Жил-жил человек… и умер

Жил-жил человек, работал, растил потомство, прожил 60 или 80 лет и умер, так сказать, неверным (безбожным). И тут безгранично милостивый и безгранично щедрый Господь приготовил для него цепи вечного огня… Как только кожа на нем пропечется, Он заменит ее новой. Почему так жестоко?! Руслан, 26 лет.

Ответы посетителей сайта umma.ru

GALGAI: Если человек жил-жил, ходил-ходил, растил-растил и верил в то, что после смерти его ждет лишь небытие, то что тут можно сказать… Пусть вас это не волнует. Если же человек на каком-то этапе начал задумываться над тем, что же на самом деле будет после смерти, ведь мало кто верит в такую абстракцию, как небытие (мы не помним начала, но ощущаем его, и мы не можем представить и почувствовать конец), и организовал поиски, то он приходит к вере в того, Кто властен наказывать безбожных и неблагодарных и миловать великой Милостью уверовавших в Него и благодарящих.

SEVUSIK: Жил-жил человек да так и не заметил, что он человек и что он живет. И прожил-то всего 60… Нет, 80 лет!

За эти 80 лет разные гости посещали его. Первым пришло Детство. Оно рассказало о том, кто есть Создатель, что есть добро и зло, есть Милость Господа, есть Его Щедрая Награда и Суровый Расчет. Поведало о Рае и Аде и многих других удивительных вещах.

Любой взрослый бы запутался, но так как человек был маленьким, он все быстро усвоил и понял. Он бы еще долго слушал рассказ Детства, но тут оно сказало, что ему пора, и второпях шепнуло: «Не забывай обо мне — и тебе откроются сокровища, которых нет ни у кого. Я еще напомню о себе, буду приходить к тебе вместе с другими гостями. Я часто буду рядом с Верой. Если же не увидишь меня среди гостей, то знай, я непременно приду с гостьей, которую зовут Старость, — она со мной очень похожа».

Время шло, человек рос, и разные гости посещали его. Приходили Сила и Слабость (причем иногда они приходили вместе), захаживала Доброта, бывал пару раз Стыд. Иногда приходили Ненависть и Зависть. Были еще потом Дерзость, Хвастовство. Больше всего он любил, когда приходила Надежда. Все с ней казалось простым и доступным. Она приводила с собой Мечту, но то было в молодости. Когда человек вырос, Надежда стала приходить одна.

Как-то пришла Любовь. Она была очень красивая. Человеку тогда захотелось, чтобы больше никакие гости не приходили к нему — все они были хуже Любви. Любовь действительно была прекрасна. Она не желала видеть, как человек бездельничает. Ей хотелось, чтобы при ней постоянно суетились, за ней ухаживали, выполняли любой каприз. Когда капризы у Любви заканчивались, она начинала скучать. Тогда человек сам, чтобы не огорчить Любовь, начинал кувыркаться через голову, желая ее рассмешить и развеселить.

Так бы продолжалось, может, еще долго, но вот однажды человек устал, а Любовь заскучала. Она ждала, когда же человек начнет кувыркаться, но он не стал этого делать. Тогда она дождалась, когда он отвернется, и незаметно вышла из дому. В тот день он вновь вспомнил про Надежду.

Частыми гостями его теперь стали Желания — они приходили целым семейством. Все Желания имели привычку постоянно обманывать того, к кому они шли в гости: когда приходило одно из Желаний, оно уверяло, что больше с собой никого не привело и угостить надо только его. Стоило же человеку достать угощение для этого Желания, как сразу через двери и окна вваливалась целая толпа его братьев и сестер. Они пили, ели, плясали, веселились и устраивали в доме такой кутеж, что, когда наконец уходили, хозяин замечал: прошли незаметно целых 3 года, дома все вверх дном, еды и питья не осталось.

После того как уходили Желания, приходила Пустота. Сидела она подолгу. Не ела, не пила, от всех угощений отказывалась. Даже разговаривать не хотела. Человек думал, что своим молчанием Пустота упрекает его. Ах, если бы тогда он спросил ее: «За что?!» Если бы спросил, почему после веселья всегда так грустно и пусто, и есть ли такая радость, которая не кончается… И почему так больно от того, что кажется таким прекрасным, почему даже Любовь, ради которой он так старался, ушла. Почему ему всегда кажется, что в доме где-то спрятался Страх.

Если бы он только спросил, что такое «человек» и что такое «жизнь», он бы вспомнил Детство и его спутницу. Тогда бы скромной поступью в дом зашла прекрасная гостья — Вера. Он бы забыл обо всем на свете, увидев ее. Она бы озарила своим светом все вокруг. Аромат ее одежд заполнил бы весь дом, проник бы в самую душу человека. Он бы понял, что она — истинная Царица и Хозяйка и все прочие гости подчиняются ее приказам. Он полюбил бы ее. Он сам, сам пожелал бы служить ей, а она взамен одарила бы его щедротами от Создателя. Она бы рассказала ему о Творце. Он понял бы, что есть Рай и Ад, как будто бы видел их собственными глазами. Он понял бы, что такое человек и что такое жить. Ах, если бы только он понял, одумался, исправился!

Но этого не произошло. Он захотел другого — чтобы вновь пришли Желания и стали веселиться, однако тут он заметил, как тихо подкралась Старость. Нечто было рядом с ней. К тому времени глаза человека стали слабы, Страх и Желания сделали его почти слепым. Оттого-то он не заметил Нечто и не вспомнил про него. Нечто кричало во все горло: «Скоро придет Смерть! Одумайся! Прозрей!», но приходившие Безразличие и Зависть сделали его почти глухим. Пока кряхтела Старость, Нечто кричало, что есть мочи. Так продолжалось очень долго. Но полуслепой, полуглухой человек уже не слышал. Он хотел Желаний. Звал их, ждал. А Нечто все вопило: «Скоро придет Смерть, понимаешь, Смерть!». А человек все звал Желания, звал Надежду, даже Любовь. Наконец Нечто перестало вопить. В дверь без стука вошла Смерть 

РАСИМ, 25 лет: Современный человек, живущий на земле 60 или 80 лет, довольно часто в преклонном возрасте может констатировать: «Так мало прожито и так многого жаль». Получается, что у него постоянно не хватало времени на действительно важные дела, которые оставляли бы свой след не только в мирском, но и плавно переходили с ним в вечное. Эх, отрезвил бы хоть кто, «ударив по темени». В действительности же такому человеку и объяснить не объяснишь, что он живет, как будто спит.

Даже если Господь Бог предоставил бы ему возможность прожить жизнь и в тысячи лет, человеку, растрачивающему ее без наполнения смысла вечным, и этого оказалось бы мало. Он также остался бы заядлым последователем своих сугубо личных пристрастий и эгоистичных желаний, приверженцем ложных идеологий и социальных стереотипов и даже не попытался бы выйти из трясины подавленности и взглянуть с другого ракурса, открыв для себя новые, доселе неизвестные горизонты восприятия[1].

А сделай он один шаг навстречу Всевышнему, пусть даже тот шажок окажется самым робким, «безгранично Милостивый и безгранично Щедрый Господь» сделает в его сторону два. Неужели нельзя понять для себя простую истину: «Бог ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди несправедливы сами к себе!» (Св. Коран, 10:44).

Следовательно, воздаяние за прожитую человеком жизнь — Адом или Раем — абсолютно оправдано и не идет в противоречие с мнением о несоразмерности наказания. Вкусит Ад только тот, кто на самом деле его заслуживает, потому что в результате человек получит лишь то, что приготовила его душа для вечности.

Что касается «и умер так сказать неверным», то стоит в срочном порядке отказаться от подобных заключений в чей-либо адрес, не взваливая тем самым на свои плечи непомерную ношу.

Необходимо гораздо внимательнее и бережнее относиться к драгоценному времени, дабы в свои 60 или 80 лет, наблюдая неповторимый закат солнца, без тревоги в глазах и печали в сердце можно было тихим голосом произнести: «Так много прожито и так мало чего жаль».

ГАЗИЗА: Если позволите, отпарирую с житейской точки зрения, то есть с той же, с которой и задан вопрос. Думаю, у спрашивающего атрофировалось ощущение Божественной высоты, всезнания и безграничнейшей мудрости, которую человеческим умом, сознанием постичь невозможно.

Представьте, если бы, например, спрашивающий проявлял к кому-нибудь огромнейшую щедрость, на протяжении многих десятилетий обеспечивая этого кого-то всем необходимым, неизменно трепетно и с любовью относясь к нему, спасая от верной гибели, от болезней, помогая ему справляться с неприятностями, проявлял на протяжении всей жизни к этому кому-то безграничное терпение, прощая ему все его «выходки», недостатки, некрасивые поступки, обидные слова, зная, что тот, в свою очередь, не питает к своему благодетелю ни малейшего чувства уважения и благодарности, и более того — в отношениях с другими людьми этот кто-то насмехается над своим благодетелем и теми, кто уважительно о нем отзывается. Так чего же, по мнению спрашивающего, заслуживает такой человек? Поощрения или все-таки наказания? Только представлять себя благодетелем надо «во всех красках», на собственной шкуре ощущая все трудности испытания, которым подвергался благодетель, оказывая благодеяние неблагодарному, ведь даже собственного любимого супруга очень многие вытерпеть не в состоянии…

БЕЗ ИМЕНИ: Вы не видите, что ответ в вашем вопросе уже присутствует. («И тут безгранично Милостивый и безгранично Щедрый Господь приготовил для него цепи вечного огня»). Безгранично Милостивый посылал Своих посланников для всех народов, ниспосылал Свои книги для всех людей, чтобы они знали: Он — Единственный, кому нужно поклоняться и кого нужно благодарить. Где же благодарность хотя бы за кислород, предоставленный Им? Сесть и пересчитать только милость Бога, которую Он проявляет ко всему человечеству на планете Земля (и не только) невозможно. Ну а щедрость Его на самом деле безгранична.

Жить-жить не один день, а прожить целых 60–80 лет и не поразмыслить над целью своего бытия просто неразумно. В течение 60–80 лет видя, как друзья, коллеги, родные в назначенный им срок умирали, зная, что и твое время настанет, уйти после этого из жизни слепо-глухим, со стагнацией в душе, в сердце, не поняв ничего?! Винить надо только себя, а не Всевышнего. Господь не наказывает сразу, Он проявляет терпение, тем самым давая человеку шансы раскаяться, много шансов раскаяться и измениться.

КАМРАН: Жить, работать и растить потомство, прожив при этом 60 или 80 лет — еще не значит быть неверным и безбожным. Задавая вопрос, я бы на вашем месте был более точным, определяя его суть. Так как непонятно, за какие поступки и грехи Всевышний мог бы причислить этого человека к числу грешников и удостоить его такого сурового наказания. Но следуя ходу вашей мысли, позволю себе предположить, что человек этот не делал намаз (хотя, может быть, он не был знаком с мусульманской религиозной практикой, но тем не менее каждый день благодарил Господа за имеющуюся работу, детей и саму жизнь), позволял себе выпивать спиртное, курить, злословить, клеветать, лгать. Можно продолжать и перечислять всевозможные грехи. Повторюсь: вам стоило быть более конкретным, задавая столь многосторонний вопрос.

Вы своим подходом перехитрили самого себя. То есть человек вроде бы хороший, ничего плохого не делал (как вы нам даете понять), но Господь за что-то его наказал, причислив к числу безбожных, заблудших. Быть верующим (мусульманином, обладающим знаниями) не всегда (по моему мнению) значит соблюдать религиозную практику во всей ее строгости. Я имею в виду, что есть некоторые моменты, которые важнее соблюдения практики (хотя, конечно же, лучше ее соблюдать, ведь это открывает новые горизонты веры и познания как жизни, так и самого себя). Главное — чувствовать Господа каждый день, просыпаться с мольбою к Нему на устах на утреннюю молитву, улыбаться тому, что Он удостоил тебя быть среди верующих, что Он не посылает те испытания, которые ты не в силах преодолеть. Он дает возможность радоваться каждому мгновению жизни, делать со своей жизнью все, что захочешь (конечно, меняя ее в лучшую сторону, будь то получение образования, выполнение работы, от которой ты получаешь удовольствие да еще и зарабатываешь деньги, и т. д.).

ИМАН: Выбор есть всегда. В наше время религия рассматривается всеми и каждым. Есть люди, которые хотят узнать, как и что есть на самом деле в Исламе, к примеру, но в конце концов думают, что это «миф». Или же они «патриоты» и не намерены менять свою традиционную религию.

Например, в православной церкви есть ритуал против «магометанства». Человек, который ходит в эту церковь, может подумать, что Ислам действительно представляет собой нечто дьявольски страшное и необходимо стараться избегать Ислама, не вмешиваться в него. Представление об Исламе становится исковерканным до неузнаваемости. Человек так и будет всю жизнь избегать Ислама, думая, что раз такой ритуал есть, значит — не зря, что Ислам — действительно зло.

Человек, живущий не только собственными бытовыми проблемами, подумал бы, поинтересовался и постарался докопаться до истины.

БЕЗ ИМЕНИ: Каждому человеку приходят знамения о том, что Бог есть, а если после этого человек упорствует в неверии и не прилагает усилий для того, чтобы заслужить Его милость, то это уже его выбор.

АТАБЕК: Человек, попав на путь греха, катится по наклонной. Когда-то маленький грех был заметен ему, но при наслоении, когда он постепенно погряз в грехах, они становились невидимыми для него, а грехов все прибавлялось и прибавлялось.

Некоторые люди задаются вопросом: почему я мучаюсь в этой жизни? Думают, что это за собственные грехи, а мне ко всему прочему кажется, что Аллах тем самым дает возможность очистить свою душу от всяких грязных наслоений.

Зло, которое мы совершаем, возвращается к нам по справедливости. И прожив 80 лет, человек по Высшей Справедливости попадет после смерти туда, куда он заслужил попасть. Если в Ад, то из-за собственных грехов. 

АРМАН: Когда человек совершает преступление, то он обычно тратит на это минуты, а порой и секунды (например, при убийстве), но сидит за решеткой многие и многие годы (миллиарды секунд), неся наказание за минутную ошибку, порой за минуты наслаждения. Все грехи — это преступления, когда человек преступает святые законы Всевышнего. Господь же — главный Судья, и Он решает дать какое-либо наказание человеку за совершенное им преступление или же простить и помиловать. Такие грехи, как неверие, многобожие, лицемерие, — это бесконечно ужасные преступления. Бесконечно ужасные преступления требуют бесконечного, вечного наказания.

БЕЗ ИМЕНИ: «Сначала мы выбираем путь, потом он выбирает нас. Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять только смысл ее отдельных частей. Так и смысл жизни — вне ее пределов. Внутри самой жизни мы ее смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий.

Наглядный пример: мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель, но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни. Большая цель — это та, которой можно достичь только после смерти. Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.

Пути не пересекаются. Люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. Есть место для всех. Потому что путь — это не сооружение и не плод фантазии. Он существует, пока существует человек. Его можно увидеть и узнать. Его можно устрашиться, от него можно смутиться или ему можно обрадоваться. Но для каждого он только один. И подобно тому, как толпа интеллигентных людей способна не спеша пройти через узкие двери без конфликтов и напряжений, лишь испытывая удовольствие от взаимной изысканной вежливости, так и люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу».

Хорошо сказал Сенека: «Все торопятся жить красиво, но никто не заботится жить правильно».

БУЛАТ: «Жил-жил человек, работал, растил потомство, прожил 60 или 80 лет и умер так сказать неверным… Руслан, 26 лет.» Не нам с вами, Руслан, определять степень веры людей. Это не наша головная боль, и слава Богу! К моему великому счастью, Всевышний сам определяет степень веры каждого человека. Бывает в жизни так, что поведение человека характеризует его как верующего, а внутри у него возникают чувства постоянного недовольства, раздражения, своеволия и т. п. А ведь вера должна окрылять… Даже от мысли, что я, че-ло-век, — одно из самых любимых творений Всевышнего!

Я твердо уверен, что насколько бы сильно ни обидел (или ни огорчил) свою маму, например, если я приду к ней и раскаюсь в содеянном, сяду, обниму, поцелую крепко и мы вместе поплачем, она обязательно меня простит. Всевышний любит нас во много раз больше наших матерей…

А если я вижу, что человек идет не той дорогой, то единственное, чем я могу ему помочь, так это собственным примером.

БЕЗ ИМЕНИ: Вопрос очень непростой. И надо отдать должное нашему имаму за то, что вынеся его на всеобщее обсуждение, поступил очень нестандартно, неожиданно… Ты тут уж настроился почитать, а как же имам ответит на такой сложный вопрос… И на тебе!.. «А что ты об этом думаешь?» Уж поди теперь попробуй обменяй такую возможность высказаться на болтовню в чатах.

Не странно ли, что некоторых людей не из числа этнических мусульман вдруг постигает такое озарение, что, приняв Ислам, они оставляют далеко позади себя многих из нас, этнических мусульман, которые чуть не с молоком матери впитали основы религии. Почему так происходит? Почему какой-нибудь русский парень вдруг становится мусульманином? Сколько раз приходилось изощряться перед немусульманами, рассказывая об Исламе, показывая хороший пример в надежде, что, быть может, именно посредством твоих стараний сам Аллах приведет этого человека к нужным вратам… И хоть бы что! Ты понимаешь, что бесполезно все это. Живи честно, будь добрым, благочестивым мусульманином, носи в себе те ценности, что заповедовал нам пророк Мухаммад. А если кому-то суждено стать мусульманином, Господь приведет его к тебе, и он первым затеет разговор об Исламе.

«О человек! Ты думаешь, что ты всего лишь маленькое тело, когда в тебе таится весь этот мир!» Пусть это звучит банально, но все мы таим в себе неисчерпаемые способности.

Разве не хочется любому родителю, чтоб его чадо было умным, красивым, всячески развитым? Так и Господь, создавший ради нас все, что мы видим и не видим, желает, чтобы мы не жили как растения, а совершенствовались, раскрывали в себе все то, что Он в нас заложил. Разве не имеет Он на то права?

Многие из нас убеждены, что Господь только лишь Милостивый, только лишь Прощающий: согрешишь ты, убьешь человека или сделаешь его инвалидом на всю жизнь, потом покаешься, и простится тебе… Но нет же, Он еще и Справедливый (аль-‘Адль). Тот, кто за нами наблюдает, не просто Добрый и Любящий Своих рабов (ал-Латыыф, аль-Вадууд), Он еще и «за хохолок может взять, хохолок лживый, грешный».

Так почему этот безобидный человек будет так жестоко пропекаться в Аду? К примеру, отец имеет право наказать своего дитенка, и выдранный отцовским ремешком ребенок тоже дуется на отца, за что, мол? Когда же повзрослеет, то поймет, что так надо было. А пока он ребенок, для него это смутно ясно. Там все будет по-иному, там мы все «повзрослеем».

Он Справедлив, во всем устанавливает Свою высшую справедливость. Поэтому убежден, что прежде, чем сделать из «неверного» цыпленка-гриль, Он сотни или тысячи раз посылал ему Свои знамения, но для человека это были «случайности», не верило сердце!

Он Справедлив, и потому каждый окажется там, где ему и подобает быть!

СВЕТЛАНА: Нам, людям, не дано знать, кто и какого наказания удостоится. Мы ведь не знаем всех душевных порывов, намерений, стремлений человека, даже если с виду он кажется нам злым, недружелюбным и безбожным — это лишь наша оценка его, наше субъективное мнение. Огня Ада удостоятся по справедливости и лишь закоренелые грешники, безбожники, являющиеся таковыми в душе и поступках. А кто имел веры, ее главных составляющих, хотя бы на вес пылинки, тот рано или поздно, но попадет в Рай, о чем нас ясно оповестил заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). 

ШАМИЛЬ АЛЯУТДИНОВ: В Коране сказано: 

«Воистину [и нет сомнений] Аллах (Бог, Господь) не притеснит (не обидит, не проявит несправедливости) даже на вес пылинки (на вес атома)! [В Судный День в личном деле каждого из людей будут четко зафиксированы грехи и благие дела, вплоть до мельчайших. Независимо от того, каким был человек (добронравным или скверным; верующим или безбожником) и кем (французом или узбеком; президентом или чернорабочим; христианином или иудеем)]. Если человек заслуживает [хотя бы] единицу благого воздаяния, то она непременно будет [многократно] увеличена Богом и обернется огромным благом [в мирском или в вечном по милости Творца]» (Св. Коран, 4:40).

Крайне важно, чтобы столь необходимой составляющей, как вера, естественное и живое ее чувство, в Судный День на весах наших деяний оказалось хотя бы на вес атома. В хадисах неоднократно говорится о том, что «кто имеет хотя бы на вес пылинки (чуть-чуть) веры [с наличием которой в сердце и в делах он покинул этот мир], тот не будет вечно пребывать в Аду»[2].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «И увидишь ты, как встанут [безбожники] перед Адом и воскликнут: «О, если б мы смогли вернуться [в мирскую обитель] и поверили бы в знамения нашего Господа! О, если бы [вернувшись назад] стали верующими [уверовали в Бога, пророков и посланников Его, Священные Писания, в Судный День, мир ангелов; совершали бы благие дела]!»

Нет же, стало явным для них то, что они скрывали [отрицали] ранее. Если их и вернуть обратно, то они все так же продолжат делать запретное [они быстро обо всем забудут, посчитав это сном, и вернутся к прежним взглядам и убеждениям]. Воистину [и десятилетия мирской жизни каждого из них, прожитые в неверии, это доказали], они — лжецы. Ведь они говорили [живя и не задумываясь о вечности, не веря в нее]: «Если и есть жизнь, то только мирская. Мы не будем воскрешены [после того как умрем]» (Св. Коран, 6:27–29). — Ш. А.

[2] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 80.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1