Для расчета выплаты закята в основу должен браться лунный год?
Да, лунный календарь.
Можно ли выплачивать закят частями в течение года?
Можно.
Если бизнесмен решил хранить свои сбережения, вложив их в драгоценности (помимо золота и серебра), в алмазы, бриллианты, платину и т. п., с целью получения с их продажи прибыли или просто на черный день, должен ли он платить с этих драгоценностей закят?
Да, должен. Таково основное мнение ученых.
Мусульманин владеет коммерческой недвижимостью, сдает ее в аренду и получает доход. Платится ли закят с рыночной стоимости этой недвижимости или оно попадает в категорию личного имущества, с которого закят не платится, либо это имущество является основным средством, с которого закят также не платится?
Есть три мнения.
Первое. Ежегодно выплачивать 2,5% с рыночной стоимости данной недвижимости.
Второе. Платится 2,5% с той прибыли (с той общей суммы денег), которую он получает, сдавая в течение года эту недвижимость. И выплачиваются 2,5%, конечно же, с той суммы, которая останется у владельца коммерческой недвижимости после выплаты всех необходимых государственных налогов (если таковые имеются).
Третье и являющееся наиболее авторитетным. Оно состоит в том, что выплачивается 1/10 (10%) либо 1/20 (5%) (после выплаты всех необходимых государственных налогов, если таковые имеются) всякий раз, когда хозяин коммерческой недвижимости получает с нее доход. Аналогия в данном случае проведена с выплатой закята с урожая.
В Коране сказано:
«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[1] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).
Мусульманин имеет на конец года нисаб, но у него есть и долги, по которым срок выплаты еще не подошел. Должен ли он выплатить закят?
Если есть долги, после вычета которых он перестает быть обладателем нисаба, тогда первым делом расплачивается с долгами, а после уже рассчитывает закят.
Спецтехника или какое-либо оборудование сдается в аренду с целью получения прибыли. С чего платится закят?
С денег, поступающих от аренды.
Вы в своей книге упоминаете, что «люди занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в товарообороте, выплачивают 2,5% закята один раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльные, а не убыточные». Допустим, деятельность за год в целом была прибыльной, но сумма закята равна или превышает сумму прибыли. Закят платим в любом случае?
Минусуете личные (семейные) и рабочие (производственные) расходы за год. Вы все так же в плюсе? Если да, тогда выплачиваете закят, даже если его сумма превысит остаток прибыли.
Платится ли закят с земли в собственности? Зависит ли это от назначения земли (куплена для перепродажи, либо как вложение денег, либо для будущего индивидуального или коммерческого строительства)?
Если она будет использована для коммерческих целей, тогда владелец ежегодно платит 2,5% от ее текущей стоимости.
Если же она будет использована для личных целей, тогда закят не выплачивается.
Как рассчитывается закят с земель сельскохозяйственного назначения?
Никак. Если есть урожай, закят платится с урожая.
Попадает ли состоятельный путник под категорию путника, который может получать закят?
Да, может, если остался без средств к существованию и не в состоянии продолжить свой путь без внешней финансовой поддержки.
Если человек живет в достатке, имеет стабильный доход, свое жилье, машину, но не имеет нисаба, попадает ли он под категорию бедняка, который имеет право получить закят?
Во-первых, у этого человека проблема со сбережением, накоплением и разумным инвестированием средств. Отсутствие у такого человека (у такой семьи) нисаба не правдоподобно.
Во-вторых, если все же нисаб никак не накапливается, тогда при наличии стабильного дохода, достаточного на все необходимое для него и его семьи, — не имеет права получать закят. Уверен, если такой человек благоразумен, то он никогда не назовет себя бедняком.
Но если по стечению обстоятельств данный человек оказался в затруднительной финансовой ситуации, когда требуется финансовая поддержка, то он имеет право получить помощь в виде закята, закятных средств, необходимых для разрешения проблемы.
«Долларовый миллионер» имеет имущество (дом на Рублевке), при этом получает прибыль с различных видов деятельности, но есть и долги, превышающие прибыль, а продать имущество, которое закрыло бы долги, не хочет. Платит ли он закят, и если платит, то с чего?
Учитывая разные нюансы современной действительности и то, что я знаю ряд подобных историй изнутри, полагаю, правильным будет заплатить со всех поступающих к нему денежных средств 2,5% годового налога-закята за вычетом годовых расходов на самое необходимое (принятый в его обществе прожиточный минимум) для него и его семьи.
Верующий имеет 5 домов (квартир), в одном живет постоянно, в другой наведывается раз в год, в третий — раз в три года, в четвертом вообще никогда не был, а пятый сдает в аренду и получает доход. Какой из домов берется в расчет при выплате закята?
Положение с тем домом (квартирой), который сдается в аренду, регулируется одним из трех приведенных выше мнений.
Касательно того, который не используется либо используется крайне редко. Здесь часть мусульманских ученых считает, что состоятельный мусульманин обязан ежегодно выплачивать 2,5% с имущества, относящегося к излишку. Делайте вывод самостоятельно.
Относительно производства — с чего платится закят: с вложенных денег в себестоимость или со стоимости готовой продукции, еще не реализованной?
С годовой прибыли, если таковая имеется.
Вопрос по строительству многоквартирного жилого дома с целью продажи жилья. Например, вложена определенная сумма на строительство дома. По истечении года дом сдан (но квартиры еще не реализованы). Закят платится с суммы вложенных средств или с суммарной стоимости квартир? Или закят не платится вообще, так как на данном этапе еще непонятно, прибыльный ли проект?
С прибыли, если таковая имеется. 2,5% от чистой прибыли пойдет на благотворительность.
Что касается суммы (например, $10 миллионов личных сбережений), которая в течение года оборачивается в этом или иных проектах у данного бизнесмена, то если по итогу года он оказался в плюсе, тогда откладывает с общей суммы (например, $12 миллионов) 2,5% на благотворительность. В течение последующих месяцев он распределит ее по собственному усмотрению по различным закятным направлениям или передаст в благотворительные фонды, в порядочности и эффективности которых он уверен, не сомневается.
Может ли глава семейства заплатить закят за всех членов семьи, которые имеют нисаб, или каждый должен выплатить закят за себя лично? Например, у подростка на карточке хранятся свои сбережения (накопленная стипендия, заработки) или у жены есть украшения из золота на сумму, превышающую нисаб.
Глава семьи может заплатить за всех, но при этом должен их оповестить. Я бы предложил рассчитать сумму годового закята вместе, сообща и после уже определиться, кто оплатит. Правильное отношение к деньгам (их зарабатыванию, трате, сбережению или инвестированию), а также к благотворительности лучше прививать с детства.
Если у мужа и жены имеются не только общие, но и собственные деньги, как тогда выплачивается закят? Закят выплачивает семья любого состава, независимо от того, есть ли муж или нет?
Закят выплачивается с бюджета и не зависит от состава семьи.
Что касается «общие, собственные», то вы самостоятельно решите то, как будете выплачивать закят. Если в семье муж и жена зарабатывают и не имеют намерения объединять свои доходы в единый бюджет, тогда муж выплачивает закят раз в году с суммы «общие + личные», так как является главой семьи и наряду с иными семейными обязанностями отвечает в меру своих возможностей за материальный достаток жены и детей, а жена — со своих личных и только.
Выплачивается ли закят с квартир, если они приобретены для своих детей на будущее и там никто не живет?
Можно рассмотреть это как сбережения выше необходимых нужд. В такого рода случаях основным является мнение о необходимости ежегодной выплаты 2,5% от рыночной стоимости.
Несколько лет назад я потерял жилье. Имею семью и двоих детей. Уже 7 лет снимаю квартиру в Москве. Все это время пытался накопить деньги для покупки жилья. Слышал, что человек, который копит деньги для покупки жилья, освобождается от закята. Последнее время по милости Аллаха наладился бизнес, и сумма в товаре, а также в машинах, которые работают на дело, составила около $35 000. Этого не достаточно, чтобы купить квартиру в Москве, но достаточно, чтобы купить в другом городе. Мы хотим жить в Москве. Если я продам весь товар и машины для покупки жилья, то останусь без бизнеса. У меня три вопроса: 1. Могу ли я взять кредит в банке для покупки квартиры? 2. Должен ли я платить закят, если да, то сколько? 3. Являются ли автомобили облагаемым закятом имуществом?
1. В крайне вынужденных ситуациях брать кредит допускается. Но степень вынужденности и риски лишь вы сами можете адекватно оценить.
2. Нет, не должны.
3. Нет, не являются.
*
Более 14-ти веков назад пророк Мухаммад, отправляя сподвижника Му‘аза ибн Джабаля в тогда еще немусульманский Йемен, сказал ему: «Призови их засвидетельствовать, что Бог один (ля иляхэ илля-ла) [и нет иных богов и божеств] и что я [Мухаммад] — посланник Божий. Если они покорятся этому (согласятся с этим), тогда сообщи им о том, что Аллах (Бог, Господь) обязал совершать в течение суток пять молитв-намазов. Если они покорятся и этому (согласятся с этим), тогда сообщи им о том, что Аллах (Бог, Господь) обязал выплачивать милостыню, которая берется у богачей из их числа и отдается беднякам их [общества]»[2].
Отмечу, что это не какая-то дань, собираемая для обогащения правящей верхушки (что было повсеместно в те времена и в значительной степени сохранилось до наших дней). Нет, местные богачи помогают местным беднякам и обездоленным, помогают им в трудный час выжить и встать на ноги (иметь прожиточный минимум), чтобы начать самостоятельную финансовую жизнь, трудясь, богатея и уже завтра помогая тем, кто окажется в явно затруднительном положении. Это помощь малоимущим, которые должны пред Богом реализовывать имеющиеся у них многочисленные возможности (использовать ум, руки, ноги и т. п.), чтобы стать богачами завтрашнего дня и самим выплачивать обязательную милостыню-закят.
Однажды некий мужчина спросил у посланника Божьего: «Сообщи мне о деле, которое введет меня в Рай [дай мне знание о делах, постоянно совершая которые я обязательно по милости Творца войду в райскую обитель после Судного Дня]. [Сподвижники в недоумении] воскликнули: «Чего он хочет?! Чего он хочет?!» Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Он нуждается в этом [ответе. Он имеет полное право задать такой вопрос]». И продолжил: «Тебе следует поклоняться лишь Аллаху (Богу, Господу) [и не обожествлять что-либо иное помимо Бога], также следует выстаивать [обязательную ежедневную] молитву-намаз и выплачивать [обязательную] милостыню-закят. И тебе следует укреплять родственные связи [выстраивать добрые отношения с кровными родственниками, независимо от их вероисповедания][3]»[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) предупреждал: «В Судный День богатства обладателя золота и серебра [состоятельного человека], который должным образом не относился к их трате [не выплачивал с них ежегодную обязательную милостыню — закят[5]], примут форму металлических пластин, которыми он будет утюжиться со всех сторон (особенно бока, лоб и спина) после накаливания их на адском огне»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.
[2] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 415, хадис № 1395; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 333, хадис № 1395 и пояснение к нему.
[3] Имам ан-Навави прокомментировал последний пункт следующим образом: «В ситуации с этим человеком Пророк (да благословит его Творец и приветствует) выделил именно укрепление родственных связей из числа многочисленных форм благодеяния. Возможно, что мужчина пренебрегал этим, и Пророк подчеркнул важность этого для него. Учитывая сказанное, последний пункт может меняться в зависимости от того, в чем нуждается собеседник, каким из важных благодеяний пренебрегает». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 338, пояснение к хадису № 1396.
[4] Хадис от Абу Айюба; св. х. аль-Бухари. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 415, хадис № 1396; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 333, хадис № 1396 и пояснение к нему.
[5] Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 418, хадис № 1404; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 345, хадис № 1404.
[6] Хадис от Зейда ибн Асляма. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 344.