Основными течениями в вероубеждении (акыда) в Исламе являются два: аш‘ариты и матуридиты[1]. По сути, они составляют ахлю сунна, то есть суннитское направление в акыде. Родоначальником первого является Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари[2], а второго – Абу Мансур аль-Матуриди[3].
Мусульманские ученые-сунниты, занимавшиеся вопросами догм (‘ыльмуль-кялям), смогли освободиться от угнетений и притеснений после того, как халиф аль-Мутаваккиль[4] отдалил от правящих кругов ученых-му‘тазилитов, дав свободу проповедования и обучения ученым-суннитам. Они постепенно начали развеивать сомнения и заблуждения, порожденные му‘тазилитами: Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари и его ученики в Ираке и на арабских территориях, а Абу Мансур аль-Матуриди – в Узбекистане, а также на части территории современных Казахстана и Кыргызстана.
Суннитские ученые в конце третьего и начале четвертого веков по хиджре смогли выстроить оптимальный подход в формулировании религиозных догм, строго следуя Корану и Сунне (в отличии от му‘тазилитов), но при этом не исключая разумный подход и анализ (в отличии от современных саляфитов).
По сути между аш‘аритами и матуридитами нет отличия, кроме как в ряде второстепенных вопросов, не заслуживающих особого внимания.
В чем едины аш‘ариты и матуридиты относительно вероубеждения
1. Аллах (Бог, Господь) никому и ничего не должен;
2. Из числа возможного относительно Аллаха (Бога, Господа) – это Его воздаяние и наказание, Его избрание пророков из числа людей, а также возможность увидеть Его в вечности;
3. Как зло, так и добро происходят с Его, Господа миров, одобрения;
4. Безгрешны лишь пророки и посланники Божьи, заключительным из которых является Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует);
5. В могиле будет спрос; там человека может ожидать как наказание, так и благостное пребывание;
6. Воскрешение из мертвых коснется как души, так и тела;
7. Совершившие большие грехи (аль-кябаир) в земной обители и умершие, не успев покаяться, могут получить заступничество в Судный День;
8. Ад и Рай существуют, и они вечны.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] При написании материала основными моими источниками стали книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак» и книга доктора Мухаммада‘Имары «Тайярат аль-фикр аль-ислямий».
[2] Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари (260–324 по хиджре; 874–936 по григор.) — известный мусульманский ученый-мутакяллим. Родился в Басре. Жил и умер в Багдаде. Автор множества богословских трудов, в основном посвященных разоблачению заблуждений атеистов, му‘тазилитов, шиитов, хариджитов и др. В религиозной практике следовал шафиитскому мазхабу. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 405, № 9216.
[3] Абу Мансур аль-Матуриди (родился около 852 по григор., а умер в 944) — известный мусульманский ученый-мутакяллим. Умер в Самарканде. Автор множества богословских трудов. В религиозной практике следовал ханафитскому мазхабу. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 3. С. 692, № 15849.
[4] Аль-Мутаваккиль (821–861 по григор.) получил власть после смерти брата аль-Васика Биллаха. Стремился укрепить авторитет халифской власти, опираясь на консервативную часть исламского общества. Во время его правления суннизм вновь стал официальной религией в халифате, потеснив му‘тазилитов.