По окончании молитвы-намаза желательно (сунна) выполнить тасбихат (прославление Господа), во время которого читается аят “аль-Курси”:
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя навм, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим.
Перевод:
“Аллах (Бог, Господь)… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. Кто заступится пред Ним, кроме как по воле Его?! Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из Его знания, кроме как по Его воле. Небеса и землю объемлет Его курсий[1], и не утруждает Его забота о них [обо всем том, что находится в нашей Вселенной и дальше]. Он — Всевышний [во всех смыслах выше всего и вся], Великий [величие Его не имеет границ]!” (Св. Коран, 2:255)[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
“Кто прочитает аят “аль-Курси” после обязательной молитвы[-намаза], тот будет находиться под защитой Аллаха (Бога, Господа) до следующей молитвы”[3];
“Тому, кто будет читать аят “аль-Курси” после каждой обязательной молитвы[-намаза], [если он умрет] ничто не воспрепятствует попасть в Рай”[4].
Пророк Мухаммад, обращаясь к Абу Мунзиру, однажды спросил: “Знаешь ли ты, какой аят Корана является самым великим?” Тот ответил: “Аллах (Бог, Господь) и Его посланник лучше кого бы то ни было знают”. — “[Но все же] знаешь ли ты, какой аят Корана является самым великим?” Он ответил: “Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум”. Пророк, стукнув его по груди, воскликнул: “Клянусь Аллахом [это именно так]! Пусть знания для тебя станут приятными, полезными и вознесут молву о тебе”[5].
Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках[6], произносит по 33 раза:
“Субхаанал-ла” سُبْحَانَ اللَّهِ — “Хвала Аллаху”;
“Аль-хамду лил-ля” الْحَمْدُ لِلَّهِ — “Истинное восхваление принадлежит только Аллаху”;
“Аллааху акбар” الله أَكْبَرُ — “Аллах превыше всего”.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто после молитвы[-намаза] проговорит 33 раза “субхаанал-ла”, 33 раза “аль-хамду лил-ля” и 33 раза “аллаху акбар”, что составит число 99 [равное количеству имен Господа], и после этого дополнит до ста, сказав: “Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир”, тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской”[7].
Также он (да благословит его Господь и приветствует) однажды обратился к малоимущим сподвижникам: “Не научить ли вас тому, что поможет вам достигнуть [уровня набожности и благодати в земной обители и в вечной] тех, кто был до вас, и что поможет обогнать тех, кто будет после? И никто не сможет стать лучше вас, кроме как если последует вашему примеру в этом”. Они ответили: “Конечно [мы очень хотели бы узнать]”. Он сказал: “После каждой [обязательной] молитвы[-намаза] говорите 33 раза “субхаанал-ла”, 33 раза “аль-хамду лил-ля” и 33 раза “аллааху акбар”[8].
После чего произносится следующее ду‘а:
Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ляя шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр, ва иляйхиль-масыйр.
Перевод:
“Нет бога, кроме Бога Единого. Нет у Него сотоварища. Вся власть и восхваления принадлежат Ему. Он оживляет и умерщвляет. Его силы и возможности безграничны, и к Нему возвращение”.
Также после утренней и вечерней молитв желательно семь раз сказать следующее:
اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي مِنَ النَّارِ
Аллаахумма аджирнии минан-наар.
Перевод:
“О Аллах, удали меня от Ада”.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “Если ты совершил утреннюю молитву (Фаджр), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: “Аллаахумма аджирнии минан-наар[9]” (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение дня, то будешь удален [в вечности, после Судного дня] от Ада.
Если ты совершил вечернюю молитву (Магриб), то прежде чем с кем-либо заговорить, скажи: “Аллаахумма аджирнии минан-наар” (Господи, удали меня от Ада). Семь раз. И если ты умрешь в течение следующей за этим ночи, то будешь удален [в вечности, после Судного дня] от Ада”[10].
После этого молящийся обращается ко Всевышнему на любом языке, прося у Него (на свое усмотрение) всего самого наилучшего в этом и будущем мирах для себя (чем конкретнее, тем лучше), а также для своих близких и верующих вообще.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Одно из величайших (но не самых масштабных) творений Создателя. Земля и небеса по сравнению с “аль-курсий” — монета посреди огромной пустыни.
[2] Аят “аль-Курси” — особенный аят Священного Корана, обладающий не только глубинным эзотерическим смыслом, но и силой мистического воздействия.
Приведенные слова аята “аль-Курси” не должны трактоваться в буквальном смысле, именно из-за этого в среде мусульман иногда возникает полемика. Аллах не может быть ограничен каким-либо пространством, Он не нуждается ни в каком “аль-курсий” (стуле) или “аль-‘арш” (престоле). В этом аяте образно, словами, доступными для человеческого понимания, Господь говорит людям о Себе и Своей несопоставимости с какими бы то ни было предметами и сущностями сотворенного Им мира. В высшем мире, трансцендентном и вечном, неподвластном человеческому разумению, но созерцавшемся по воле Господа пророком Мухаммадом во время своего Вознесения, действуют законы абсолютно иного порядка и свойства, и все определения имеют качественно другое измерение, нежели в мире земном.
[3] Хадис от аль-Хусейна ибн ‘Али; св. х. ат-Табарани. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 992.
[4] Хадис от Абу Умамы; св. х. Ибн Хиббана и ан-Насаи. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8926, “сахих”.
[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 316, хадис № 258–(810); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 93, 94, хадис № 258–(810) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 17, хадис № 11/1019 и пояснение к нему.
[6] Оба варианта имеют подтверждения в Сунне Пророка. См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 650, 651.
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 238, хадис № 146–(597).
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 237, хадис № 142–(595); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 92, хадис № 142–(595).
[9] Двойные гласные в транслитерации указывают на ударение.
[10] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1294, хадис № 18218 (18054); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 548, хадис № 5079; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 366, хадис № 2022, “хасан”; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 51, хадис № 728, “сахих”; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 994.