Битва у рва. События до битвы (Сира 130/186)

В истории Ислама отдельную веху составляет так называемая Битва у рва. Враждующие с Исламом племена безбожников понимали, что по отдельности не смогут одержать верх над мусульманами. Они предполагали достичь цели, попытавшись вместе искоренить новую религию раз и навсегда.

Иудеи, населявшие Аравийский полуостров, прекрасно осознавали положение вещей, поэтому ими было принято решение объединить арабов, населявших полуостров и не ответивших на призыв Мухаммада, настроив их против него и его сподвижников.

Сперва лидеры иудеев направились к курайшитам, пообещав, что будут с ними до наступления победы. На тот момент прошел год, как курайшиты нарушили заключенный с Пророком договор и потому поход против него был неизбежным и для них даже желанным. Ученые мужи, знающие Тору, заверили мекканских язычников, что вражда с Мухаммадом — истинна и приведет к довольству Всевышнего, что религия курайшитов лучше, чем религия Мухаммада, а традиции джахилии выше, чем учение Корана. Услышав подобные слова из уст людей Писания, курайшиты были обрадованы такой вестью и выразили готовность выступить в Медину.

Тем временем иудеи отправились к бедуинам из племени Гатафан и заключили с ними схожее соглашение, к которому также присоединилась группа других арабских племен, испытывающих ненависть к мусульманам. Так иудеи готовили поход безбожников против Пророка ﷺ и его миссии.

Мусульмане ощутили, сколь серьезная опасность нависла над ними, и поспешно стали вырабатывать тактику, путем которой готовились защищать город. Ранее арабы умели сражаться лишь на открытом пространстве. Посланник Всевышнего ﷺ осознавал, что сражение в поле не приведет мусульман к победе, и прибегнул к хитрости, на которую указал Салман аль-Фариси. Было принято решение выкопать вокруг Медины глубокий ров, тем самым защитив границы и подступы к ней.

Враждебные племена подступили к границам Медины. Численность объединившихся людей племен Курайш, Кинана, Тихафа, Гатафан и других племен местности Наджд составляла десять тысяч человек! Войско же Пророка насчитывало всего три тысячи. Оставив своих жен в укреплениях, мусульмане заняли позиции на границе со рвом так, что гора Саля‘ была позади них.

История выкапывания рва

Понимая, что столкновение с врагом на открытом пространстве не приведет к победе, мусульмане приступили к выкапыванию глубокого рва, окружавшего Медину и отделявшего их от врагов. Даже не привыкшие к тяжелой работе знатные горожане последовали общему примеру. В эти дни взору могла предстать удивительная картина, как люди с озаренными светом лицами рыли ров мотыгами и переносили землю, переоблачившись из красивых одежд в одеяния из пыли, пота и усталости.

Аль-Бара’ ибн ‘Азиб[1] передает, что когда посланник Всевышнего ﷺ переносил землю, его тело покрылось пылью, а сам он напевал стихи, которые подхватывали его сподвижники:

«Клянусь Аллахом!

Если бы не Аллах, мы бы не нашли прямого пути, не умели давать милостыню и не совершали молитву.

Спусти же на нас спокойствие, укрепи наши стопы при встрече с врагом, поистине, те пытаются напасть на нас.

И если они пожелают сразиться, то мы дадим им отпор»[2].

То были стихи ‘Абдуллаха ибн Равахи. Занятые выкапыванием рва снимали с себя усталость, напевая последнее слово в каждой строчке вместе с посланником Аллаха, что пробуждало в них дух единства, сплоченности и трудолюбия[3].

Нахождение Пророка ﷺ рядом со сподвижниками и его слова придавали им спокойствие. Несмотря на изнуряющий труд, в их сердцах крепло желание сохранить Ислам и не дать безбожникам одержать победу.

Участие Пророка никогда не ограничивалось лишь указаниями или показными делами. В выполнении какой-либо работы, как и во всех сражениях, в нем присутствовало истинное достоинство и мужество в самом совершенном виде.

Описываемые события происходили зимой, когда воздух был холодный, а жители Медины ощущали сильный недостаток в пропитании. Оказавшись в окружении, мусульмане могли поддаться отчаянию и пасть духом, обрекши тем самым себя на поражение. Однако Посланник ﷺ поддерживал в воинах веру и надежду, пробуждая убежденность в том, что спустя время нависшие над ними трудности и опасности рассеются словно облака, а Ислам продолжит свое распространение, и в результате люди будут толпами входить в него. Перед ним падут крепости тирании, и смуты больше не будут угрожать его последователям. Тем самым он показывал пример того, что надежде всегда должен сопутствовать труд.

‘Амр ибн ‘Ауф[4] передает: «Я, Салман, Хузейфа, ан-Ну‘ман ибн Мукрин и шестеро ансаров на отрезке в сорок локтей — порученная нам часть земли — выкапывали ров, пока не наткнулись на белую скалу, о которую сломались наши орудия. Салман отправился к посланнику Аллаха сообщить о препятствии, осложнившем работу.

Пророк ﷺ пришел, взял у Салмана мотыгу, затем ударил по скале, отчего та разлетелась на части. Поднялся столп искр, осветивший темноту. Пророк произнес такбир, мусульмане повторили за ним. Он ударил во второй раз и в третий — скала раскрошилась под ударами стойкого и терпеливого мужчины, который связан с небесами и в то же время крепко стоит на земле. Пророк посмотрел на своих сахабов, на его лице сиял свет уверенности и надежды.

Рассказывая своим сподвижникам об искрах, высеченных ударами мотыги о камень, Пророк ﷺ сказал: «Воистину, при первом ударе передо мной предстали замки Хиры (Ирак) и Мадаина Хосроя (Персия), строения которых [из-за белизны и плотного примыкания друг к другу] подобны клыкам зверя. Джабраил (Гавриил) сообщил мне, что моя умма завоюет эти земли. Во второй раз мне явились красные замки с земель римлян, которые также предстали для меня [из-за плотного примыкания друг к другу] подобно клыкам зверя. Джабраил (Гавриил) сообщил мне, что и над ними будет одержан верх. В третий раз были дворцы Сан‘а’ (Йемен), которые также были схожи с клыками зверя. И снова — будут завоеваны эти земли. Благая весть вам!»

Мусульмане обрадовались и вознесли хвалу Аллаху, сказав: «Хвала Аллаху, правдивы Его обещания!»[5]

История о Джабире и рве

В своде хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится достоверная история, переданная известным сподвижником Джабиром ибн ‘Абдуллахом: «В день, когда мы рыли ров вокруг Медины, перед нами возникла непреодолимая преграда в виде огромного камня. Люди отправились к посланнику Всевышнего ﷺ и рассказали о камне, который мешает продолжать рыть ров. «Я сам спущусь в ров», — сказал Посланник. Когда же он спускался, их взорам открылся камень, привязанный к животу Посланника ﷺ». Это делалось, дабы приглушить ощущение голода. Джабир передает, что на тот момент они не ели уже в течение трех дней и испытывали сильный голод.

Джабир продолжил: «Посланник ﷺ взял мотыгу и ударил по камню, тот рассыпался и превратился в песчаный холм». Джабир обратился к Пророку: «Разреши мне пойти домой». Дома Джабир сказал своей супруге: «Я видел у посланника Всевышнего то, что меня опечалило. Есть ли у тебя что-либо из съестного?». Супруга ответила: «У нас есть ячмень и козленок». Они зарезали козленка, размололи ячмень для хлеба и стали готовить мясо в котле. Джабир далее рассказывает: «Когда тесто начало подниматься, а содержимое котла закипать, я отправился к Посланнику ﷺ и тайком пригласил: «У нас есть немного еды. Приходи ты и вместе с тобой один либо двое. Посланник спросил: «Сколько у вас еды?» Услышав ответ, он промолвил: «Это много, и в этом благодать. Скажи супруге, пускай не снимает котел с огня и не вынимает хлеб из печи, пока я не приду». Затем он обратился к сподвижникам: «Вставайте! О люди рва, Джабир приготовил еду, пойдемте вместе!» Джабир первым поспешил к супруге и в смятении воскликнул: «К нам домой идет посланник Аллаха и вместе с ним все, кто выкапывал ров»! Супруга стала ругать Джабира, а затем спросила: «Поинтересовался ли он, сколько у тебя еды?» Услышав ответ, она сказала: «Всевышний и Его посланник знают лучше».

Пророк ﷺ призвал людей входить группами и не тесниться. Он лично сам каждый раз отламывал хлеб и клал на него кусок мяса, закрывал котел и печь, после чего передавал еду сподвижникам. Продолжалось это до тех пор, пока все они не наелись вдоволь, а еда все не кончалась. Затем Посланник велел жене Джабира поесть сначала самой, потом наказал раздать еду соседям, добавив: «Воистину, их постиг голод».

Джабир далее передает: «Клянусь Всевышним, этих людей было более тысячи! И клянусь Всевышним, когда они все насытились и ушли, в котле продолжало вариться мясо, тесто продолжало подниматься, а хлеб — выпекаться» [6].

В рассказе Джабира, полном искренних переживаний, показана та особая благодать, которую Всевышний заложил в еде для Пророка и его сподвижников. Того, чего могло хватить лишь для нескольких человек, хватило для тысячи — не это ли знамение, над которым стоит задуматься? Воистину, Всевышний — Господь миров, Ему подвластно абсолютно все. И потому, то малое, во что мы вкладываем свою искренность, может нести неописуемую благодать, которая по Его милости может распространиться на многих и многих.

Копая ров, сподвижники и сам Пророк оказались окруженными со всех сторон враждующими людьми, но не переставали уповать на Всевышнего и осознавать значимость их миссии. В этом хадисе для нас кроется важный урок. Несмотря на то что многое в нашем мире направлено против Всевышнего и Его постулатов, именно то, насколько мы искренни, определяет конечный исход.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу ‘Умара аль-Бара’ ибн ‘Азиб аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада. Принял Ислам в раннем возрасте до переселения мусульман в Медину. Является передатчиком хадисов.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 109, хадис № 4104.

[3] Там же.

[4] Абу ‘Абдуллах ‘Амр ибн ‘Ауф аль-Музани — сподвижник пророка Мухаммада. Совершил хиджру вместе с посланником Всевышнего. Первой битвой, в которой принял участие ‘Амр ибн ‘Ауф, была битва У рва. Является одним из тех, о которых был ниспослан 83 аят суры «аль-Маида», где идет речь о сподвижниках, не сумевших принять участие в битве Табук. В сборнике хадисов аль-Бухари приводится переданный им хадис о том, что Посланник, прибыв в Медину, совершал намаз в сторону Иерусалима в течение 17 месяцев. Умер в Медине во время правления Му‘авии.

[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 30. С. 625–626, хадис № 18694.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 108, хадис № 4102.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1