Как понимать хадис о том, что надо укорачивать брюки? Если можно, объясните (а то некоторые говорят «харам» и все!) Abdulahad
В хадисе, который обычно в этой связи приводят, говорится о том, чтобы человек не волочил подол своей одежды из гордости и высокомерия. Мусульманские ученые, комментируя его, подчеркивали важность намерения, как оговорено в самом хадисе, а не формы (длины, ширины и т. п.).
У арабов в те давние времена длинная одежда символизировала собой величавость, человек в такой одежде ощущал свое превосходство, что было пресечено Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует). Из другого же достоверного хадиса мы знаем: надменный, высокомерный человек не войдет в Рай.
Сегодня же укорачивание брюк для каких-то народов стало традицией, а для кого-то — формой показать свою индивидуальность и особость (зачастую это присуще молодым людям, некоторые из них подворачивают брючины штанов непосредственно перед молитвой-намазом, что можно отнести к очевидному нововведению-бид‘а). Есть и те, кто придерживается текста хадиса буквально, не обращая внимания на замечание о высокомерии. Это их право.
Далее приведу хадисы по теме и пояснения ученых:
— пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле)[1], и проявляет через это высокомерность (надменность) [будто он — король, а все остальные — пешки], на того Бог не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]»[2]. Во время произнесения Пророком этих слов Абу Бакр уточнил: «О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?» Пророк ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие»[3];
— пророк Мухаммад сказал: «Аллах (Бог, Господь) не взглянет [не проявит Свою милость и прощение] в Судный День на того, кто волочил свою одежду из заносчивости (высокомерия; проявляя надменность и кичливость)»[4].
Ученые говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими»[5]. То же самое касается и тех, кто в качестве вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки. Во всем должна быть золотая середина, где в параллель с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур. Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную арабскую, индонезийскую или шотландскую одежды. Не столько важен стиль, сколько покрытие ‘аурата (частей тела, обязательных для сокрытия), а также умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над другими по причине дороговизны одежды, ее экстрамодности, например, или кричащей «отрешенности от дунья», аскетизма, когда человек ходит в лохмотьях и кичится этим.
Хадис же «а что ниже щиколоток, то — в Аду»[6] мусульманские ученые единодушно прокомментировали следующим образом: «Буквальное понимание данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка по данной теме четко и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть — проявление высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды является греховным, ведущим человека к адскому наказанию. Данный хадис растолковывается именно в таком ракурсе[7]. А в общем, одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также в соответствии с местным климатом и традициями практичной, удобной, модной и нужного размера по длине, ширине и т. п. И только Всевышнему ведомо все»[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В хадисе употреблен глагол «джерра», который переводится как «тащить, тянуть, волочить», «влечь за собой».
[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1849, хадис № 5791; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 865, хадис № 43–(2085); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 523, хадис № 8614, «сахих».
[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847, хадис № 5784; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 312, хадис № 5784; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 548, хадис № 2/791.
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1848, хадис № 5788; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 866, хадис № 48–(2087); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 316, хадис № 5788; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548, хадис № 3/792.
[5]См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548–550, хадисы № 791, 792 и 795, а также пояснения к ним; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 60–63, хадисы № 2085 (42–46), а также пояснения к ним.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1848, хадис № 5787; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 315, хадис № 5787.
[7] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 316, 318.
[8] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 462.