Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Уважительное отношение к мертвому телу

Насколько допустимо, согласно мусульманским канонам, резать трупы, например, для определения причины смерти?

Приведу несколько мнений[1], которые касаются этого вопроса:

«Допускается разрезать живот умершей женщины, в утробе которой находится живой зародыш, для спасения жизни младенца» (так считают богословы ханафитского и шафиитского мазхабов).

«Допускается разрезать живот умершему для извлечения из него чужого имущества (например, драгоценные камни) или собственного (например, проглоченного с намерением сохранить), которое было им проглочено» (так считают богословы ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов). Богословы-ханафиты добавляют: «Можно резать, но только тогда, когда невозможно компенсировать нанесенный другому ущерб из оставленного покойным имущества, и нет никого, кто мог бы компенсировать».

Современный богослов аз-Зухайли (и не только он) считает, что в случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например, медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного[2].

Следует подчеркнуть, что это положение действует лишь в случаях необходимости и вынужденности. В обычной же ситуации действенен достоверный хадис[3]: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, как сломать ее живому»[4], то есть по степени греха одинаково пред Богом. Отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным, как и к живому.

Уважаемый Шамиль, я студентка 1-го курса медицинского факультета. Стать врачом мечтала со школьной скамьи и, разумеется, в то время анатомические театры (так называемые анатомички) я считала неотъемлемой и дозволенной с точки зрения религии частью будущего образования. Ныне, пребывая в хранилищах заспиртованных органов, трогая руками останки костей, мышц, внутренних органов, некогда функционировавших в живом организме, присутствуя на препарированиях трупов, каждый раз проходя мимо забальзамированных трупов, подвешенных к потолку в учебной аудитории, у которых довольно отчетливо видны черты лица, наблюдая, как студенты порой самым нехорошим образом прикалываются над ними, я все чаще стала задаваться вопросами: допустимо ли это? а как к этому относится моя религия?

Как в исламских государствах решают проблему работы студентов медицинских вузов с трупным материалом? Если анатомические театры незаменимы вовсе, то почему нельзя устанавливать определенные сроки, по истечении которых трупы должно захоронить? Ответьте, чтобы душа была спокойна, когда глаза в следующий раз увидят это. Фатима.

В хадисе есть упоминание о том, чтобы люди относились к телам покойных столь же уважительно, как и к живым. В то же время мусульманские богословы допускают, например, вскрытие тела для определения причины смерти. Что касается вашего случая, то я не могу вам сказать что-то однозначное. Если описанное вами необходимо для благополучной жизни и здоровья ныне живущих людей, тогда использование трупов или отдельных органов для приобретения навыков врачевания и более верного изучения строения человеческого тела является допустимым.

Как в Исламе относятся к кремации усопших? Допускается ли сжигание тела с последующим погребением праха или тело должно быть погребено цельным? Если можно, разъясните, пожалуйста, теологическую сторону возможности либо невозможности кремации. Эльшан.

Кремация тела в Исламе запрещена. По мусульманским канонам тело покойного предается земле после выполнения всех необходимых обрядов.

Трансплантация органов в Исламе

Недавно по совету друзей посмотрел фильмы «Семь жизней» и «До последнего вздоха», в которых основной темой является пересадка органов. Это фильмы о тех людях, которые нуждаются в подобных операциях. Ознакомившись с ситуацией у нас в стране, узнал, что органов для трансплантации действительно чрезвычайно не хватает, а нуждающиеся годами ждут и зачастую не доживают до появления подходящего донора. Дозволительно ли для мусульманина оставить соглашение на использование своих органов в качестве донорских в случае кончины? И какие условия для этого должны быть соблюдены? Руслан.

Такое возможно, главное — чтобы передача была безвозмездной.

Можно ли делать пересадку органов от умершего человека живому?

Да, можно. Единственное — человек не продает свой орган, а передает его безвозмездно.

Допустимо ли клонирование человека или органов? Какого мнения придерживаются ученые?

Клонирование органов допускается мусульманскими учеными, а клонирование самого человека или животных — нет. Вы ведь хорошо знаете о том, например, что до появления первого нормального животного (овечки Долли в 1996 году), на свет появились сотни(!) нежизнеспособных уродов. Сама Долли была усыплена в 2003 году из-за прогрессирующего заболевания. Научная полезность и перспективность клонирования до сих пор под большим вопросом, но миллиардные средства, выделяемые госбюджетами на такие проекты — факт, и это очень даже туманная и доходная (баснословно доходная) сфера бизнеса.

Клонирование органов и тканей для трансплантации (воссоздание органов и тканей в лаборатории) — это одно из самых многообещающих направлений в медицине. Ведь тогда можно будет решить проблему недостатка донорских органов.

«Ткани, полученные из стволовых клеток пациента, могли бы компенсировать недостаток и дефекты собственных тканей организма и не отторгаться при трансплантации. Это так называемое терапевтическое клонирование. Терапевтическое клонирование предполагает, что в результате намеренно не получается целый организм. Его развитие останавливают заранее, а получившиеся эмбриональные стволовые клетки используют для получения нужных тканей или других биологических продуктов. Эксперименты показывают, что терапевтическое клонирование может быть с успехом применено для лечения некоторых заболеваний, считавшихся неизлечимыми. <…> По данным от 2006 года клонирование в терапевтических целях применяют в Великобритании, Бельгии и Швеции. Во многих других странах терапевтическое клонирование запрещено, хотя законы постоянно обсуждаются и изменяются. В России в настоящее время такая терапия не осуществляется, ее юридический статус не определен, однако развитие технологии было приостановлено до момента определения статуса»[5].

«Если большинство граждан действительно решит отказаться от посмертной трансплантации, проблему недостатка донорских органов можно будет решить с помощью легализации так называемого терапевтического клонирования, в процессе которого из стволовых клеток выращиваются определенные органы прямо в организме больного. Эксперты РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации) предлагают издать для него отдельный закон — сейчас статус такого клонирования в законе РФ не определен вовсе»[6].

Что же касается клонирования человека, то, повторюсь, с точки зрения мусульманских канонов, а также мусульманской морали и этики такое недопустимо. Сколь много вреда это может принести человечеству, современная наука начинает говорить (за исключением тех, кто материально заинтересован в такого рода проектах) все более и более открыто и громогласно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это прописывается в богословских трудах пятисот-восьмисотлетней давности.

[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2608.

[3] То есть слова заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 176, хадис № 1616, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 389, хадис № 6231.

[5] https://ru.wikipedia.org.

[6] http://izvestia.ru/news/600891#ixzz435Dm7io2.

 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1