Видеть цель и не жалеть себя ради достижения ее

Шамиль Рифатович, в своих проповедях вы часто делаете акцент на необходимости личностного роста, саморазвития. Насколько вообще актуальна, на ваш взгляд, проблема инертности современного исламского общества? Как с ней бороться?

Я не сторонник обобщать проблему, говоря об инертности полуторамиллиардного сообщества современных мусульман. Инертны отдельные люди, руководители организаций, компаний или государств, а не коллектив, общество либо мировое сообщество в целом. Каждый сам должен работать над проблемой своей бездеятельности, читая много и разное, просвещая себя, дисциплинируя в духовном, интеллектуальном и физическом развитии каждый Божий день.

В Священном Писании сказано:

«О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него[1]. Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Аллаху (Богу, Господу), и Он объявит вам о том, что вы делали. [Приучите себя замечать лишь свои изъяны, работать над ними, ведь этот процесс может быть достаточно творческим и занимательным, к тому же даст возможность раскрыть и развить в себе немало положительных, сильных качеств. Замечать ошибки и недоработки других у вас в таком случае не останется времени.]» (Св. Коран, 5:105).

Аят не вступает в противоречие с социальной необходимостью противодействия злу, о которой говорится в других аятах и хадисах, а подчеркивает первостепенность работы над собой. Ведь именно тогда общественное противодействие злу или безбожию превращается (по милости Творца) из пустых слов, выкриков и лозунгов в то, что убедительно, что удаляет зло с корнем и оживляет души.

Важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся, какие ощущения и мысли возникают у нас, каковы внутренние или внешние реакции.

Кто победит себя (сможет управлять собою даже в самых критических и экстремальных ситуациях), тот может (по своему потенциалу) победить весь мир. Ему многое станет по силам. Согласитесь, работая над собою, всегда есть над чем работать.

Если возникает проблема, то ее решение находится внутри нас — преображая себя, мы преображаем то, что вокруг.

Работая над собою, дисциплинируя себя изо дня в день на протяжении лет и десятилетий, воспитывая волю, человек пробуждает и укрепляет веру, переходя от разглагольствования и бесперспективного философствования к естественному духовному осознанию, к трепету пред Богом и тому, чтобы ощущать веру всем сердцем, а в итоге совершать реальные созидательные поступки — профессионально, щедро и на протяжении всей жизни.

Известно, что лидерство, как и харизма, — приобретаемые черты характера. Как перестать быть ведомым и самому научиться задавать ритм собственной жизни? Как, пропагандируя исламский образ жизни, добиться того, чтобы тебя не только услышали, но и пошли за тобой?

Строгая самодисциплина… И присутствовать она должна уже с юности. Человек обязан найти себя в жизни, занимаясь хотя бы чем-то, каждодневно познавая хотя бы что-то. А выбрав свой жизненный путь — ежедневно оттачивать профессиональное мастерство. В процессе этой работы, через годы или десятилетия, вступит в силу в том числе и «50-й закон власти» — бесстрашие (неустрашимость)[2]. Об этом не раз говорится в Коране:

«Истинно, те, которые веруют, творят благие дела, выстаивают [обязательную] молитву-намаз и платят закят, получат они свою награду от Господа [Он щедро воздаст им]. Над ними не властвует страх, и они не будут опечалены» (Св. Коран, 2:277).

Задавать ритм собственной жизни мы, люди, можем лишь трудом, основанным на теоретических знаниях и поддерживаемым нашими положительными эмоциями. При этом он (труд) — каждодневный (без выходных, но со своевременным отдыхом), и задачи четко определены. Замечу, что цели верующего человека не ограничены лишь его земной жизнью.

Какие качества, по-вашему, должны быть присущи настоящему лидеру?

Вера в Бога, дисциплина в вопросах обязательности пред Творцом, а также в работе над своим телом, интеллектом и душой. Умение придерживаться правильного режима питания, вести здоровый образ жизни. Удаление себя от вредных привычек, в особенности таких, как употребление спиртного, наркотиков; курение; а также от совершения прелюбодеяния, измены; воровства, обмана и казнокрадства. Навык вести мудрый диалог с любым человеком, умение слушать[3]. Способность видеть цели и не жалеть себя ради достижения их. Стремление на первое место ставить не личную выгоду, а общественную пользу.

В достоверном хадисе сказано: «Мусульманин [покорный Господу и канонам Его] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане»[4]. В другом, схожем по вступительной части, достоверном хадисе сказано: «Муслим [покорный Господу и канонам Его, мусульманин] — это [по жизни] тот, от [вреда] языка и руки которого защищены другие мусульмане [5]. А вот му’мин [тот, чья вера заметна не только во внешних проявлениях покорности Богу, например, в соблюдении молитвы-намаза, но и проникла в сердце[6] проявляет такую степень порядочности и благонравия, что] люди [вне зависимости от того, к какой культуре или религии они относятся] как касательно самих себя, так и относительно своего имущества чувствуют себя в безопасности [находясь рядом с ним. То есть он всей своей сутью, не говоря уже о поступках, излучает надежность и порядочность]»[7].

В некоторых странах, например, существуют специальные клубы, где мусульман обучают ораторскому искусству, прививают лидерские качества, учат ставить цели. Как вы считаете, нужны ли такие клубы российским мусульманам? Или тот, у кого есть искреннее стремление к росту, сможет добиться этого самостоятельно?

Такие клубы были бы полезны.

Если говорить о мусульманской культуре в вопросе становления личности, то предпочтительнее это делать сообща с другими, когда люди помогают друг другу становиться лучше, делятся опытом, поддерживают. В хадисе сказано: «Верующие подобны [составным частям] здания[8]: укрепляют друг друга [что-то серьезное, заметное и красивое собой представляют, когда вместе, являются опорой друг для друга]»[9]. В Коране также сказано:

«[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности! И не помогайте друг другу в грехе и вражде!» (см. Св. Коран, 5:2).

Кого из религиозных исторических деятелей вы могли бы привести в пример как безупречного лидера, чья личность вдохновляет именно вас?

Это, безусловно, заключительный Божий посланник — пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует).

Есть ли у вас свои секреты тайм-менеджмента? Что бы вы могли пожелать тем, кто стремится правильно организовать свой день, с чего следует начинать?

Начинать следует с раннего утреннего подъема, в 6–7 утра. Дела на новый день должны быть спланированы с вечера. А днем необходимо практиковать короткий послеобеденный сон (минут 20–40). Поступая таким образом, человек удвоит свою продуктивность и почувствует Божественную милость и благословение, причем в каждом дне.

Пророк, обращаясь к людям, сказал: «Если бы вы умели полноценно полагаться на Всевышнего [всеми силами и делами были в мирском, а сердцем и устремлениями — в вечном; ставя перед собой высокие цели, делали бы все от вас зависящее, не покладая рук и моля Творца о милости и благословении, не тормозясь из-за сомнений и страхов, сохраняя уверенность несмотря ни на что, ведь вы положились на Господа миров], то были бы подобны птицам в получении своего удела. Ведь птицы отправляются ранним утром с пустым желудком, а возвращаются — с полным. [Каждый ваш день в таком режиме и при таком подходе к происходящему приносил бы вам невообразимые и неожиданные успехи и радости, благополучие и всесторонний достаток]»[10].

Без чего вы не можете представить свой день?

Без приобретения новых знаний и без очередного шага в важных и необходимых для меня на данном этапе жизни делах.

Что вас заряжает и помогает сохранить бодрое состояние духа на весь день?

Обязательная молитва-намаз, физические упражнения утром, днем и вечером (при этом мне достаточно пола и турника), чтение книг, результативность проделанной работы… и последние полгода — езда до работы и обратно на велосипеде (6 км в одну сторону)[11].

Используете ли вы технику скорочтения?

Не использую. Мне больше нравится вдумчивое чтение: прочитать не столько много, сколько с ощущением глубины смысла, найти полезную мысль и подумать над ее практическим применением в собственной жизни.

Ваше жизненное кредо.

На данном этапе жизни это слова из хадиса: «Если ты встретишь утро [нового дня] (1) в телесном здравии [ты здоров], (2) со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно делай от тебя зависящее и никогда и ничего не бойся!]»[12], а также высказывание У. Черчилля: «Никогда, никогда, никогда не сдавайся!»

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Другой вариант перевода начала аята: «О верующие, работайте над собой! [Смотрите глубоко в себя, анализируйте, ухаживайте за своим внутренним миром, любите его, дарите себе время; изменяйте, украшайте как внутреннюю, так и внешнюю свою составляющую!] Не навредит вам тот, кто сошел с правильного пути, если вы сами будете следовать ему».

Подробнее см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 6. С. 105; аль-Бурусуви И. (умер в 1137 г. по хиджре). Танвир аль-азхан мин тафсир рух аль-баян (би ихтисар ва тахкык аш-шейх ас-сабуни). В 4 т. Дамаск: аль-Калям, 1988. Т. 1. С. 450, 451; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 7. С. 91–94.

[2] Подробнее см.: Роберт Грин & 50 cent. 50-й закон власти. М.: Рипол классик, 2010.

[3] Для приобретения умения слушать и слышать рекомендую прочесть книгу М. Гоулстона «Я слышу вас насквозь».

[4]
Хадис от Джабира; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 49, хадис № 65–(41); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9206, «сахих».

Также см. хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 29, хадис № 10; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9208, «сахих».

[5] Это не говорит о том, что он может причинять вред языком или руками немусульманину. Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между мусульманами. Что касается отношений с представителями иных религий или верований, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка.

[6] «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в то, что Бог один, и в неотвратимость Судного Дня; уверовали сердцем]». Ответь [им, о Мухаммад]: «Вы еще не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]. Если вы будете покорны Богу и Его посланнику, тогда ничто из ваших [добрых] дел не будет потеряно [и вернется благом не только в земном, но и в вечном]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 49:14).

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 743, хадис № 2632, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9207, «сахих».

[8] Отмечу, очень важным является качество этих частей, каждой в отдельности: фундамент со всеми составными его элементами, кирпич, марка бетона, оконные рамы, отделочные материалы, как внутри, так и снаружи. Важно качество материалов и профессионализм рук, которые все это превращают в здание-шедевр, заставляющее проходящих мимо удивляться красоте, правильности его форм и пропорций, устойчивости и монументальности, а входящих в него — качеству внутренней отделки и великолепию интерьера.

Подробнее об этом на umma.ru в моей проповеди за 1.12.2017 года «Какой из тебя кирпич?!»

[9] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 733, хадис № 2446; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1041, хадис № 65–(2585); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9143, «сахих».

[10] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 380; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 455, хадис № 7420, «сахих».

[11] Я проездил так четыре года. Ездил круглый год, в любую погоду. 30 минут на велосипеде от дома до работы, а вечером (ночью) обратно. В 2015 году переехал и теперь живу далеко от работы, сейчас просто стараюсь больше ходить.

[12] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1