На сайте ведутся технические работы.

Установка на рост

Сталкиваясь с кажущимися непреодолимыми трудностями, сделай установку на рост!

В Священном Коране сказано:

«Неужели вы думаете, [что столь легко] войдете в Рай?! Посмотрите на [жизненные примеры] тех, кто был ранее [в прошлые века, эпохи, и удостоился Рая по милости Творца]: их постигали беды и страдания [обнищание, потери в имуществе, посягательства на личный достаток, изгнание с родных земель, отсутствие стабильности, спокойствия; различного рода заболевания, несчастные случаи и т. п.], и были они сотрясаемы [разными катаклизмами и бедствиями]. [Порой это становилось настолько невыносимым, что даже] посланник Божий [того или иного периода] и те, кто уверовал с ним, [даже терпеливые и выносливые] начинали говорить [никак не сомневаясь в помощи и защите со стороны Творца, но уже не выдерживая психологической и физической тяжести испытаний]: «Когда же [мы увидим] помощь Аллаха (Бога, Господа)?!» [И они неизменно получали ответ:] «Внемлите же! Нет сомнения, помощь Его близка» (Св. Коран, 2:214).

Как, сталкиваясь с серьезными трудностями, сделать установку на рост и что это такое?

Представление о себе формирует значительную часть наших поступков. С этим представлением связан практически каждый наш шаг. 

Задание. Кто вы в вашем представлении себя? Опишите ваш внешний вид, пять главных жизненных ценностей. С каким ароматом (парфюмом) вы себя ассоциируете, с каким цветом, с каким стилем одежды, с каким автомобилем, с каким местом проживания; с каким языком, с какой культурой и какой страной? Нарисуйте себя сегодняшнего и охарактеризуйте на чистом листе бумаги.

*

Пока человеку удается добиваться успеха и избегать серьезных неудач, он в собственных глазах, как и во внутреннем диалоге, остается в числе умных и успешных, но когда возникают проблемы, требующие выхода из зоны комфорта, серьезной переоценки происходящего и кропотливого сосредоточенного труда… здесь уже начинается серьезное сотрясение личностных характеристик и на поверхность всплывают глубинные установки, проявляясь в виде реакций и поступков. Анализируя людей, их поведение в критические моменты жизни (что они чувствуют, о чем начинают говорить во внутреннем диалоге, как ведут себя и что говорят другим), ученые вывели две основные группы: первая имеет установку на рост, а вторая – установку на данность.

У первой категории присутствует установка, что трудности – это подарок, прекрасная возможность стать опытнее, умнее, мудрее. Люди, относящиеся к ней, постепенно развивают в себе уникальный навык превращать жизненные неудачи в будущие успехи. Сталкиваясь со сложной задачкой, десятилетний мальчик с такой установкой потирает руки, облизывается и заявляет: «Люблю я трудные задачки!» Другой, изрядно попотев над головоломкой, поднимает лицо и говорит: «Вы знаете, а я ведь очень надеялся, что это будет познавательно!» Данная категория людей ясно для себя понимает, что имеющийся интеллектуальный, физический или материальный базис – отправная точка для развития. Они четко знают, что благодаря стараниям и знаниям каждый способен меняться и развиваться. Когда они сталкиваются с затруднением, им даже в голову не приходит, что они терпят поражение! И что еще очень важно, достигая высот, данная категория людей не стремится доказать другим свою значимость и они не рассматривают это как способ стать лучше других.

Вторая категория людей убеждена в том, что их качества и характеристики высечены из гранита («я такой – и точка!»). Они все воспринимают или как хорошую новость относительно своих бесценных качеств или как плохую. Их установка на данность вызывает у них потребность самоутверждаться снова и снова. Если им даны определенные нравственные качества, определенная индивидуальность, определенное «количество» интеллекта, тогда остается лишь одно – доказывать, что количество всего этого добра довольно велико. Они ведут себя будто на их долю выпала очень удачная комбинация задатков и возможностей, но втайне переживают, что на самом-то деле у них в этом, том, другом – серьезная невосполнимая нехватка. У них нет установки на рост и поиск решения, они довольствуются собственной зоной комфорта, убеждая себя и других в том, что она прекрасна и достаточна. Таковые живут в постоянном конфликте с собою, без чувства удовлетворения жизнью, а тем более не переживая состояния потока[1]. Они просто существуют, успокаивая свое неудовлетворенное земное существование вредными привычками и пагубными пристрастиями, которые хоть на время ослабляют внутреннее давление и напряжение. Кстати, в период, когда им не приходится справляться с неудачами, они обычно чувствуют себя оптимистами, умными, привлекательными, достойными уважения людьми, подобно тем, кто живет с установкой на рост.

Установка на данность заставляет людей в первую очередь заботиться о том, как их оценят; установка на рост – думать о самосовершенствовании. Если возникают серьезные, неразрешимые на первый взгляд трудности или неприятности, обе категории людей, конечно, не в восторге от происходящего. Все расстраиваются из-за плохой оценки или сорвавшейся выгодной сделки. Но! Те, у кого есть установка на рост, не клеймят себя, не оскорбляют во внутреннем диалоге, не разводят руками в бессилии. Они, хотя и могут чувствовать себя подавленными, готовы брать на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением. А вот упорство, с которым люди с установкой на данность отрицают смысл усилий, просто пугает. Когда спрашиваешь их, как же они намерены выйти из затруднительного положения, они заявляют: «А ничего не буду делать!», «Отлежусь», «Напьюсь», «Наемся до пуза», «Съем шоколадку», «Буду слушать музыку и дуться», «Запрусь в ванной и буду там сидеть», «А что тут можно поделать?» Если что-то идет не так, не получается, они воспринимают это как непосредственную оценку их компетентности и значимости. Они поражены и не хотят вставать. Им приятнее накричать на кого-нибудь или пожалеть себя любимого, нежели встать во весь рост, взять ответственность и, получая огромное удовольствие, пойти навстречу новому, неизведанному.

Роберт Стернберг, современный авторитетный ученый в области изучения интеллекта, говорит, что основным фактором, от которого зависит, достигнет ли человек уровня компетентности в той или иной области, «является не какая-то заранее данная ему способность, а его целенаправленные усилия». Четкая цель... Сосредоточенное внимание… Целенаправленные усилия, приводящие в итоге к конкретному результату…

Зачем тратить время на то, чтобы снова и снова доказывать, какие мы великие (при этом внутри переживая о своей неумелости, неуклюжести, неповоротливости, никчемности), если можно использовать это время для самосовершенствования? Зачем скрывать недостатки, если их можно преодолевать? Зачем искать друзей или партнеров, которые будут тешить ваше самолюбие, если можно найти тех, кто будет провоцировать вас на рост?

Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении даже (или особенно) тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост. Той самой установки, которая позволяет нам расти и преуспевать, порой даже в самые тяжелые периоды своей жизни.

Задание. К какой категории из упомянутых двух вы можете отнести себя? Обоснуйте это теми установками и убеждениями, которые преобладают в вашей голове и движут вами. Опишите кратко два случая из жизни, которые ярко проиллюстрировали бы верность вашего заключения о самом себе.

Вопрос. Когда вы ощущаете себя умным: когда не ошибаетесь или когда учитесь?

*

Две вышеописанные установки в итоге открывают перед человеком два совершенно разных мира. В том, где качества неизменны (установка на данность), успех – доказательство вашего ума или таланта. В нем вы самоутверждаетесь. В другом мире – мире меняющихся достоинств (установка на рост) – вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое. Вы саморазвиваетесь.

В первом мире неудача свидетельствует о поражении. Вы получили плохую оценку. Вы проиграли соревнование. Вас уволили. Вас отвергли. Это означает, что вы не умны и не талантливы. В другом мире неудача говорит о недостаточном росте. Она означает, что вы еще не реализовали до конца свой потенциал. Неудача бывает болезненной для людей с установкой на рост, но они не позволяют ей поставить на собственной личности несмываемое клеймо неудачника. Неудача для них – это проблема, над которой следует поработать и из которой важно извлечь уроки. Неудачи могут ранить их, но не «убить». Сосредоточенно анализируя то, в чем следует измениться и в чем вырасти, они в итоге решают любую, казавшуюся на первых порах «неразрешимой» задачу. Они могут столкнуться с депрессией в результате переутомления, например, или недосыпания в периоды сдачи экзаменов или большого проекта, требующего срочного завершения, но при этом не унывают, а полны решимости довести дело до победного конца.

В первом мире усилия – это нечто плохое. Они, как и неудачи, означают, что вы не умны и не талантливы. Если бы вы были умны и талантливы, вам не пришлось бы прилагать усилия. Во втором же мире усилия – это и есть то, что делает вас умным и талантливым. Установка на данность препятствует развитию. Установка же на рост – это отправная точка для перемен, но при этом вам самим решать, нужны вам те или иные перемены, следует ли вкладывать в них время, силы, энергию.

У вас есть выбор. Установка на данность или на рост – это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать.

Приведу интересное письмо, полученное профессором Кэрол Дуэк[2] от профессионального пловца мирового класса. В нем четко сформулирован очень важный нюанс умения жить и развиваться, расти.

«Дорогая профессор Дуэк,

У меня всегда были проблемы с уверенность в своих силах. Мои тренеры постоянно повторяли мне, что нужно верить в себя на все 100%. Они требовали, чтобы я не допускала в своих мыслях ни малейшего сомнения и думала только о том, что я лучше всех. Но я не могла этого делать, потому что всегда осознавала свои недостатки и ошибки, которые допускала на сборах. Когда я заставляла себя думать, будто я идеальна, все становилось только хуже. А затем я прочла вашу работу о том, как важно фокусироваться на обучении и самосовершенствовании. И все встало на свои места. Мои недостатки – это то, над чем я могу работать! Теперь ошибки не кажутся мне такими страшными. И я захотела написать вам письмо, чтобы поблагодарить за то, что вы научили меня, как верить в себя. 

Спасибо! 

Искренне ваша, Мэри Уильямс».

 

 

Знаменитый социолог Бенджамин Барбер сказал: «Я не делю общество на слабых и сильных или на успешных и неудачников… Я делю общество на тех, кто учится, и тех, кто не учится».

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «Переживание потока – это состояние полного слияния со своим делом, поглощение им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии».

«Поток – состояние полной поглощенности деятельностью, когда все остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим». См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

«Способности, данные природой, никогда не разовьются в зрелый интеллект, если не научиться контролировать внимание. Лишь вложив огромное количество психической энергии, музыкально одаренный малыш станет музыкантом, а ребенок, способный к математике, – инженером или физиком. Для того чтобы производить мыслительные операции на уровне взрослого профессионала, нужно приложить массу усилий, овладевая необходимыми знаниями и навыками. Моцарт был, без сомнения, гением, однако если бы отец с пеленок не заставлял его заниматься музыкой, его талант вряд ли расцвел бы столь пышно. Приучаясь концентрировать внимание, человек берет под контроль психическую энергию – основное «топливо», обеспечивающее все мыслительные процессы».

«Чаще всего люди попадают в поток, пытаясь справиться с задачей, требующей максимального приложения сил. При этом оптимальная ситуация создается, если достигнут правильный баланс между простором для деятельности и способностями человека выполнить поставленную задачу. Если вызов стоит перед человеком слишком сложный, он чувствует себя удрученным, расстроенным, обеспокоенным. Если задачи чрезмерно просты – напротив, расслабляется и начинает скучать».

«Если вызову противопоставляется высокое мастерство, тогда возникают глубокая сопричастность и поток, выносящий за пределы обыденной жизни». См.: Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология включенности в повседневную жизнь. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

[2] Данный материал написан мною в результате внимательной проработки первых 80 страниц книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», автором которой является Кэрол Дуэк, известная как один из ведущих исследователей в области психологии личности, социальной психологии и психологии развития.

Подробнее см.: Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов, Фербер», 2013.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1