Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Ход битвы при Ухуде (Сира 116)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мусульмане разбили лагерь на краю долины в ущелье горы Ухуд так, чтобы их спины были со стороны горы. Пророк ﷺ начертил удивительный по своей мудрости тактический план, который позволил бы им выиграть битву. Он расставил пятьдесят лучников по своим позициям и назначил во главе них ‘Абдуллаха ибн Джубайра[1], наказав: «Осыпайте конницу стрелами и защищайте наши спины. Будут ли события развиваться в нашу пользу или против нас, оставайтесь на своих местах и не дайте им напасть с вашей стороны»[2]. Приводится риваят о том, что он обратился к ним со словами: «Защищайте наши спины! Если увидите, что мы терпим поражение, не оказывайте нам помощь. Если увидите нас побеждающими и собирающими трофеи, не присоединяйтесь к нам»[3]. Потому посланник Аллаха ﷺ был спокоен, что группа лучников, подчинившись его приказу, обезопасит их тыл.

Подобным образом он тщательно подошел к расстановке воинов, стоящих в авангарде. Он отобрал обладающих мощью и непоколебимостью мужчин, которым предстояло быть впереди войска. Численность мусульман составляла четвертую часть от войска язычников, и эту разницу можно было восполнить лишь доблестными воинами, стоящими тысячи. Он велел не начинать битву без его приказа. Сам он надел на себя в этой битве две кольчуги.

Сабит передает, что посланник Аллаха ﷺ в день Ухуда, держа в руке меч, вопросил: «Кто возьмет этот меч по праву?» Воины отступили и промолчали, тогда вышел вперед Абу Дуджана[4] со словами: «Я возьму». Он в полной мере оправдал право обладания мечом, проявив в бою небывалую отвагу и самоотверженность. Ибн Исхак передает: «Абу Дуджана был смел, величественен и надменен к врагу. Его можно было отличить по красной повязке, которой он обматывал голову, демонстрируя готовность сражаться до последнего вздоха. Взяв меч и надев повязку, он сказал: «Я тот, с кем друг заключил договор у подножия горы, что я не буду сражаться в задних рядах, а буду впереди всех поражать цель мечом Аллаха и Его посланника»[5].

Два войска сошлись в бою. Первые моменты битвы вызывали удивление, будто бы три тысячи язычников столкнулись с тридцатью тысячами мусульман. Мусульмане показали высшую степень смелости и убежденности.

Ханзаля ибн Абу ‘Амир[6] выбежал из своего дома, когда услышал призыв к битве, хотя это была его первая брачная ночь. Он вырвался из объятий супруги и поспешил на поле битвы, боясь не успеть. Призыв к самоотверженности был значимее для него, чем мирские услады. Этот храбрец пал шахидом в состоянии джунуб, отсутствия ритуальной чистоты, и в последующем был омыт самими ангелами. В истории Ислама он запечатлен как «гыссилюль-малаика», что в переводе означает омытый ангелами[7].

Дух чистой веры воцарился среди рядов воинов, они ринулись на многобожников подобно разливающейся реке, смывающей все преграды.

Талха ибн Абу Талха аль-‘Абдари, знаменосец курайшитов, бросил свой вызов и призвал к сражению. К нему подпрыгнул аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам, оказавшись на его верблюде, сбросил его на землю и поразил мечом.

Поражал врагов и Абу Дуджана в своей красной повязке. Один из язычников занимался тем, что добивал пленных мусульман. Ка‘б ибн Малик передает: «Я увидел, что некий воин-мусульманин в кольчуге выжидает его. Я последовал за ним и увидел, что на мушрике снаряжение было намного лучше. Они сошлись в схватке. Мусульманин нанес удар безбожнику, рассекая тело мечом от плеча до бедра на две части. Открыв свое лицо, он произнес: «Что думаешь, Ка‘б? Я Абу Дуджана».

Сражался подобно разъяренному льву Хамза ибн ‘Абдульмутталиб , настигая одного за другим носителей знамени из рода ‘Абдуддар. В битве при Ухуде курайшиты преследовали две главные цели — Пророка и Хамзу. От меча последнего полегло большое число курайшитов. Для убийства дяди Пророка наняли эфиопского раба Вахши, принадлежавшего Джубайру ибн Мут‘аму. В случае успеха ему были обещаны свобода и несметные богатства. Женщиной, нанявшей Вахши, была Хинд бинт ‘Утба. Будучи женой Абу Суфьяна, она потеряла в битве при Бадре отца, дядю, брата и сына. И она понимала, что многие из них полегли именно от рук Хамзы.

Хамза находился в центре событий, облаченный в свою военную экипировку со страусовым пером на груди: его он всегда надевал перед битвой. Он сражался так, словно смерть подчинилась ему, настигал всех, к кому устремлялся. Вахши тем временем подбирался к Хамзе и выжидал подходящего момента, чтобы сразить его своим копьем. Сам Вахши так рассказывал об этом: «Когда мы достигли горы Ухуд и разгорелся бой, единственной моей целью был Хамза. Его нетрудно было отличить в толпе людей. Ведь на его груди красовалось белое страусовое перо — знак отваги и мужества. Вскоре я заметил его. Прячась то за камнем, то за деревом, я пытался выбрать подходящий момент, чтобы поразить его своим копьем. В какой-то момент перед Хамзой появился всадник из числа курайшитов по имени Сиба‘ ибн ‘Абдуль-‘узза. Когда Хамза сразил противника мечом и тот упал с коня наземь, я выбрал момент и метнул копье. Попав в паховую область, оно прошло насквозь. Сделав два шага в моем направлении, Хамза упал замертво. Подойдя к нему, я забрал свое копье и вернулся в лагерь, ведь моей единственной задачей был убийство Хамзы, дабы обрести свободу»[8].

Смерть Льва Аллаха была яркой и достойной, подобно его жизни. Преисполненные вражды и ненависти мекканцы не пожалели своего имущества для похода, имеющего целью уничтожить Пророка ﷺ и его дядю. Однако Хинд бинт ‘Утбе было недостаточно смерти Хамзы. Она приказала принести его печень, что и было исполнено Вахши. Как было уговорено, он получил обещанную плату. Получая ее в левую руку, правой он передавал печень дяди Пророка. Хинд бинт ‘Утба, супруга предводителя многобожников, поднялась на скалу и, выражая словами ярость к мусульманам, ликовала от удовлетворенного чувства мести и исполненного обета.

Малочисленное войско мусульман понесло великую потерю с гибелью Хамзы, но все же продолжало главенствовать на поле боя. Знамя мусульман нес Мус‘аб ибн ‘Умейр — великий проповедник. Когда он пал шахидом, подхватил знамя ‘Али ибн Абу Талиб. Мухаджиры и ансары соревновались между собой на поле достоинства, знамя Ислама продвигалось вперед.

Женщины курайшитов пытались поднять на сражение своих мужчин и для этого били в бубны. Во главе них была Хинд бинт ‘Утба, жена Абу Суфьяна. Курайшиты приложили все усилия, чтобы сломить пыл мусульман, однако они были обессилены и их настрой иссяк перед отвагой мусульман. Ибн Исхак передает: «И Аллах низвел Свою победу, подтвердил Свое обещание. Мусульмане рубили неприятеля своими мечами и достигли лагеря противника. Поражение было неизбежно»[9].

‘Абдуллах ибн аз-Зубейр[10] передает со слов своего отца: «Клянусь Аллахом! Я видел, как слуги Хинд бинт ‘Утбы и ее спутницы убегали, задрав свои подолы и все бросив!»[11]

Ошибка мусульман во время битвы при Ухуде

Представьте человека, находящегося на празднике среди ослеп­ляющего света прожекторов, как вдруг неожиданно свет гаснет и на людей опускается мрак. Подобная картина сравнима с тем ходом событий, который был во время битвы при Ухуде. Миг человеческой слабости, охватившей группу воинов, привел к всеобщему замешательству и ослабил ряды. В момент безрассудства было потеряно все то, что приобрела невиданная смелость и готовность к самопожертвованию.

Мы знаем, что посланник Всевышнего ﷺ строго-настрого велел лучникам оставаться на своих местах для защиты тыла мусульман, даже если тела воинов будут разрывать хищные птицы. Однако страсть к мирскому и получению богатств смела наказ в момент беспечности. Когда лучники стали свидетелями поражения курайшитов, увидели блуждающих в горах женщин и бросившихся вспять мужчин, а также трофеи, которые оставила в долине позади себя 3000 язычников, часть из них оставила свои позиции.

В это время конница язычников во главе с Халидом ибн аль-Валидом[12] искала и никак не могла найти лазейку для проникновения вглубь мусульманского войска. Открывшийся тыл и отсутствие постовых предоставили такую возможность. Повернув конницу, он обрушился на своего противника откуда тот и не ждал. Увидевшие это курайшиты, поначалу бежавшие с поля боя, стали возвращаться. Женщина по имена ‘Амра бинт ‘Алькама аль-Харисия подняла с земли знамя курайшитов, ранее поверженных на этом месте. Оставшиеся язычники вернулись под знамя. Сахабы же оказались окружены спереди и сзади, будто между молотом и наковальней.

Поначалу мусульмане остолбенели, они тут же продолжили сражаться с еще с большим рвением, но лишь с целью спастись и найти путь к отступлению. Некоторые из них пали шахидами, пытаясь выбраться из засады. Язычники подступили к Пророку ﷺ совсем близко. Один из них метнул в него камень, который сломал нос, резец и ранил лицо Пророка до крови. Среди воинов распространилась весть, что Мухаммад убит. Мусульмане разбрелись в разные стороны: одни вернулись в Медину, другие укрылись на горе.

Молва о том, что посланник Аллаха ﷺ убит, была на устах у многих. Анас ибн ан-Надр[13] проходил мимо группы мусульман, стоящих с понурым видом и опущенными мечами. Он спросил: «Чего вы ждете?» Они ответили: «Посланник Аллаха убит». Тогда он снова спросил: «Что вы будете делать без него? Встаньте и умрите во имя того, ради чего он умер!»[14] После этого он ринулся на язычников и сражался до тех пор, пока не пал шахидом. На его теле было восемьдесят порезов от ударов меча, копья или стрел. Тело Анаса ибн ан-Надра смогла опознать среди погибших лишь его сестра, причем по следам на ногте указательного пальца. В своде хадисов имама аль-Бухари от Анаса ибн Малика передается: «Мы считаем, что эти аяты были ниспосланы относительно Анаса ибн ан-Надра:

«В числе верующих есть мужчины, кто был правдив в своем договоре с Аллахом. Среди них — исполнившие свой обет [в защиту идеалов и ценностей не пожалевшие и жизни], а также те, кто ожидает [готов пожертвовать самим дорогим во имя других]. Они не внесли перемены [«в условия договора». Не пошли на поводу своих личных пристрастий, забыв о тех обещаниях и намерениях, которые когда-то они несли в своих сердцах]» (Св. Коран, 33:23)[15].

События настолько перемешались, что сподвижники не знали, как поступить, пока Пророк не воззвал к ним: «Ко мне, о рабы Аллаха!» Вокруг него собралось около тридцати человек, когда язычники снова напали. Талха ибн ‘Убайдуллах и Сахль ибн Ханиф[16] встали рядом с посланником Аллаха ﷺ. Талха был ранен в руку выпущенной стрелой так, что ее парализовало.

Убей ибн Халяф аль-Джумахи[17] готов был набросится на Пророка, дав ранее клятву его убить. Едва почувствовав, что представилась такая возможность, он начал наступать с мечом в руках, говоря: «Лжец, куда ты убегаешь?» Пророк ﷺ сказал: «Я сражусь с ним, если Аллах пожелает», — после чего вонзил меч в вырез его кольчуги. Язычник упал, издавая нечто схожее с ревом быка. По прошествии дня или части дня он умер[18]. Это был единственный человек, который умер от рук Пророка ﷺ.

Курайшиты продолжали попытки добраться до Пророка и его сподвижников, чтобы покончить с ними. Пробил час, ставший одним из самых тяжелых моментов в истории Ислама. Всадники и лучники язычников с упорством пытались достичь своей цели. Подле Пророка пало много людей, пытавшихся его защитить. Рядом с ним сражался Талха, сдерживавший натиск противника, но и он пал среди живых и мертвых. Абу Дуджана встал живым щитом рядом с Пророком, стрелы вонзались в него одна за другой.

В своде хадисов имама Муслима приводится, что посланник Всевышнего ﷺ в день Ухуда в какой-то момент остался практически один, рядом с ним было лишь семеро ансаров. Когда язычники его изнурили, он произнес: «Кто отдалит их от меня, тому — Рай». Один из ансаров вышел вперед и сражался с врагом, пока не погиб. Язычники продолжили преследование и вновь их настигли. Снова Пророк произнес: «Кто защитит меня от них, тому — Рай». Так продолжалось до тех пор, пока все семеро не пали шахидами[19].

Посланник Аллаха ﷺ с небольшим числом мусульман смог подняться на гору, где к нему присоединилась уже укрывавшаяся там другая группа. Он обрадовался тому, что нашел своих воинов. К ним, в свою очередь, с его появлением вернулся рассудок, хотя они уже считали его мертвым.

Такая самоотверженность, когда люди не жалели своих сил, рисковали жизнями, принесла свои плоды. Пыл курайшитов в попытке покончить с Пророком ослаб. Сподвижники начали подтягиваться со всех сторон и собираться воедино, покончив с разрозненностью рядов.

Пророк ﷺ велел изгнать курайшитов с той вершины, которую они желали занять на горе, сказав: «Не подобает им быть выше нас». Сподвижники закидывали их камнями, пока не прогнали.

Попытка избежать последствий позорной надломленности — это дело, которое по своей значимости не уступает первой победе. Пророк ﷺ направил все усилия, чтобы противостоять курайшитам и не дать им одержать верх, а также показать к сколь тяжелым последствиям может привести очередная попытка навредить мусульманам. Он вытаскивал из колчана стрелы и передавал Са‘ду ибн Абу Ваккасу со словами: «Метай, пусть мать и отец будут выкупом за тебя[20]«[21]. Абу Талха аль-Ансари[22] был также умелым лучником, он метал стрелы, а посланник Всевышнего обращал свой взор к месту их падения. Абу Талха, защищая Пророка, подставлял свою грудь и говорил: «Ты мне дороже моих отца и матери! Пусть тебя не настигнет стрела. Я крепкий, о посланник Аллаха. Вели все, что пожелаешь»[23]. Лучникам удалось отогнать язычников, пытающихся подняться на гору, тем самым они дали возможность мусульманам, которые разбрелись по полю боя, примкнуть к Пророку ﷺ.

Однако же они будто бы находились в некой сутолоке и в пелене, так что от чрезмерного гнева и потерянности некоторые из них не видели, с кем сражаются. Так, аль-Яман, отец известного сподвижника по имени Хузейфа, сражался с сыном, в то время как тот безрезультатно кричал: «Отец, отец!»

Когда остатки разбитого мусульманского войска собрались после нападения и отступления, усталость охватила их. Но Аллах вселил в их сердца спокойствие, вернув им после потрясения надежду и уверенность. Они успокоились возле посланника Аллаха, ожидая, что произойдет дальше. Дремота опустилась на веки. Когда кто-нибудь начинал дремать, меч падал из рук и к задремавшему возвращались бдительность и готовность продолжить бой. Это было одно из благ Аллаха, о чем сказано в Священном Коране:

«После чувства печали (скорби) Он низвел на вас спокойствие, часть из вас охватила дремота (сон)…» (Св. Коран, 3:154)

Курайшиты не меньше мусульман испытывали тяготы и усталость этого страшного дня. Первый эпизод битвы чрезмерно их изнурил, и когда ситуация изменилась и казалось, что победа уже близка, мусульмане своей стойкостью и решительностью показали, что уничтожить их почти неосуществимая задача. Потому курайшиты решили удовлетвориться достигнутым и возвратиться обратно.

Сперва мусульмане подумали, что отход курайшитов связан с их намерением напасть на Медину. Пророк сказал ‘Али ибн Абу Талибу: «Последуй за курайшитами и посмотри, что они будут делать. Если они оставят в стороне коней и сядут на верблюдов, значит, они направляются в Мекку, а если оседлают коней, ведя рядом верблюдов, то — в Медину. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если они пожелают отправиться в Медину, я последую за ними и буду сражаться там». ‘Али передает: «Я вышел за ними и увидел, что они оседлали верблюдов, чтобы направиться в Мекку»[24].

Ибн Исхак передает: «Когда Абу Суфьян вознамерился уходить, он встал перед горой и во весь голос закричал: «Достигнуто блаженство! Воистину, войне присущ переменный успех, день — за день Бадра, возвышен Хубаль[25]!» Посланник сказал ‘Умару: «Ответь, что Аллах превыше, не одинаковы убитые на поле битвы: наши в Раю, а ваши в Аду». Абу Суфьян крикнул: «Подойди ко мне, ‘Умар». Посланник велел ‘Умару пойти и узнать, чего он хочет. Абу Суфьян спросил подошедшего ‘Умара: «Заклинаю тебя Аллахом, убили ли мы Мухаммада?» Тот ответил: «Нет, воистину, он слышит твою речь сейчас». Абу Суфьян ответил: «Ты более правдив, нежели Ибн Камиа’[26], который утверждает, что убил Пророка». Затем он закричал: «Воистину, над вашими умершими было надругательство. Клянусь, я не проявлял довольства и не гневался; я не запрещал и не приказывал».[27] Уходя он прокричал: «Воистину, ваш срок и место встречи — Бадр в следующем году». Посланник ﷺ велел одному из сподвижников сказать: «Это между нами и тобой — условленная встреча»[28].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Абдуллах ибн Джубайр — сподвижник пророка Мухаммада из племени Аус. Принял участие в присяге при ‘Акабе вместе с семьюдесятью сподвижниками из числа ансаров. Участвовал в битве при Бадре. Во время битвы при Ухуде Пророк назначил его руководителем пятидесяти лучников. В этой битве ‘Абдуллах ибн Джубайр был убит ‘Икримой ибн Абу Джахлем. Известно, что в этот день язычники надругались над телом ‘Абдуллаха, распоров копьями его живот.

[2] См.: Сухайб ‘А. Аль-джами‘ ли ас-сунан ва аль-масанид [Сборник сводов хадисов]. В 38 т. [в электронном виде], 2014. Т. 14. С. 448.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 368–369, хадис № 2609.

[4] Абу Дуджана Симак ибн Аус — один из сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к племени Хазрадж. Участвовал в сражениях мусульман против многобожников. В битве при Ухуде, рискуя своей жизнью, защищал пророка Мухаммада и получил тяжелое ранение. Погиб в битве против лжепророка Мусайлимы. Умер в 12 г. по хиджре (634 г. по григор.).

[5] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 1. С. 245.

[6] Ханзаля ибн Абу ‘Амир аль-Усаййиди — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из племени Аус. В битве при Ухуде был убит руками Шаддада ибн аль-Асвада и Абу Суфьяна ибн Харба во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).

[7] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 197.

[8] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 481, хадис № 7016.

[9] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 373.

[10] ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам — сподвижник пророка Мухаммада. Сын известного сподвижника аз-Зубейра ибн аль-‘Аввама и Асмы бинт Абу Бакр, дочери первого праведного халифа Абу Бакра. Стал первым младенцем, родившимся после переселения Пророка в Медину. Был одним из тех, кто защищал третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана, когда в период смуты восставшие окружили его дом. ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр отказался присягнуть на верность Язиду ибн Му‘авии после смерти его отца Абу Суфьяна. Язид попытался силой расправиться с ‘Абдуллахом, в результате чего он укрылся в Мекке. Но это не помешало Язиду продолжить борьбу, для чего в Мекку было отправлено войско. Осада города закончилась лишь со смертью Язида в 64 г. по хиджре (684 г. по григор.). ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр объявил себя халифом мусульман, а Мекку — столицей халифата. Все города присягнули ему, кроме некоторых территорий Шама.

[11] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 227.

[12] Халид ибн аль-Валид аль-Махзуми (31 г. д. х.–21 г. п. х.) (592–642 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. На тот момент, который описывается в книге, еще не принял Ислам. Стал мусульманином в 7 г. по хиджре (629 г. по григор.). Был авторитетным полководцем Пророка, получил прозвище Меч Аллаха. Провел 43 битвы. Является одним из немногих в истории, кто ни разу не был побежден в сражениях.

[13] Анас ибн ан-Надр — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Был дядей известного сподвижника Анаса ибн Малика. Принял участие в битве при Ухуде, где пал шахидом, проявив непоколебимую самоотверженность в бою. Умер в 3 г. по хиджре (625 гг. по григор.)

[14] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 410.

[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 116, хадис № 4783.

[16] Сахль ибн Ханиф — сподвижник из числа ансаров из племени Аус. Вместе с Пророком принимал участие во всех битвах, в том числе в битве при Ухуде. Был вместе с ‘Али ибн Абу Талибом после того, как тот был выбран халифом. По его назначению Сахль ибн Ханиф стал правителем Медины, Басры и ряда стран Персии.

[17] Убей ибн Халяф ибн Вахб аль-Джумахи аль-Курайши — один из знатных представителей племени Курайш, является братом Умайи ибн Халяфа, который был известен тем, что подвергал мукам Биляла ибн Рабаха. Убей ибн Халяф умер в битве при Ухуде. Он стал единственным человеком, который был убит посланником Аллаха.

[18] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 376.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 415, хадис № 1789.

[20] «Пусть мои мать и отец будут выкупом за тебя» — распространенная фраза среди арабов, подчеркивающая особый статус человека. Часто использовалась сподвижниками при обращении к Пророку.

[21] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 7. С. 336, хадис № 8159.

[22] Абу Талха Зейд ибн Сахль аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода ‘Адий. Принял Ислам до второй присяги, данной при ‘Акабе. Вместе с Посланником принимал участие во всех битвах между мусульманами и язычниками. В день битвы при Ухуде был из числа немногих лучником, которые самоотверженно защищали посланника Всевышнего. Он часто постился, а после смерти Пророка и до конца своих дней не пропускал ни дня, не соблюдая пост без уважительной причины. Покинул этот мир в Медине в возрасте 70 лет.

[23] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 445–446, хадис № 14058.

[24] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.

[25] Хубаль — имя божества древних арабов.

[26] Ибн Камиа’ — язычник, который в битве при Ухуде ранил пророка Мухаммада, после чего воскликнул: «Получи от меня! Воистину, я сын Камиа’ ». Посланник ответил: «Пусть Аллах унизит тебя». Известно, что после битвы Ибн Камиа’ вернулся домой и отправился в горы пасти овец и коз. Один из козлов набросился на него, когда он взобрался на вершину, и сбросил вниз.

[27] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.

[28] Там же.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1