Вопрос. Говорят, что в Раю 100 степеней. А как же хадис, где говорится, что степеней там столько же, сколько аятов в Коране, то есть 6236? Когда человеку будет сказано (примерный смысл) «читай, твоим местом будет та степень, сколько ты изучил из Корана», это разве недостоверно?
Ответ. Нет достоверного хадиса о том, что в Раю 6236 степеней. Возможно, это чье-то додумывание, интерпретация. Не более того.
Обоснование. В достоверной сунне сказано: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд].
Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон[1], с которого берут начало райские реки»[2].
Есть богословское мнение, что «сто», упомянутое в хадисе, говорит о великой множественности райских уровней, а не ограничивает их этой сотней.
В контексте вашего вопроса можно вспомнить следующие два достоверных хадиса:
- «Будет сказано заучивавшему Коран [наизусть], когда войдет он в Рай: «Читай [что знаешь наизусть] и поднимайся [по уровням Рая]». Он будет читать и подниматься: один аят – один уровень, пока не прочитает последний из того, что у него [из того, что было заучено им при жизни и не забыто]»[3].
- «Будет сказано заучивавшему Коран [наизусть]: «Читай [что знаешь наизусть], поднимайся [по уровням Рая], четко произнося [аяты Корана], как ты читал их при жизни. Поистине, твое место [в Раю] будет соответствовать последнему прочтенному тобой аяту»[4].
Два приведенных хадиса не говорят о конкретном количестве райских уровней, а поощряют чтение и заучивание Корана, что поможет человеку после Судного дня оказаться на более высоких уровнях райской обители.
Председатель Совета улемов ДУМ РФ,
Шамиль Рифатович Аляутдинов
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Такое творение Всемилостивого, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном. Это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».
[3] Св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 404, хадис № 3780, «сахих».
[4] Св. х. ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 465, хадис № 2914, «хасан сахих».