Ревность в Исламе

«Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечом не плашмя, а острием», — сказал сподвижник пророка Мухаммада. А посланник Божий, узнав об этом, произнес: «Я еще более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я». И как же, по-вашему, понимают этот подстрочный перевод достоверного хадиса ненавистники Ислама и мусульман, а также новички в Исламе, имеющие слабость ревновать свою жену ко всему движущемуся?! Тем более если они какие-нибудь борцы ММА с ломаными ушами, находящиеся в поиске «кого бы воспитать ради Аллаха»?!

Теперь приглашаю к прочтению богословского перевода данного хадиса в контексте смыслов Корана, Сунны и комментариев ученых по нему.

Сподвижник Са‘д ибн ‘Убада сказал: «Если я увижу мужчину [совершающим половой акт] с моей женой, то ударю его мечом, [причем] не боковой частью [а острием, то есть убью его]». Это дошло до пророка Мухаммада. Он (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы удивляетесь ревности (рвению, пылу) Са‘да?! Я более ревнив, чем он, а Аллах (Бог, Господь) более ревнив, чем я»[1]. При этом Пророк наставил Са‘да сдерживать эмоции и не совершать преступления в порыве ревности, необузданного пыла[2].

Отмечу, что канонически здесь может подразумеваться как мужчина, так и женщина, заставшая своего мужа с другой в момент полового соития, то есть из ревности к мужу она может убить распутницу.

В данном хадисе не говорится о тех, кто ревнует мужа или жену ко всему движущемуся. Это уже проявление психических отклонений и очевидная неуверенность в себе, приводящая к разрушению семейного благополучия, счастья, а в итоге и целостности семьи.

Также важно отметить, что самосуд в Исламе категорически запрещен[3]. Убийце придется отвечать по всей строгости закона того государства, в котором он живет. Таково мнение большинства мусульманских богословов (джумхур), причем оно всегда было таким, во все периоды формирования богословия. Есть вероятность, что пред Богом греха за подобную реакцию на лично лицезримое греховное соитие жены (мужа) не будет. Но по этому утверждению нет однозначных аргументов, а потому истина известна только Аллаху (Богу, Господу).

В продолжение темы «ревности Бога» приведу следующий хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) ревностно [относится к нарушению границ запретного]! Ревность Его [когда милость трансформируется в недовольство] проявляется, если верующий совершает запретное (харам) [то, что относится к очевидно запрещенным действиям, например, употребление алкоголя или прелюбодеяние]»[4].

Ревность супругов с точки зрения религии

Возвращаясь к теме ревности мужа или жены, следует правильно понять это через практическую сторону «ревности пророка Мухаммада и ревности Аллаха (Бога, Господа)», упомянутых в первом хадисе. Ревность мужа или жены с религиозной точки зрения – это, в первую очередь, личное сторонение греха, особенно во взаимоотношениях с противоположным полом. Не проверка почты или телефонных переписок друг друга, а становление образцом религиозного благонравия друг для друга, ревностное следование предписаниям («строго сторониться очевидного греха и выполнять в меру возможностей обязательное»[5]).  Повторюсь, главным и основополагающим является, чтобы у верующего человека (как мужчины, так и женщины) присутствовали честь и достоинство, которые помогали бы ему самому сторониться очевидного греха (ревностно относиться к этому), и чтобы он стал живым примером для своих домочадцев, дабы сторонились явно запретного[6].

Не путать с даюсом

Здесь не обойтись без упоминания темы даюса (или дайюс), продвигаемой некоторыми мусульманами в Интернете, утверждающими о «канонической необходимости быть ревнивым, закрыть жену от чужих глаз и ушей, иначе ты даюс». Интернет-знатоки приводят обычно эти слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Дайюс не войдет в Рай». Данный хадис постоянно цитируют в русскоязычном Интернете, но при этом не упоминают, что он недостоверен (да‘иф). Дайюс  часто переводят как «неревнивец», но как богословский термин он имеет значение «сводник для своей семьи»[7], а сводничество — это «корыстное посредничество между мужчиной и женщиной для содействия вступлению их в половую связь»[8].

Более подробно о дайюсе читайте в отдельной статье здесь.

Учитывая богословские пояснения, получается, что дайюс — это тот, кого не интересует, где жена, подросшие дети, что они делают и с кем они. Обычно, например, безразличие к жене появляется у тех мужчин, которые легкомысленно заводят вторую или третью жену либо для которых изменять жене стало привычным делом, так как в интимном плане их внутрисемейные отношения давно умерли. Дайюс — это те мужчины или женщины, которых не волнует порочность, низость и аморальность их ближайших родных (муж, жена, дети), к тому же они извлекают из этого личную пользу. Например, жену не волнует, ее не задевает, что муж прелюбодействует; мужа не волнует, его не задевает, что жена спит с другим мужчиной или мужчинами. Учитывая смысл хадиса, такое отношение к семейным ценностям приближает человека к Аду.

Подчеркну, что про Ад говорится в контексте сводничества, а не просто отсутствия ревности.

Женщины и ревность

Говоря о ревности с точки зрения Ислама, важно упомянуть, что женщинам из-за свойственной им эмоциональности сложнее сдерживать ревностные чувства, тем более когда жена любит своего мужа и уважает. По этому поводу есть поучительный хадис. ‘Аишей передается: «Упоминая Хадиджу [свою первую супругу, которая была старше его на пятнадцать лет, с которой он прожил двадцать пять лет и после которой не женился три года][9], посланник Божий всегда проговаривал слова восхищения ею, восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Сколько можно! Она ведь была просто беззубой старушкой[10], взамен которой Аллах (Бог, Господь) дал тебе лучшее!»[11] [На лице у Пророка появилось недовольство сказанным мной[12].] Он ответил: «[Нет! Клянусь Богом] Он не дал мне лучшее, чем она. Она уверовала [в истинность моей миссии], когда другие отрицали; она поверила в правдивость моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддержала меня своим материальным достатком, когда другие отвернулись, и Аллах (Бог, Господь) дал мне детей только от нее!»[13]

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2136, хадис № 6846; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 15. С. 213, хадис № 6846 и пояснение к нему.

[2] Это комментарий имама аль-Куртуби к риваяту данного хадиса в своде хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 607, хадис № 17–(1499); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 13. С. 86–88, хадис № 5773 и пояснение к нему.

[3] Тот, кто вершит самосуд, наказывается в соответствии с нанесенным другому человеку ущербом во избежание беспорядков в обществе.

Наказания приводятся в исполнение лишь и только с санкции судебных органов. В случае когда мусульмане живут в светском государстве, наказание производится в соответствии с действующим законодательством. В то же время наказание — это не самоцель. Цель заключается в пробуждении сдерживающего начала через знание о суровости наказания, которое не даст человеку совершить пагубный грех. К тому же отсутствие покаяния или фактического наказания в этой жизни усугубляет адское наказание в вечности. А жизнь — это годы, пролетающие как миг.

Любое весомое сомнение по поводу причастности обвиняемого к преступлению отменяет меру наказания. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями [в причастности обвиняемого к данному преступлению]». См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 314, а также хадис № 313, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 194; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 11. С. 82.

Если дело не дошло до суда и касается лишь самого человека (пострадавшим от проступка является лишь он сам) или коснулось другого, но тот простил преступника, тогда все может остаться между преступившим закон и Творцом всего сущего, когда имеется осознание греха, раскаяние и вознамеренность не возвращаться к этому впредь. Когда же дело дошло до суда — обратного пути нет, кроме как если имеются обоснованные сомнения в очевидности преступления. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 468, 469.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1679, хадис № 5223 (а также хадисы № 5220–5224).

В Библии неоднократно говорится, что «Бог есть ревнитель» (Исх. 20:5; Наум. 1:2). Слово «ревнитель» означает «усердный защитник, старатель, поборник (истины, например)». То есть Бог есть защитник и поборник истины. Такой же смысл и здесь в упомянутом хадисе.

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления], а то, что запретил [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 4. С. 84; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 529, хадис № 412–(1337); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 139, 140, хадис № 2/1273 и пояснение к нему.

[6] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 31. С. 339–341.

[7] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 212.

[8] Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 692.

[9] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 166–176, хадисы № 3815–3821 и пояснения к ним.

[10] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 176.

[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1168, хадис № 3821.

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 988, хадис № 75–(2435); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 15. С. 467, 468, хадисы № 7006, 7008, оба «сахих».

[13] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и ат-Табарани. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1847, хадис № 25376 (24864). 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1