На сайте ведутся технические работы.

Алкогольный бизнес и Ислам

Алкогольный бизнес категорически запретен. В этом согласны все мусульманские ученые без исключения (иджма‘). Приведу некоторые доводы.

В Коране Господь миров говорит:

«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры, идолы [различные формы язычества] и гадания — мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься подобным!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).

Передается, что, когда были ниспосланы эти аяты, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное. Кто услышал этот аят [строку из Корана], и у него [есть] что-то из этого, то пусть не пьет и не продает его» [1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также говорил: «Что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом» [2]; «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] и его плату [покупать его или продавать]; Он [Творец всего сущего] запретил мертвечину [все то, над чем не произведен мусульманский обряд заклания] и ее плату [покупать или продавать]; Он запретил свинью [употребление в пищу свинины] и ее плату [покупать или продавать]» [3]. В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [4].

Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами, в 9 году хиджры, то] сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания] и который используют для освещения? [Допускается ли торговать им?][5]» Он ответил: «Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено![6]]. Аллах (Бог, Господь) наказал иудеев [в свое время] за то, что когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]» [7].

«Сообщается, что Пророк проклял десять категорий людей, связанных со спиртным: (1) производителя, (2) заказчика, (3) пьющего, (4) разливающего, (5) несущего, (6) того, для кого несут, (7) продающего, (8) получающего прибыль, (9) покупающего, (10) того, для кого покупают» [8].

Приведу слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не ограничился лишь запретом на употребление спиртных напитков, будь то в больших или малых количествах, он также запретил торговать ими, даже с немусульманами. Мусульманину не разрешается импортировать или экспортировать алкогольные напитки, а также продавать их в своем магазине или работать в таком месте» [9].

Стоит заметить, что уксус во всем его ассортименте дозволен [10] как для употребления, так и для купли-продажи [11]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросил во время приема пищи, имеется ли приправа. Ему ответили, что есть только уксус. Тогда он попросил принести его и сказал: «Сколь прекрасен уксус в качестве приправы!» [12].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 644 хадис № 67–(1578).

[2] Хадис от Джабира и Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 407, хадис № 3681, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 478, хадис № 7815, «хасан».

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3488, «сахих».

[5] Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236.

[6] Можно ли, не торгуя этим, как-то использовать в том, что не касается питания человека и его тела? Мнения ученых на этот счет разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили. Большинство высказалось в пользу запрета. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 6, 7, пояснение к хадису № 71–(1581).

Однако следует отметить, что, например, кожа мертвечины может продаваться, покупаться и использоваться, но только после процесса дубления. Ученые здесь единодушны, так как по этому поводу есть достоверный хадис: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3610, «сахих».

[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 658, хадис № 2236; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 645, хадис № 71–(1581).

[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 401, хадис № 1298; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 367 хадисы № 3380, «сахих» и № 3381, «сахих».

[9] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Мактаб  аль-вахба, 2007. С. 67.

[10] В том числе полученный из винных напитков. Все ученые едины в том, что винный уксус, полученный путем естественного брожения, дозволен. Однако их мнение разделилось относительно винного уксуса, полученного иным способом (например, под воздействием каких-то внешних факторов или путем добавления дополнительных ингредиентов): ханафиты и маликиты считают его дозволенным (халяль), шафииты и ханбалиты — запрещенным (харам). См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2630.

Богослов Юсуф аль-Кардави дает следующее заключение по данному вопросу: «Наиболее верным я считаю мнение, что вино, превратившееся в уксус, становится чистым и канонически дозволенным [для употребления] (халяль), так как оно стало другим, изменились свойства и характеристики. И это не зависит от того, каким способом произошло данное преобразование. Если изменились основные качества и характеристики, то изменяется и правовое заключение (хукм). Таково положение дел в мусульманских канонах относительно всех видов нечистот (наджаса), изменивших свое свойство (свои качества и характеристики), независимо от того, произошло ли это само по себе или под воздействием чего-то, каких-либо внешних факторов». См., например: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: Шурук, 2013. С. 137.

[11] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 19. С. 260–264.

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадисы № 164–(2051) и 168–(2052).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1