Видеть цель и не жалеть себя ради достижения ее

Шамиль Рифатович, в своих проповедях вы часто делаете акцент на необходимости личностного роста, саморазвития. Насколько вообще актуальна, на ваш взгляд, проблема инертности современного исламского общества? Как с ней бороться? [1]

Я не сторонник обобщать проблему, говоря об инертности полуторамиллиардного сообщества современных мусульман. Инертны отдельные люди, руководители организаций, компаний или государств, а не коллектив, общество либо мировое сообщество в целом. Каждый сам должен работать над проблемой своей бездеятельности, читая много и разное, просвещая себя, дисциплинируя в духовном, интеллектуальном и физическом развитии каждый Божий день.

В Священном Писании сказано:

«О верующие, работайте над собой! [Смотрите глубоко в себя, ухаживайте за своим внутренним миром, любите его, дарите себе время; изменяйте, украшайте как внутреннюю, так и внешнюю свою составляющую!] Не навредят вам те, кто сошел с правильного пути, если сами вы будете следовать ему»[2] (см., Св. Коран, 5:105).

Аят не вступает в противоречие с социальной необходимостью противодействия злу, о которой говорится в других аятах и хадисах, а подчеркивает первостепенность работы над собой. Ведь именно тогда общественное противодействие злу или безбожию, инертности или социальной беспечности превращается (по милости Творца) из пустых слов, выкриков и лозунгов в то, что удаляет негативные явления с корнем и оживляет души.

Работая над собою, дисциплинируя себя, воспитывая волю, человек пробуждает и укрепляет веру, переходя от разглагольствования и бесперспективного философствования к естественному духовному осознанию, к тому, чтобы ощущать веру всем сердцем, переводя все это в позитивную активность и созидание.

Известно, что лидерство, как и харизма, – приобретаемые черты характера. Как перестать быть ведомым и самому научиться задавать ритм собственной жизни? Как, пропагандируя исламский образ жизни, добиться того, чтобы тебя не только услышали, но и пошли за тобой?

Строгая самодисциплина… И присутствовать она должна уже с юности. Человек обязан найти себя в жизни, занимаясь хотя бы чем-то, каждодневно познавая хотя бы что-то. А выбрав свой жизненный путь – ежедневно оттачивать профессиональное мастерство. В процессе этой работы, через годы или десятилетия, вступит в силу в том числе и «50-й закон власти» – бесстрашие (неустрашимость)[3]. Об этом не раз говорится в Коране:

«Истинно, те, которые веруют, творят благие, праведные дела, соблюдают молитву-намаз и платят закят, получат они свою награду от Господа [Он щедро воздаст им]. Над ними не властвует страх, и они не будут опечалены» (Св. Коран, 2:277).

Задавать ритм собственной жизни мы, люди, можем лишь трудом, основанным на теоретических знаниях и поддерживаемым нашими положительными эмоциями. При этом он (труд) – каждодневный (без выходных, но со своевременным отдыхом), и задачи четко определены. Замечу, что цели верующего человека не ограничены лишь его земной жизнью.

Какие качества, по-вашему, должны быть присущи настоящему лидеру?

Вера в Бога, дисциплина в вопросах обязательности пред Творцом, а также в работе над своим телом, интеллектом и душой. Умение придерживаться правильного режима питания, вести здоровый образ жизни. Удаление себя от вредных привычек, в особенности таких, как употребление спиртного, наркотиков; курение; а также от совершения прелюбодеяния, измены; воровства, обмана и казнокрадства. Навык вести мудрый диалог с любым человеком, умение слушать[4]. Способность видеть цели и не жалеть себя ради достижения их. Стремление на первое место ставить не личную выгоду, а общественную пользу.

В достоверном хадисе сказано: «Мусульманин [покорный Господу и законам Его] – это тот, от вреда руки и языка которого защищены другие мусульмане»[5]. А в другом хадисе говорится: «Истинно верующий [му’мин, уверовавший в Господа сердцем] – тот, с кем люди [независимо от того, верующие они или безбожники] чувствуют себя спокойно и безопасно»[6].

В некоторых странах, например, существуют специальные клубы, где мусульман обучают ораторскому искусству, прививают лидерские качества, учат ставить цели. Как вы считаете, нужны ли такие клубы российским мусульманам? Или тот, у кого есть искреннее стремление к росту, сможет добиться этого самостоятельно?

Такие клубы были бы полезны.

Если говорить о мусульманской культуре в вопросе становления личности, то предпочтительнее это делать сообща с другими, когда люди помогают друг другу становиться лучше, делятся опытом, поддерживают друг друга. В хадисе сказано: «Верующие подобны [составным] частям здания: сильны [что-то серьезное собой представляют], когда вместе, являются опорой друг для друга»[7]. В Коране также сказано:

«[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде» (см. Св. Коран, 5:2).

Кого из религиозных исторических деятелей вы могли бы привести в пример как безупречного лидера, чья личность вдохновляет именно вас?

Это, безусловно, заключительный Божий посланник – пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Из тысяч его мудрых высказываний приведу лишь два:

«О сын (дочь) Адама! [О человек!] Если ты встретишь утро [нового дня] (1) в телесном здравии [ты здоров], (2) со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно делай от тебя зависящее и никогда и ничего не бойся!]»[8];

«Для кого мирская жизнь станет [главной] его тревогою [суета начнет проедать его; страхи, беспокойство и тревоги не дадут ему спокойно спать и есть; всё и вся в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут вертеться вокруг преходящего, мирского], того Всевышний сделает разрывающимся (дела его будут разорваны Им) [в клочья и раскиданы повсюду, он станет напряженно стараться собрать их воедино и хоть что-то успеть], а [в итоге, ни в чем ничего серьезного не добившись, теряя надежду и уверенность в собственных силах и возможностях, он придет к тому, что Господь] поставит ему [печать] нищеты [прямо] меж глаз: в мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости].

Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, сутью его намерений) [окажется] вечность [то, как дела мирские вернутся к нему в Судный День – в форме необратимых наказаний либо Божественных воздаяний], (1) дела того Всевышний соберет воедино [необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя появляться на его жизненном пути, нежданно-негаданно окажутся рядом; Творец благословит его на сосредоточенность, собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, а также оптимальность их решения]; (2) а также наполнит сердце его счастьем (всесторонней самодостаточностью); (3) мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]»[9].

Есть ли у вас свои секреты тайм-менеджмента? Что бы вы могли пожелать тем, кто стремится правильно организовать свой день, с чего следует начинать?

Начинать следует с раннего утреннего подъема, в 6–7 утра. Дела на новый день должны быть спланированы с вечера. А днем необходимо практиковать короткий послеобеденный сон (минут 40). Поступая таким образом, человек удвоит свою продуктивность и почувствует Божественную милость и благословение, причем в каждом дне.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если бы вы умели полноценно полагаться на Всевышнего [всеми силами и делами были в мирском, а сердцем и устремлениями – в вечном; ставя перед собой высокие цели, делали бы все от вас зависящее, не покладая рук и моля Творца о милости и благословении, не тормозясь из-за сомнений и страхов, сохраняя уверенность несмотря ни на что, ведь вы положились на Господа миров], то были бы подобны птицам в получении своего удела. Ведь птицы отправляются ранним утром с пустым желудком, а возвращаются – с полным. [Каждый ваш день в таком ритме и при таком подходе к происходящему приносил бы вам невообразимые и неожиданные успехи и радости, благополучие и всесторонний достаток]»[10].

Без чего вы не можете представить свой день?

Без приобретения новых знаний и без очередного шага в важных и необходимых для меня на данном этапе жизни делах.

Что вас заряжает и помогает сохранить бодрое состояние духа на весь день?

Обязательная молитва-намаз, физические упражнения утром, днем и вечером (при этом мне достаточно пола и турника), чтение книг, результативность проделанной работы… и последние полгода – езда до работы и обратно на велосипеде (6 км в одну сторону).

Используете ли вы технику скорочтения?

Не использую. Мне больше нравится вдумчивое чтение: прочитать не столько много, сколько с ощущением глубины смысла.

Что читаете на данный момент?

Одна из понравившихся книг, которую я сейчас читаю, – это книга Дэниела Койла «Код таланта».

Вы написали немало книг, касающихся общих вопросов веры, книги об Исламе для мужчин, для женщин и для родителей. Можно ли теперь ожидать от вас книгу, в которой будут затронуты вопросы менеджмента и лидерства?

Не знаю, маловероятно.

Ваше жизненное кредо.

На данном этапе жизни это слова из хадиса: «Если ты встретишь утро [нового дня] в телесном здравии [ты здоров], со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться!»[11], а также высказывание У. Черчилля: «Никогда, никогда, никогда не сдавайся!»

Беседовала Ксения Сафиуллина
Май, 2011

Подписывайтесь на нашу страницу в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Интервью Ш. Аляутдинова для islamnews.ru.

[2] Подробнее см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 6. С. 105; аль-Бурусуви И. (умер 1137 г. по хиджре). Танвир аль-азхан мин тафсир рух аль-баян (би ихтисар ва тахкык аш-шейх ас-сабуни). В 4 т. Дамаск: аль-Калям, 1988. Т. 1. С. 450, 451; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 7. С. 91–94.

[3] Подробнее см.: Роберт Грин & 50 cent. 50-й закон власти. М.: Рипол классик, 2010.

[4] Для приобретения умения слушать и слышать рекомендую прочесть книгу М. Гоулстона «Я слышу вас насквозь».

[5] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9208, «сахих».

[6] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[7] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9143, «сахих».

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

[9] Хадис от Зейда ибн Сабита; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан. С. 444, хадис № 4105, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 331, хадис № 1948.

[10] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 380; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 455, хадис № 7420, «сахих».

[11] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+