ли-тунзира каумам-ма унзира аба-ухум фахум гафилун

Ли-тунзира каумам-ма унзира аба-ухум фахум гафилун

[Первостепенной целью твоей, Мухаммад, миссии является] предупреждение [о земных и вечных опасностях] тех людей, чьи отцы [ближайшие предки] не были предупреждены[1], а они [эти люди, твои современники] невнимательны (беспечны) [в вопросах постулатов веры, а главное — Единобожия].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Первостепенно удели внимание своему окружению, родному народу и близлежащим поселениям, городам, но прими к сведению, что миссия твоя касается всего человечества до Конца Света. См., например: Св. Коран, 7:158.

 

36:7

لَقَدْحَقَّالْقَوْلُعَلَىأَكْثَرِهِمْفَهُمْلَايُؤْمِنُونَ

Лакад хаккал-Каулу-’ала аксарихим фахум ла йу-минун

Лакад хаккал-Каулу-’ала аксарихим фахум ла йу-минун

Клянусь, для большинства из них [твоих современников] уже вынесено решение [об адском наказании в вечности за упрямство и нежелание уверовать, прислушаться к твоим, Мухаммад, наставлениям]. Они не веруют [причем настолько укоренились в этом, что так до конца своих дней и не преобразятся, не изменятся].

36:8

إِنَّاجَعَلْنَافِيأَعْنَاقِهِمْأَغْلَالًافَهِيَإِلَىالْأَذْقَانِفَهُمْمُقْمَحُونَ

Инна жа-’ална фи а’-накихим аглалан фахийа илал-азкани фахум-мукмахун

Инна жа-’ална фи а’-накихим аглалан фахийа илал-азкани фахум-мукмахун

[Если образно представить себе положение их дел, то это похоже на то, как если бы] Мы [по итогу их выбора и упрямства в выбранном до конца дней земных] закрепили на их шеях металлические ошейники [причем настолько широкие, что доходят] до подбородка, поэтому они [обладатели ошейников] держат голову прямо [и не в состоянии опустить ее пред Божьими повелениями и наставлениями].

36:9

وَجَعَلْنَامِنْبَيْنِأَيْدِيهِمْسَدًّاوَمِنْخَلْفِهِمْسَدًّافَأَغْشَيْنَاهُمْفَهُمْلَايُبْصِرُونَ

Уа жа-’ална мим байни айдихим саддау-уа мин халфихим саддан-фа-агшай-нахум фахум ла йубсырун

Уа жа-’ална мим байни айдихим саддау-уа мин халфихим саддан-фа-агшай-нахум фахум ла йубсырун

И Мы [продолжает Господь миров, описывая неповоротливость и закостенелость сознания убежденного безбожника или язычника] выстроили перед ними и позади них стену, окружили их завесой, и они не видят.

36:10

وَسَوَاءٌعَلَيْهِمْأَأَنْذَرْتَهُمْأَمْلَمْتُنْذِرْهُمْلَايُؤْمِنُونَ

Уа сауа-ун ’алайхим а-анзартахум ам лам тунзир-хум ла йу-минун

Уа сауа-ун ’алайхим а-анзартахум ам лам тунзир-хум ла йу-минун

Для них нет разницы, будешь ли ты предупреждать их [о земных и вечных опасностях] или не будешь — они не уверуют. [Семя веры, присутствовавшее в их сердце с рождения, окончательно высохло, дела, поступки и желания иссушили его.]

36:11

إِنَّمَاتُنْذِرُمَنِاتَّبَعَالذِّكْرَوَخَشِيَالرَّحْمَنَبِالْغَيْبِفَبَشِّرْهُبِمَغْفِرَةٍوَأَجْرٍكَرِيمٍ

Иннама тунзиру маниттаба-’аз-Зикра уа хашийар-Рахмана бил-гайб; фабаш-ширху би-Магфиратиу-уа Ажрин-Карим

Иннама тунзиру маниттаба-’аз-Зикра уа хашийар-Рахмана бил-гайб; фабаш-ширху би-Магфиратиу-уа Ажрин-Карим

Предупреждаешь [предостерегаешь от земных и вечных опасностей] ты тех, кто следует напоминанию [то есть Корану, его смыслам, наставлениям] и страшится Всемилостивого [Господа], не видя Его[1]. Обрадуй их прощением [от Самого Творца] и щедрым воздаянием [в виде земных и вечных благ, которое не ограничить рамками даже самого свободного человеческого воображения].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Другой вариант перевода данной части аята: «…страшится, находясь наедине с самим собой». Когда никто посторонний не побуждает к этому, а сердце само по себе трепещет пред Богом, призывает совершать благое и сторониться запретного; когда человек разумом обращен к Нему, осознавая свою ничтожность и Его бесконечность, трепеща пред Творцом и забывая обо всем остальном.

36:12

إِنَّانَحْنُنُحْيِيالْمَوْتَىوَنَكْتُبُمَاقَدَّمُواوَآثَارَهُمْوَكُلَّشَيْءٍأَحْصَيْنَاهُفِيإِمَامٍمُبِينٍ

Инна Нахну нухйил-маута уа нактубу ма каддаму уа асарахум; уа кулла шай-ин ах-сайнаху фи Имамим-мубин

Инна Нахну нухйил-маута уа нактубу ма каддаму уа асарахум; уа кулла шай-ин ах-сайнаху фи Имамим-мубин

Поистине, Мы [говорит Господь миров] оживим мертвецов [все человечество, а также мир джиннов, и это после Конца Света]. Мы записываем все, что они делают [пока живут в границах земного], а также [фиксируем] их следы [остающиеся на земле после их смерти, были ли они инициаторами хорошего или плохого, чему подражали другие после них]. Все до мелочей охвачено [зафиксировано] Нами в Хранимой Скрижали [еще до начала Сотворения мира сего].

36:13

وَاضْرِبْلَهُمْمَثَلًاأَصْحَابَالْقَرْيَةِإِذْجَاءَهَاالْمُرْسَلُونَ

Уадриб лахум-масалан Ас-хабал-Карйах. Из жаахал-мурсалун

Уадриб лахум-масалан Ас-хабал-Карйах. Из жаахал-мурсалун

Приведи им [Мухаммад] в пример жителей одного селения[1], когда пришли к ним посланники.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Во всех тафсирах говорится, что селение носило название Антакия.

36:14

إِذْأَرْسَلْنَاإِلَيْهِمُاثْنَيْنِفَكَذَّبُوهُمَافَعَزَّزْنَابِثَالِثٍفَقَالُواإِنَّاإِلَيْكُمْمُرْسَلُونَ

Из арсална илайхимус-найни факаззабухума фа-’аззазна би-салисин-факалу инна илайкум-мурсалун

Из арсална илайхимус-найни факаззабухума фа-’аззазна би-салисин-факалу инна илайкум-мурсалун

Отправили Мы к ним двоих, но они им обоим не поверили, и Мы укрепили их третьим. [Все трое] говорили: «Поистине, мы посланы (отправлены) к вам [с проповедью от Бога]».

36:15

قَالُوامَاأَنْتُمْإِلَّابَشَرٌمِثْلُنَاوَمَاأَنْزَلَالرَّحْمَنُمِنْشَيْءٍإِنْأَنْتُمْإِلَّاتَكْذِبُونَ

Калу ма антум илла башарум-мислуна уа ма анзалар-Рахману мин-шайин ин антум илла такзибун

Калу ма антум илла башарум-мислуна уа ма анзалар-Рахману мин-шайин ин антум илла такзибун

Им отвечали: «Вы — подобные нам, [обычные] люди, и Всемилостивый не низводил чего-либо. Вы лжете [говоря и заверяя нас, что отправлены Им]».

36:16, 17

قَالُوارَبُّنَايَعْلَمُإِنَّاإِلَيْكُمْلَمُرْسَلُونَ(١٦)وَمَاعَلَيْنَاإِلَّاالْبَلَاغُالْمُبِينُ(١٧)

Калу Раббуна йа’-ламу инна илайкум ла-мурсалун (16) Уа ма ’алайна иллал-Балагул-мубин (17)

Калу Раббуна йа’-ламу инна илайкум ла-мурсалун (16) Уа ма ’алайна иллал-Балагул-мубин (17)

Те воскликнули: «Поистине, Господь знает о том, что мы отправлены к вам, и обязанностью нашей является лишь понятное (ясное) увещевание».

36:18

قَالُواإِنَّاتَطَيَّرْنَابِكُمْلَئِنْلَمْتَنْتَهُوالَنَرْجُمَنَّكُمْوَلَيَمَسَّنَّكُمْمِنَّاعَذَابٌأَلِيمٌ

Калу инна татаййарна бикум; ла-иллам тантаху ланар-жуманнакум уа лайамассан-накум-минна ’азабун алим

Калу инна татаййарна бикум; ла-иллам тантаху ланар-жуманнакум уа лайамассан-накум-минна ’азабун алим

[В ответ люди] сказали: «Мы видим в вас плохое предзнаменование. Если вы не прекратите, мы непременно забьем вас камнями и подвергнем болезненным мукам».

36:19

قَالُواطَائِرُكُمْمَعَكُمْأَئِنْذُكِّرْتُمْبَلْأَنْتُمْقَوْمٌمُسْرِفُونَ

Калу та-ирукум-ма-’акум; а-ин зуккиртум? Бал антум ка-умум-мусрифун

Калу та-ирукум-ма-’акум; а-ин зуккиртум? Бал антум ка-умум-мусрифун

Они [посланники Божьи] ответили: «Ваши плохие предзнаменования от вас самих [вы сами накликаете на себя неприятности]. Наше наставление [явилось плохим предзнаменованием, и вы угрожаете нам смертью]?! Нет, [дело не в этом, а в том, что] вы перешли уже все возможные границы [вы потеряли чувство меры в поведении и в отношении к происходящему]».

36:20-25

وَجَاءَمِنْأَقْصَىالْمَدِينَةِرَجُلٌيَسْعَىقَالَيَاقَوْمِاتَّبِعُواالْمُرْسَلِينَ(٢٠)اتَّبِعُوامَنْلَايَسْأَلُكُمْأَجْرًاوَهُمْمُهْتَدُونَ(٢١)وَمَالِيَلَاأَعْبُدُالَّذِيفَطَرَنِيوَإِلَيْهِتُرْجَعُونَ(٢٢)أَأَتَّخِذُمِنْدُونِهِآلِهَةًإِنْيُرِدْنِالرَّحْمَنُبِضُرٍّلَاتُغْنِعَنِّيشَفَاعَتُهُمْشَيْئًاوَلَايُنْقِذُونِ(٢٣)إِنِّيإِذًالَفِيضَلَالٍمُبِينٍ(٢٤)إِنِّيآمَنْتُبِرَبِّكُمْفَاسْمَعُونِ(٢٥)

Уа жа-а мин аксал-Мадинати ражулуй-йас-’а кала йа-каумиттаби-’ул-мурсалин (20) Иттаби’у мала йас-алукум ажрау-уа хум-мухтадун (21) Уа ма лийа ла а’-будуллази фатарани уа илайхи туржа-’ун (22) А-аттахизу мин-дунихи алихатан ий-йуриднир-Рахману бидуррил-ла тугни ’анни шафа-’атухум шай-ау-уа ла йункизун (23) Инни изал-лафи Далалим-мубин (24) Инни аманту би-Раббикум фасма-’ун (25)

Уа жа-а мин аксал-Мадинати ражулуй-йас-’а кала йа-каумиттаби-’ул-мурсалин (20) Иттаби’у мала йас-алукум ажрау-уа хум-мухтадун (21) Уа ма лийа ла а’-будуллази фатарани уа илайхи туржа-’ун (22) А-аттахизу мин-дунихи алихатан ий-йуриднир-Рахману бидуррил-ла тугни ’анни шафа-’атухум шай-ау-уа ла йункизун (23) Инни изал-лафи Далалим-мубин (24) Инни аманту би-Раббикум фасма-’ун (25)

[Ситуация обострилась, нетерпимость стала нарастать и народ решил избавиться от инакомыслящих. Узнав об этом] из отдаленной части города спешно пришел мужчина, обратившийся [к уже не понимающей ничего толпе] со словами: «Народ мой, [будьте благоразумны] последуйте за посланниками Божьими. Пойдите за теми, кто не просит ничего взамен, а ведь они — следующие по верному пути.

Что мешает мне поклоняться Тому, Кто сотворил меня [дал жизнь]?! И [хотите вы того или нет, но] к Нему будете возвращены. Зачем мне искать для себя богов, которые никак не смогут защитить от того плохого, что, если пожелает Всемилостивый, может постигнуть меня?! Они [вымышленные боги] не спасут. Поистине, [если я буду придерживаться ваших языческих убеждений, то] как следствие окажусь в очевидном заблуждении. Я уверовал в вашего Господа [Который является Господом для всех нас], прислушайтесь же ко мне (к моим словам) [и не убивайте Божьих посланников]!»

36:26, 27

قِيلَادْخُلِالْجَنَّةَقَالَيَالَيْتَقَوْمِييَعْلَمُونَ(٢٦)بِمَاغَفَرَلِيرَبِّيوَجَعَلَنِيمِنَالْمُكْرَمِينَ(٢٧)

Килад-хулил-Жаннах. Кала йа-лайта кауми йа’-ла-мун (26) Бима гафара ли Рабби уа жа-’алани минал-мукрамин (27)

Килад-хулил-Жаннах. Кала йа-лайта кауми йа’-ла-мун (26) Бима гафара ли Рабби уа жа-’алани минал-мукрамин (27)

[Полные ярости односельчане забили его до смерти. Бренное тело погибло, душа оставила его, и послышались] слова: «Войди в Рай. [В вечности твоей обителью станет Рай, а сейчас, пребывая в ожидании в загробном миру, ты уже можешь испытывать райское спокойствие и наслаждение]». Он [находясь по ту сторону жизни] воскликнул: «Как хотелось бы, чтобы народ мой узнал о том, за что Господь простил меня и сделал одним из одаренных Его щедростью».

Пояснение к аяту:

«Как хотелось бы, чтобы народ мой узнал о том, за что Господь простил меня и сделал одним из одаренных Его щедростью». Великий муфассир имам аль-Куртуби в комментарии к этим строкам сказал: «Аят обращает наше внимание на следующие очень важные качества верующего: необходимость (1) прощать нанесенные нам обиды, (2) проявлять кротость (мягкость, доброту; благоразумие) к тем, кто невежественен, (3) испытывать чувство жалости и сострадания, когда оказываешься в кругу (в толпе) зараженных вредными привычками и склонных к аморальным поступкам, пребываешь среди недобрых людей, (4) не откладывая на потом, приступать к нейтрализации плохого, (5) быть любезным и вежливым, делая что-то во спасение другого. Требуется занять себя упомянутым, сосредоточиться на этом, а не злорадствовать, не радоваться чужому несчастью и не проклинать.

Разве вы не видите, как искренне упомянутый в аяте человек желал блага и добра тем, кто затем жестоко убил его, кто был одержим стремлением причинить ему лишь зло и несчастье! Желал блага и добра — а ведь убийцы его были, между прочим, безбожниками, язычниками»[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 15. С. 15.

36:28, 29

وَمَاأَنْزَلْنَاعَلَىقَوْمِهِمِنْبَعْدِهِمِنْجُنْدٍمِنَالسَّمَاءِوَمَاكُنَّامُنْزِلِينَ(٢٨)إِنْكَانَتْإِلَّاصَيْحَةًوَاحِدَةًفَإِذَاهُمْخَامِدُونَ(٢٩)

Уа ма анзална ’ала каумихи мим-ба’-дихи мин жундим-минассама-и уа ма кунна мунзилин (28) Ин канат илла сайхатау-уахидатан-фа-иза хум хамидун (29)

Уа ма анзална ’ала каумихи мим-ба’-дихи мин жундим-минассама-и уа ма кунна мунзилин (28) Ин канат илла сайхатау-уахидатан-фа-иза хум хамидун (29)

После произошедшего Мы [говорит Господь миров] ни одного [ангела-]воина с небес не отправили к ним [к этому перешедшему все границы народу] и не собирались [пусть даже столь незначительно тратиться на них]. [Уничтожившим этих людей по Нашему велению был] лишь один [смертоносный] крик [с небес], и вот они — неподвижны (тихи, спокойны) [бурлившая до последнего момента жизнь вдруг угасла. Навсегда…].

36:30

يَاحَسْرَةًعَلَىالْعِبَادِمَايَأْتِيهِمْمِنْرَسُولٍإِلَّاكَانُوابِهِيَسْتَهْزِئُونَ

Йа-хасратан ’алал-’ибад! Ма йа-тихим-мир-расулин илла кану бихи йастахзи-ун

Йа-хасратан ’алал-’ибад! Ма йа-тихим-мир-расулин илла кану бихи йастахзи-ун

О горе, жаль их! Сколько бы ни приходило к ним посланников, они насмехались [не воспринимали Божью проповедь всерьез].

36:31

أَلَمْيَرَوْاكَمْأَهْلَكْنَاقَبْلَهُمْمِنَالْقُرُونِأَنَّهُمْإِلَيْهِمْلَايَرْجِعُونَ

Алам йарау кам ахлакна каблахум-минал-куруни аннахум илайхим ла йаржи-’ун

Алам йарау кам ахлакна каблахум-минал-куруни аннахум илайхим ла йаржи-’ун

Разве они не видят [не знают], сколько цивилизаций было погублено Нами ранее! Поистине, они ведь не вернутся уже к ним [к ныне существующим]!

36:32

وَإِنْكُلٌّلَمَّاجَمِيعٌلَدَيْنَامُحْضَرُونَ

Уа ин-кул-лул-ламма жами-’ул-ладайна мухдарун

Уа ин-кул-лул-ламма жами-’ул-ладайна мухдарун

Все до единого будут собраны они и приведены к Нам [после всеобщего Воскрешения для ответа за то, как прожили жизнь земную].

36:33

وَآيَةٌلَهُمُالْأَرْضُالْمَيْتَةُأَحْيَيْنَاهَاوَأَخْرَجْنَامِنْهَاحَبًّافَمِنْهُيَأْكُلُونَ

Уа Айатул-лахумул-ардул-майтах; ахйайнаха уа ахражна минха хаббан фаминху йа-кулун

Уа Айатул-лахумул-ардул-майтах; ахйайнаха уа ахражна минха хаббан фаминху йа-кулун

Знамением [убедительно демонстрирующим процесс воскрешения в пределах земных возможностей] для них (людей) является мертвая [безжизненная от сильной засухи] земля, которую Мы оживляем [направляя к ней дождевые тучи], а после выводим из нее [растение, а оно, развившись, дает] семя, которое в последующем они употребляют в пищу [оно ведь съедобно].

36:34

وَجَعَلْنَافِيهَاجَنَّاتٍمِنْنَخِيلٍوَأَعْنَابٍوَفَجَّرْنَافِيهَامِنَالْعُيُونِ

Уа жа-’ална фиха жаннатим-мин-нахилиу-уа а’на-биу-уа фажжарна фиха минал-’уйун

Уа жа-’ална фиха жаннатим-мин-нахилиу-уа а’на-биу-уа фажжарна фиха минал-’уйун

На ней (земле) Мы [продолжает Господь миров] разместили и пальмовые рощи, и виноградники, дали выход подземным водяным источникам.

36:35

لِيَأْكُلُوامِنْثَمَرِهِوَمَاعَمِلَتْهُأَيْدِيهِمْأَفَلَايَشْكُرُونَ

Лийа-кулу мин самарихи, уа ма ’амилат-ху айдихим; афала йаш-курун

Лийа-кулу мин самарихи, уа ма ’амилат-ху айдихим; афала йаш-курун

Дабы они (люди) питались плодами всего этого и тем, что получают в результате своего труда. Почему бы им не быть благодарными [за столь широкий ассортимент]?!

36:36

سُبْحَانَالَّذِيخَلَقَالْأَزْوَاجَكُلَّهَامِمَّاتُنْبِتُالْأَرْضُوَمِنْأَنْفُسِهِمْوَمِمَّالَايَعْلَمُونَ

Субханаллази халакал-азуажа куллаха мимма тумбитул-арду уа мин анфусихим уа мимма ла йа’-ламун

Субханаллази халакал-азуажа куллаха мимма тумбитул-арду уа мин анфусихим уа мимма ла йа’-ламун

Бесконечно далек от всего не присущего Ему Тот, Кто сотворил все парное из того, (1) что произрастает на земле, а также (2) вас [людей и джиннов] и (3) то, чего вы не знаете.

36:37

وَآيَةٌلَهُمُاللَّيْلُنَسْلَخُمِنْهُالنَّهَارَفَإِذَاهُمْمُظْلِمُونَ

Уа Айатул-лахумул-Лайлу наслаху минхун-Нахара фа-иза хум-музлимун

Уа Айатул-лахумул-Лайлу наслаху минхун-Нахара фа-иза хум-музлимун

Знамением для них (людей) является ночь, из которой выводится Нами (вытаскивается; снимается, отделяется) день [удаляется, в итоге света не остается], и вот они оказываются в темноте [без дневного света].

36:38

وَالشَّمْسُتَجْرِيلِمُسْتَقَرٍّلَهَاذَلِكَتَقْدِيرُالْعَزِيزِالْعَلِيمِ

Уаш-Шамсу тажри ли-муста-каррил-лаха; залика такдирул-’азизил-’ал-им

Уаш-Шамсу тажри ли-муста-каррил-лаха; залика такдирул-’азизил-’ал-им

[Другим знамением является] солнце, которое движется, находясь на своем постоянном месте. [Все] это — установление Всемогущего, Всезнающего [Творца, а не результат взрыва, неразберихи и вселенского хаоса].

36:39

وَالْقَمَرَقَدَّرْنَاهُمَنَازِلَحَتَّىعَادَكَالْعُرْجُونِالْقَدِيمِ

Уал-Камара каддарнаху маназила хатта ’ада кал-’уржунил-кадим

Уал-Камара каддарнаху маназила хатта ’ада кал-’уржунил-кадим

Для луны Мы [продолжает Господь миров] определили [четкую] периодичность состояний, пока не примет форму старой [высохшей и искривившейся, тонкой] ветви с кистью фиников.

36:40

لَاالشَّمْسُيَنْبَغِيلَهَاأَنْتُدْرِكَالْقَمَرَوَلَااللَّيْلُسَابِقُالنَّهَارِوَكُلٌّفِيفَلَكٍيَسْبَحُونَ

Лаш-Шамсу йамбаги лаха ан тудрикал-Камара уа лал-Лайлу сабикун-Нахар; уа куллун-фи фалакий-йасбахун

Лаш-Шамсу йамбаги лаха ан тудрикал-Камара уа лал-Лайлу сабикун-Нахар; уа куллун-фи фалакий-йасбахун

Ни солнце не может настигнуть луну [столкнуться с нею или перенять ее цикличность], ни ночь не в состоянии обогнать день [сбить регулярный и точный процесс смены ее приходом нового дня]. Все [находится в гармонии и] плавает [вращается] во Вселенной [спокойно и безмятежно, несмотря на свои громадные размеры и вес].

36:41

وَآيَةٌلَهُمْأَنَّاحَمَلْنَاذُرِّيَّتَهُمْفِيالْفُلْكِالْمَشْحُونِ

Уа Айатул-лахум анна хамална зурриййатахум фил-фулкил-маш-хун

Уа Айатул-лахум анна хамална зурриййатахум фил-фулкил-маш-хун

Знамением для них (людей) является также то, что их потомков [детей, а также тех, кто слаб и немощен, о ком они трепетно пекутся] Мы переносим на нагруженных кораблях [которые не тонут и проходят по опасной морской пучине огромные расстояния].

36:42

وَخَلَقْنَالَهُمْمِنْمِثْلِهِمَايَرْكَبُونَ

Уа халакна лахум-мим-мислихи ма йаркабун

Уа халакна лахум-мим-мислихи ма йаркабун

И сотворили Мы [говорит Господь миров] им подобие этого из средств передвижения.

36:43

وَإِنْنَشَأْنُغْرِقْهُمْفَلَاصَرِيخَلَهُمْوَلَاهُمْيُنْقَذُونَ

Уа ин-наша нугрикхум фала сариха лахум уа ла хум йунказун

Уа ин-наша нугрикхум фала сариха лахум уа ла хум йунказун

Если пожелаем Мы, утопим их. И крики (вопли, зов о помощи) им не помогут, никто не спасет.

36:44

إِلَّارَحْمَةًمِنَّاوَمَتَاعًاإِلَىحِينٍ

Илла Рахматам-минна уа мата-’ан ила хин

Илла Рахматам-минна уа мата-’ан ила хин

Исключение — милость Наша [которая может появиться из ниоткуда и в совершенно неожиданной форме], а также — предоставление возможности [насладиться земной жизнью] на [некоторый] срок. [Вопрос лишь в том, сможет ли человек ухватиться за эту возможность и воспользоваться ею.]

36:45

وَإِذَاقِيلَلَهُمُاتَّقُوامَابَيْنَأَيْدِيكُمْوَمَاخَلْفَكُمْلَعَلَّكُمْتُرْحَمُونَ

Уа иза Кила лахумуттаку ма байна айдикум уа ма халфакум ла-’аллакум турхамун

Уа иза Кила лахумуттаку ма байна айдикум уа ма халфакум ла-’аллакум турхамун

И если будет сказано им: «Испытывайте трепет [пред Богом] за то, что впереди вас, и за то, что позади. Это [чувство] может привести вас к помилованию [таковое как итог трепета и набожности станет возможным]».

36:46

وَمَاتَأْتِيهِمْمِنْآيَةٍمِنْآيَاتِرَبِّهِمْإِلَّاكَانُواعَنْهَامُعْرِضِينَ

Уа ма та-тихим-мин Айатим-мин Айати Раббихим илла кану ’анха му’-ридын

Уа ма та-тихим-мин Айатим-мин Айати Раббихим илла кану ’анха му’-ридын

[Но факт отрицания и безбожия большинства остается фактом, а потому] когда бы ни пришло к ним знамение из многочисленных знамений их Господа, они отворачиваются.

36:47

وَإِذَاقِيلَلَهُمْأَنْفِقُوامِمَّارَزَقَكُمُاللَّهُقَالَالَّذِينَكَفَرُوالِلَّذِينَآمَنُواأَنُطْعِمُمَنْلَوْيَشَاءُاللَّهُأَطْعَمَهُإِنْأَنْتُمْإِلَّافِيضَلَالٍمُبِينٍ

Уа иза кила лахум анфику мим-ма разакнакуму-ЛЛаху калаллазина кафару лиллазина аману анут-’иму маллау йаша-у-ЛЛаху ат-’амах? Ин антум илла фи далалим-мубин

Уа иза кила лахум анфику мим-ма разакнакуму-ЛЛаху калаллазина кафару лиллазина аману анут-’иму маллау йаша-у-ЛЛаху ат-’амах? Ин антум илла фи далалим-мубин

А когда говорят им: «Тратьте на благие дела [жертвуйте деньги, время, силы во благо других] из того, чем наделил вас Аллах (Бог, Господь)», безбожники [возмущенно] отвечают верующим: «Нам следует [из собственных средств] кормить того, кого, если пожелал бы Аллах (Бог, Господь), накормил бы?! Вы, несомненно, в очевидном заблуждении!»

36:48

وَيَقُولُونَمَتَىهَذَاالْوَعْدُإِنْكُنْتُمْصَادِقِينَ

Уа йакулуна мата хазал-уа’-ду ин-кунтум-садикин

Уа йакулуна мата хазал-уа’-ду ин-кунтум-садикин

И заявляют: «[Кстати] когда [наступит] то, обещанное вами, если вы не обманываете (правдивы) [в своих предупреждениях о Божьей каре или Конце Света и Воскрешении]?»

36:49

مَايَنْظُرُونَإِلَّاصَيْحَةًوَاحِدَةًتَأْخُذُهُمْوَهُمْيَخِصِّمُونَ

Ма йан-зуруна илла Сайха-тау-уахидатан та-хузухум уа хум йахисс-имун

Ма йан-зуруна илла Сайха-тау-уахидатан та-хузухум уа хум йахисс-имун

Им не придется долго ждать: один крик [ангела смерти] заберет их, когда они будут спорить [например, по каким-то бытовым и не слишком важным вопросам. Это произойдет настолько неожиданно, что они даже задуматься об этом, переключиться с одной темы на другую, а тем более подготовиться к этому не успеют].

36:50

فَلَايَسْتَطِيعُونَتَوْصِيَةًوَلَاإِلَىأَهْلِهِمْيَرْجِعُونَ

Фала йастаты-’уна таусы-йатау-уа ла ила ахлихим йаржи-’ун

Фала йастаты-’уна таусы-йатау-уа ла ила ахлихим йаржи-’ун

[Это застанет их врасплох настолько, что] ни завещания они не успеют оставить, ни вернуться к своей семье [дабы попрощаться с родными].

Пояснение к аяту:

Для кого-то концом света окажется неожиданно пришедшая в том или ином обличии смерть, а для кого-то Конец Света раскроется во всем своем ужасе, итожа земную жизнь человечества. Через некоторое время после этого — всеобщее Воскрешение мира людей и мира джиннов на огромной площади Суда.

36:51-53

وَنُفِخَفِيالصُّورِفَإِذَاهُمْمِنَالْأَجْدَاثِإِلَىرَبِّهِمْيَنْسِلُونَ(٥١)قَالُوايَاوَيْلَنَامَنْبَعَثَنَامِنْمَرْقَدِنَاهَذَامَاوَعَدَالرَّحْمَنُوَصَدَقَالْمُرْسَلُونَ(٥٢)إِنْكَانَتْإِلَّاصَيْحَةًوَاحِدَةًفَإِذَاهُمْجَمِيعٌلَدَيْنَامُحْضَرُونَ(٥٣)

Уа нуфиха фис-Сури фа-иза хум-минал-аждаси ила Раббихим йансилун (51) Калу йа-уайлана мам-ба-’асана мим-маркади-на-Хаза ма уа-’адар-Рахману уа садакал-мурсалун (52) Ин-канат илла Сайха-тау-уахидатан фа-иза хум жами-’ул-ладайна мухдарун (53)

Уа нуфиха фис-Сури фа-иза хум-минал-аждаси ила Раббихим йансилун (51) Калу йа-уайлана мам-ба-’асана мим-маркади-на-Хаза ма уа-’адар-Рахману уа садакал-мурсалун (52) Ин-канат илла Сайха-тау-уахидатан фа-иза хум жами-’ул-ладайна мухдарун (53)

И как только послышался [второй] звук Горна (Трубы, Рога)[1] (раздался [второй] глас Трубы), так сразу [без промедления] они восстали из могил и устремились к Господу своему, говоря: «О горе нам! Кто поднял нас с постели [из могил; пробудил ото сна]?!» [Им ответят:] «Это — обещанное Всемилостивым и правдиво переданное посланниками Его». Это [повторное оживление, воскрешение из мертвых] — один крик [один звук Горна], и вот все они [люди и джинны] пред Нами [говорит Господь миров] собранные [для ответа за прожитую мирскую жизнь].

Пояснение к аяту:

С первым пронизывающим все живое звуком Горна во всех мирах все без исключения будет волею Творца умерщвлено. Упоминается, что между глобальным умерщвлением и следующим за ним абсолютным оживлением всех и вся пройдет сорок лет. А вот каких лет, одному Всевышнему ведомо[2].[ ]Первый звук Горна и второй произведет ангел Исрафиль.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Ср.: «Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52).

* См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 12. С. 30, 34.

36:54

فَالْيَوْمَلَاتُظْلَمُنَفْسٌشَيْئًاوَلَاتُجْزَوْنَإِلَّامَاكُنْتُمْتَعْمَلُونَ

Фал-Йаума ла тузламу нафсун шай ау-уа ла туж-зауна илла ма кунтум та’-малун

Фал-Йаума ла тузламу нафсун шай ау-уа ла туж-зауна илла ма кунтум та’-малун

Сегодня [в Судный День] душа [вне зависимости от того верующая она или неверующая] ни в чем не будет притеснена. Вам [люди, джинны] воздастся лишь за то, что вы делали [когда временно пребывали в земной обители].

36:55

إِنَّأَصْحَابَالْجَنَّةِالْيَوْمَفِيشُغُلٍفَاكِهُونَ

Инна Ас-хабал-Жаннатил-Йаума фи шугулин-факихун

Инна Ас-хабал-Жаннатил-Йаума фи шугулин-факихун

Поистине, обитатели Рая сегодня [по итогу Судного Дня и вынесенного относительно них Божьего решения] в [прекрасных] заботах райского наслаждения.

36:56

هُمْوَأَزْوَاجُهُمْفِيظِلَالٍعَلَىالْأَرَائِكِمُتَّكِئُونَ

Хум уа азуажухум фи зылалин ’алал-ара-ики муттаки-ун

Хум уа азуажухум фи зылалин ’алал-ара-ики муттаки-ун

Они и их жены[1] — в тени на ложах облокотившиеся [никуда не спешат и не суетятся].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* А в отношении женщин: «они и их мужья».

36:57

لَهُمْفِيهَافَاكِهَةٌوَلَهُمْمَايَدَّعُونَ

Лахум фиха факихатуу-уа лахум-ма йадда-’ун

Лахум фиха факихатуу-уа лахум-ма йадда-’ун

У них там фрукты[1] и все то, что они пожелают.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Не торопитесь проводить параллели с земными фруктами, земля — это земля, а Рай — это абсолютно иное по качествам и характеристикам.

36:58

سَلَامٌقَوْلًامِنْرَبٍّرَحِيمٍ

Саламун-Каулам-мир-Раббир-Рахим

Саламун-Каулам-мир-Раббир-Рахим

«Мир» [пожелание мира и спокойствия, благополучия] — вот то, что они слышат от Господа Всемилостивого. [Никаких устрашений, притеснений, угнетений, проблем, болезней или кризисов.]

36:59

وَامْتَازُواالْيَوْمَأَيُّهَاالْمُجْرِمُونَ

Уамтазул-Йаума аййухал-мужримун

Уамтазул-Йаума аййухал-мужримун

«А к вам, грешники, сегодня особое внимание (к вам — индивидуальный подход).

36:60-64

أَلَمْأَعْهَدْإِلَيْكُمْيَابَنِيآدَمَأَنْلَاتَعْبُدُواالشَّيْطَانَإِنَّهُلَكُمْعَدُوٌّمُبِينٌ(٦٠)وَأَنِاعْبُدُونِيهَذَاصِرَاطٌمُسْتَقِيمٌ(٦١)وَلَقَدْأَضَلَّمِنْكُمْجِبِلًّاكَثِيرًاأَفَلَمْتَكُونُواتَعْقِلُونَ(٦٢)هَذِهِجَهَنَّمُالَّتِيكُنْتُمْتُوعَدُونَ(٦٣)اصْلَوْهَاالْيَوْمَبِمَاكُنْتُمْتَكْفُرُونَ(٦٤)

Алам а’хад илайкум йа-Бани-Адама алла та’-будуш-Шайтан; иннаху лакум ’адуууум-мубин (60) Уа ани’-будуни. Хаза Сыратум-Мустаким (61) Уа лакад адалла минкум жибиллан-касира. Афалам такуну та’килун (62) Хазихи Жаханнамул-лати кунтум ту-’адун (63) Ислау-хал-Йаума бима кунтум такфурун (64)

Алам а’хад илайкум йа-Бани-Адама алла та’-будуш-Шайтан; иннаху лакум ’адуууум-мубин (60) Уа ани’-будуни. Хаза Сыратум-Мустаким (61) Уа лакад адалла минкум жибиллан-касира. Афалам такуну та’килун (62) Хазихи Жаханнамул-лати кунтум ту-’адун (63) Ислау-хал-Йаума бима кунтум такфурун (64)

Потомки Адама [и Евы]! Разве Я [говорит Господь миров] не завещал вам (не повелевал) [через пророков Своих и посланников], чтобы вы не поклонялись Сатане [и всему тому, к чему призывал он вас помимо Бога], [ведь] нет сомнений в том, что он для вас — явный враг. И [не завещал ли Я вам, чтобы вы] поклонялись Мне?! Это [поклонение Мне, Богу, Господу, Единому, Единственному и Вечному] — правильный путь.

А ведь он [Сатана и его приспешники] сбили с верного пути столь многих из вас [из числа ваших соплеменников, людей]! Разве вы не разумели [не задумывались над тем, к чему все это приведет, чем это для вас же самих закончится]?! А вот и Ад, который был вам [через посланников Наших и Священные Писания] обещан. Сегодня [входите и] пропекайтесь в огне [вкусите всю «прелесть» бесконечного пекла Преисподней], это — за ваше безбожие (вашу неблагодарность)».

36:65

الْيَوْمَنَخْتِمُعَلَىأَفْوَاهِهِمْوَتُكَلِّمُنَاأَيْدِيهِمْوَتَشْهَدُأَرْجُلُهُمْبِمَاكَانُوايَكْسِبُونَ

Ал-Йаума нахтиму ’ала афуахихим уа тукаллимуна айдихим уа ташхаду ар-жулу-хум-бима кану йаксибун

Ал-Йаума нахтиму ’ала афуахихим уа тукаллимуна айдихим уа ташхаду ар-жулу-хум-бима кану йаксибун

Сегодня Мы запечатаем их уста [не дадим им слова], и с Нами будут говорить их руки, а также станут свидетельствовать их ноги, рассказывая обо всем том, что они делали ранее [в земной обители, имея полную свободу выбора].

36:66

وَلَوْنَشَاءُلَطَمَسْنَاعَلَىأَعْيُنِهِمْفَاسْتَبَقُواالصِّرَاطَفَأَنَّىيُبْصِرُونَ

Уа лау наша-у латамасна ’ала а’йунихим фастабакус-Сырата фа-анна йубсырун

Уа лау наша-у латамасна ’ала а’йунихим фастабакус-Сырата фа-анна йубсырун

Если Мы захотели бы, то лишили б их прорезей для глаз, они поспешили бы пойти по дороге, но как же они смогут увидеть [путь]?!

36:67

وَلَوْنَشَاءُلَمَسَخْنَاهُمْعَلَىمَكَانَتِهِمْفَمَااسْتَطَاعُوامُضِيًّاوَلَايَرْجِعُونَ

Уа лау наша-у лама-сахнахум ’ала маканати-хим фамаста-та-’у мудыййау-уа ла йаржи-’ун

Уа лау наша-у лама-сахнахум ’ала маканати-хим фамаста-та-’у мудыййау-уа ла йаржи-’ун

Если Мы захотели бы, то придали бы им безобразный вид при всей той важности, которую они могут себе приписывать [считая себя очень сильными, например, и влиятельными], и тогда [обезображенные] они не смогли бы ни куда-то отправиться, ни откуда-то вернуться.

36:68

وَمَنْنُعَمِّرْهُنُنَكِّسْهُفِيالْخَلْقِأَفَلَايَعْقِلُونَ

Уа ман-ну-’аммирху нунаккис-ху фил-халк; афала йа’-килун

Уа ман-ну-’аммирху нунаккис-ху фил-халк; афала йа’-килун

Кому Мы [продолжает Господь миров] даем долгую жизнь, того непременно ослабляем (превращаем в немощного). Почему они не разумеют (не понимают)?!

36:69

وَمَاعَلَّمْنَاهُالشِّعْرَوَمَايَنْبَغِيلَهُإِنْهُوَإِلَّاذِكْرٌوَقُرْآنٌمُبِينٌ

Уа ма ’алламнахуш-Ши’ра уа ма йамбаги лах; ин хууа илла Зикруу-уа Кур-анум-Мубин

Уа ма ’алламнахуш-Ши’ра уа ма йамбаги лах; ин хууа илла Зикруу-уа Кур-анум-Мубин

Мы его (Мухаммада) не учили стихам, да это ему и не нужно. Это [предоставленное ему Свыше] — не что иное как напоминание и ясный Коран.

36:70

لِيُنْذِرَمَنْكَانَحَيًّاوَيَحِقَّالْقَوْلُعَلَىالْكَافِرِينَ

Лийунзира ман кана хаййау-уа йахиккал-каулу ’алал-кафирин

Лийунзира ман кана хаййау-уа йахиккал-каулу ’алал-кафирин

[Дано это ему, заключительному Божьему посланнику] дабы предупредил он об опасностях тех, кто жив [духовно и разумеет, именно в этом случае есть возможность что-то понять и извлечь для себя], и дабы утвердилось (обосновалось) уже слово (решение) против безбожников [относительно положения их дел в вечности].

36:71

أَوَلَمْيَرَوْاأَنَّاخَلَقْنَالَهُمْمِمَّاعَمِلَتْأَيْدِينَاأَنْعَامًافَهُمْلَهَامَالِكُونَ

Ауалам йарау анна халакна лахум-мимма ’амилат айдина ан-’аман фахум лаха маликун

Ауалам йарау анна халакна лахум-мимма ’амилат айдина ан-’аман фахум лаха маликун

Разве они не видят, что Мы [говорит Господь миров] сотворили для них домашний скот, которым они владеют [пользуются по своему усмотрению и желанию]?!

36:72

وَذَلَّلْنَاهَالَهُمْفَمِنْهَارَكُوبُهُمْوَمِنْهَايَأْكُلُونَ

Уа заллалнаха лахум фаминха ракубухум уа минха йа-кулун

Уа заллалнаха лахум фаминха ракубухум уа минха йа-кулун

Он (скот) покорен им. Среди них (животных) есть те, на которых они ездят верхом, и есть те, [мясо] которых употребляют в пищу.

36:73

وَلَهُمْفِيهَامَنَافِعُوَمَشَارِبُأَفَلَايَشْكُرُونَ

Уа лахум фиха манафи’у уа машариб. Афала йашкурун

Уа лахум фиха манафи’у уа машариб. Афала йашкурун

Для них в нем (скоте) много пользы [шерсть, шкура, мясо; использование как средства передвижения] и много того, что можно пить [из молока делаются кисломолочные напитки, к примеру]. Почему бы им (людям) не быть благодарными [за это]?

36:74

وَاتَّخَذُوامِنْدُونِاللَّهِآلِهَةًلَعَلَّهُمْيُنْصَرُونَ

Уаттахазу мин-дуни-ЛЛахи алихатал-ла-’аллахум йунсарун

Уаттахазу мин-дуни-ЛЛахи алихатал-ла-’аллахум йунсарун

Но они (люди) избрали для себя иных богов, помимо Аллаха (Бога, Господа), в надежде, что те помогут.

36:75

لَايَسْتَطِيعُونَنَصْرَهُمْوَهُمْلَهُمْجُنْدٌمُحْضَرُونَ

Ла йастаты-’уна насра-хум уа хум лахум жундум-мухдарун

Ла йастаты-’уна насра-хум уа хум лахум жундум-мухдарун

Те же не в состоянии им помочь. Они [выдуманные людьми боги и божества] будут приведены вместе с ними, подобно солдатам [то есть станут для них некими бесполезными охранниками].

36:76

فَلَايَحْزُنْكَقَوْلُهُمْإِنَّانَعْلَمُمَايُسِرُّونَوَمَايُعْلِنُونَ

Фала йахзунка каулухум. Инна на’-ламу ма йусирруна уа ма йу’-линун

Фала йахзунка каулухум. Инна на’-ламу ма йусирруна уа ма йу’-линун

Пусть тебя не печалят их слова [всякий волен говорить, что пожелает]. Поистине, Мы [продолжает Господь миров] знаем все то, что они скрывают, и то, что делают публично (открыто).

36:77-79

أَوَلَمْيَرَالْإِنْسَانُأَنَّاخَلَقْنَاهُمِنْنُطْفَةٍفَإِذَاهُوَخَصِيمٌمُبِينٌ(٧٧)وَضَرَبَلَنَامَثَلًاوَنَسِيَخَلْقَهُقَالَمَنْيُحْيِيالْعِظَامَوَهِيَرَمِيمٌ(٧٨)قُلْيُحْيِيهَاالَّذِيأَنْشَأَهَاأَوَّلَمَرَّةٍوَهُوَبِكُلِّخَلْقٍعَلِيمٌ(٧٩)

Ауалам йарал-инсану анна халакнаху мин-нутфатин фа-иза хууа хасымум-мубин (77) Уа дараба лана масалау-уа насийа халках; кала май-йухйил-’изама уа хийа рамим (78) Кул йухйихаллази анша-аха аууала маррах! Уа Хууа би-кулли халкин ’алим (79)

Ауалам йарал-инсану анна халакнаху мин-нутфатин фа-иза хууа хасымум-мубин (77) Уа дараба лана масалау-уа насийа халках; кала май-йухйил-’изама уа хийа рамим (78) Кул йухйихаллази анша-аха аууала маррах! Уа Хууа би-кулли халкин ’алим (79)

Разве не видит человек, что Мы сотворили его из капли [в которой слились сперматозоид с яйцеклеткой, причем на таком уровне, который невооруженным взглядом и не увидеть], а смотришь — он превратился в явного спорщика [«аргументированно» отрицающего Бога, постулаты веры или рассуждающего о том, есть Он, Творец, или Его нет]?! Забыв о том, откуда и как появился на свет, он приводит Нам примеры [старается обосновать свои суждения], говоря: «Кто сможет оживить истлевшие кости?!» Ответь: «Оживит их Тот, Кто изначально дал им жизнь. Он знает обо всем сотворенном [без ограничений во времени и пространстве]».

36:80

الَّذِيجَعَلَلَكُمْمِنَالشَّجَرِالْأَخْضَرِنَارًافَإِذَاأَنْتُمْمِنْهُتُوقِدُونَ

Аллази жа-’ала лакум-ми-наш-шажарил-ахдари наран фа-иза антум-минху тукидун

Аллази жа-’ала лакум-ми-наш-шажарил-ахдари наран фа-иза антум-минху тукидун

Он Тот, Кто сделал для вас огонь из зеленого дерева. Вы ведь из него разжигаете [костер]!

36:81

أَوَلَيْسَالَّذِيخَلَقَالسَّمَاوَاتِوَالْأَرْضَبِقَادِرٍعَلَىأَنْيَخْلُقَمِثْلَهُمْبَلَىوَهُوَالْخَلَّاقُالْعَلِيمُ

Ауа лайсаллази халакас-самауати уал-арда би-Кадирин ’ала ай-йахлука мислахум? Бала! Уа Хууал-Халлакул-’алим

Ауа лайсаллази халакас-самауати уал-арда би-Кадирин ’ала ай-йахлука мислахум? Бала! Уа Хууал-Халлакул-’алим

[Призадумайтесь] разве не в состоянии Сотворивший небеса и землю создать подобное еще раз?! Конечно же [для Него это не составит ни малейшего труда]! Ведь Он — Могущий сотворить все, что пожелает [Его возможности в творении ничем не ограничены], и Всезнающий.

36:82

إِنَّمَاأَمْرُهُإِذَاأَرَادَشَيْئًاأَنْيَقُولَلَهُكُنْفَيَكُونُ

Иннама Амруху иза арада шай-ан ай-йакула лаху КУН файакун

Иннама Амруху иза арада шай-ан ай-йакула лаху КУН файакун

Его повеление, когда пожелает Он что-то [все что угодно!], — лишь сказать «будь», и это [без промедлений и затруднений] непременно будет.

36:83

فَسُبْحَانَالَّذِيبِيَدِهِمَلَكُوتُكُلِّشَيْءٍوَإِلَيْهِتُرْجَعُونَ

Фа-Субаханаллази би-йадихи Малакуту кулли шай-иу-уа илайхи туржа-’ун

Фа-Субаханаллази би-йадихи Малакуту кулли шай-иу-уа илайхи туржа-’ун

Выше всего и вся Тот, в Чьей руке (под Чьим управлением) полное властвование абсолютно всем. И к Нему вы будете возвращены.

 

Милостью Всевышнего тафсир 36 суры Священного Корана подошел к концу[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Подробное устное пояснение всех аятов данной суры вы можете прослушать в моих ваазах и проповедях на сайте umma.ru (с 19.11.2010 по 3.12.2010).