Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Битва Ухуд (Сира 115)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Курайшиты никак не могли успокоиться после произошедшего при Бадре. Последующие события лишь преумножили их ненависть и желание отомстить. По прошествии года мекканцы завершили военную подготовку, к ним примкнули союзники из числа язычников, а также те, кто испытывал неприязнь к Исламу и его последователям.

Огромное войско численностью 3000 человек вышло в путь. Их предводитель Абу Суфьян счел необходимым взять с собой женщин, дабы мужчины были готовы идти на риск и отдавать свои жизни для защиты их чести и семьи. Сдерживаемый гнев, а также память о прошлых неудачах распаляли сердца и не предвещали ничего, кроме жестокой битвы.

В первых числах месяца Шавваль 3-го года по хиджре (625 г. по григор.) войско достигло Медины, остановилось у подножия горы Ухуд и выгнало своих лошадей пастись в округе.

Тем временем мусульмане собрались вокруг посланника Аллаха ﷺ, чтобы прояснить, как лучше поступить: встретиться ли с врагом на открытом пространстве либо заманить войско вглубь Медины так, чтобы мужчины сражались с противником на дорогах, а женщины давали отпор с крыш домов.

Посланник Аллаха ﷺ склонялся к последнему мнению, его поддержали опытнейшие мужи, имеющие решающее слово. Также этого мнения придерживался ‘Абдуллах ибн Убей, который известен нам как глава лицемеров: «Это именно то решение, которого нужно придерживаться», — сказал он. Однако те, которые не были при Бадре, желали выступить в путь, говоря: «Мы долго ждали этого дня и молили Аллаха, и вот — путь близок». Их поддержали юные воины, жаждущие сразиться и пасть на поле битвы. Стало очевидным, что большинство хотело выступить и сразиться за пределами Медины. Посланник Аллаха ﷺ зашел в дом и вышел в полном снаряжении. Люди почувствовали, что они вынудили Пророка так поступить, и потому решили отказаться от своего мнения. Но Пророк видел некое умаление достоинства в том, чтобы колебаться и проявлять нерешительность в такой момент. Он сказал: «Не подобает Пророку, облачившемуся в кольчугу, снимать ее, пока Аллах не разрешит спор между ним и его врагом. Придерживайтесь набожности и терпения в битве. Задумайтесь над тем, что Аллах вам повелел, и выполните Его волю»[1]. Священный Коран гласит: «Если ты твердо решил что-то сделать, то положись на Аллаха. Поистине, Он любит тех, кто на Него полагается»(Св. Коран, 3:159).

Тысячное войско мусульман еще не достигло Ухуда, когда в дороге ‘Абдуллах ибн Убей отступил с третью войска, говоря: «Мы не знаем, зачем нам убивать самих себя». Ссылаясь на то, что посланник Всевышнего не принял в расчет его мнение, а прислушался к другим, он повернул обратно в Медину.

За ними отправился ‘Абдуллах ибн Харам[2], призывая остаться и напоминая им об обязанности защищать Медину — либо у них нет веры в Аллаха, День Суда, убежденности в истинности Ислама и его Посланника. Ибн Убей отказался повиноваться, тогда касательно него и всех отступников снизошел аят:

«И для того, чтобы стали известны лицемеры [чтобы проявили себя]. Было сказано им: «Сражайтесь на пути Аллаха или встаньте на защиту [чтобы защитить себя, своих близких, свою Родину]!» Они ответили: «Если бы мы умели воевать, тогда пошли бы за вами». В тот момент они были ближе к безбожию, нежели к вере. Их уста говорят то, чего нет в их сердцах. [Но] Аллах (Бог, Господь) хорошо осведомлен о том, что они скрывают» (Св. Коран, 3:167).

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 23. С. 100, хадис № 14787.

[2] Абу Джабир ‘Абдуллах ибн Харам — сподвижник пророка Мухаммада. Принадлежал племени Хазрадж и считался одним из почетных людей этого племени. Присутствовал во время второй присяги при ‘Акабе, где был одним из предводителей ансаров. Принял участие в битве при Бадре. Был убит в битве при Ухуде.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1