Аудио версия настоящей статьи:
Настоящий материал входит в подраздел «Развод». Если вам интересны другие материалы про мусульманскую семью, то посетите раздел «Семья и Ислам». Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.
Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?
Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три[1]; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три[2]]»[3].
В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один[4]. Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.
Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:
«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).
На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)»[5].
Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»[6]
Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.
***
Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?
Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).
Лекция на эту тему:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.
[2] Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.
Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.
[3] Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.
[4] Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.
[5] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.
[6] Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.