Логотип umma.ru и переход на главную страницу5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Саум

Предыдущий термин

Сунна

Следующий термин

Сульх (араб. صلح — мир, примирение) – договор, целью заключения которого является  обоюдное согласие на прекращение розни враждующими сторонами, а также каких-либо разногласий между спорящими. 

По единогласному мнению ученых-богословов, сульх относится к категории дозволенных действий в Исламе. Это подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.

В каких случаях может быть применен сульх?

- между мусульманами и иноверцами, если между ними возникнет вражда,
- между супругами, если между ними будут возникать постоянные споры и ссоры,
- между враждующими сторонами, когда возникшая вражда стала следствием правонарушения одной стороны в отношении другой,
- между спорящими сторонами, претендующими на какое-либо имущество.

Некоторые ученые-богословы высказали мнение, что сульх действителен только в том случае, если его основной целью является довольство Всевышнего, стремление найти компромисс между спорящими сторонами, а также если он базируется на принципах справедливости.   

В случае возникновения спорного вопроса между кем-либо, прежде чем обращаться в суд для его разрешения, рекомендуется прибегнуть к сульху. Более того, в случае обращения в суд для его решения судья, если посчитает это уместным и правильным, может порекомендовать решить вопрос посредством сульха.

Каковы основные условия сульха?

- должно иметься обоюдное согласие спорящих сторон на его заключение,
- не должен применяться при таких видах правонарушений, за совершение которых установлено наказание самим Всевышним, например, прелюбодеяние, воровство,
- не должен противоречить каким-либо предписаниям религии[1].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Сульх // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т.27. С.323-356. 

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic