Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности – хаджа: - Аль-Ифрад; - Ат-Таматту‘; - Аль-Кыран. Хадж Аль-Ифрад Данный вид хаджа подразумевает выполнение только обрядов хаджа – основного паломничества. Паломник, входя в состояние ихрама, должен иметь соответствующее намерение. И после облачения в ихрам произносит следующие слова: «Аллахумма, инни уридуль-хаджа, фаяссирху ли ва такаббальху минни».
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُ لِي وَ تَقَبَّلْهُ مِنِّي
Перевод: «О Аллах, я вознамерился совершить хадж, облегчи же его для меня и прими». В данном случае принесение в жертву животных не является обязательным для паломника. Хадж ат-Таматту‘ Этот вид хаджа подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев сначала обрядов ‘умры (малого паломничества), а затем хаджа (основного). Паломник входит в состояние ихрама с намерением совершить только ‘умру и произносит: «Аллахумма, инни уридуль-‘умрата, фаяссирха ли ва такаббальха минни»
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْعُمْرَةَ فَيَسِّرْهَا لِي وَ تَقَبَّلْهَا مِنِّي
Перевод: «О Аллах, я вознамерился совершить малое паломничество, облегчи же его и прими». После завершения всех действий, связанных с ‘умрой, паломник, сбрив или слегка укоротив волосы на голове, выходит из состояния ихрама. Затем он дожидается восьмого дня месяца Зуль-хиджа, когда вновь вступает в состояние ихрама, но уже в самой Мекке, и для совершения хаджа произносит вслух следующие слова: «Аллахумма, инни уридуль-хаджа, фаяссирху ли ва такаббальху минни»
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُ لِي وَ تَقَبَّلْهُ مِنِّي
Перевод: «О Господи, я вознамерился совершить хадж, облегчи же его и прими». Паломнику, совершающему хадж ат-Таматту‘, надлежит принести в жертву животное, являющееся, по мнению ученых-ханафитов, благодарственным. Поэтому они допускают употребление в пищу мяса животного человеком, принесшим его в жертву, а шафииты – нет. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании. Хадж аль-Кыран В данном виде хаджа паломник соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем (основным), с вхождением в состояние ихрама, связанного с ‘умрой, и имеет намерение совершить хадж и ‘умру вместе. Верующий после вхождения в состояние ихрама произносит следующие слова: «Аллахумма, инни уридуль-‘умрата валь-хаджа, фаяссирхума ли ва такаббальхума минни».
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْعُمْرَةَ وَ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُمَا لِي وَ تَقَبَّلْهُمَا مِنِّي
Перевод: «О Аллах, я вознамерился совершить ‘умру и хадж, облегчи же их и прими». Выполнив обряды ‘умры, паломник продолжает находиться в состоянии ихрама до принесения им в жертву животного на десятый день Зуль-хиджа. Совершающим хадж аль-Кыран, как и при ат-Таматту‘, необходимо принести в жертву животное. Мясо данного животного, по мнению ученых ханафитов, допускается употреблять в пищу тем, кто принес его в жертву, а по мнению шафиитов – нет. Тот, кто не в состоянии принести в жертву животное, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.