Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
У мусульман оставались две группы ярых врагов. Первые — бедуины, подобно бесхозным верблюдам странствующие по пустыне, которые, если завидят трофей, спешат его урвать, бездумные и не желающие слушать о вере в Аллаха и Судный День. Вторые — сыны Исраиля, считавшие, что пророчество исключительно их прерогатива. Они продолжали говорить непристойные слова в адрес Мухаммада ﷺ, обвинять его во лжи, отрицать его миссию, их обольстили поверхностные знания религии, полученные из Торы. После продолжительных споров с мусульманами они принялись подстрекать против них, как мы узнали ранее. Поведение иудеев представляло собой смесь злобы, высокомерия и обмана. Несмотря на то, что их спины были обожжены плетьми от борьбы с мусульманами, они не свернули со своего пути.
Неприязнь к Исламу воссоединилась в бедуинах и людях Писания из числа иудеев. Когда племена потерпели поражение в попытке захватить Медину и племя Курайза получило расплату за обман, иудеи Хайбара не успокоились и не попытались поправить свои дела с мусульманами, они вновь стали плести интриги с племенем Гатафан и бедуинами, чтобы объединиться и выступить единым фронтом против Ислама.
Мусульмане были начеку в отношении зреющих заговоров. По возвращении из Худайбийи в конце 6-го года по хиджре (628 г. по григор.) в месяц Мухаррам они направились в Хайбар, чтобы сломить пыл и настрой сынов Исраиля. Они не преминули разрушить образовавшийся против них новый фронт, состоящий из иудеев и людей племени Гатафан, дав понять последним, что нападение будет именно на них.
Ибн Исхак передает: «Когда племя Гатафан услышало о намерении Пророка следовать в Хайбар, они собрались и выступили в путь для поддержки иудеев. Пройдя часть пути, они услышали позади себя со стороны своих поселений звуки и почувствовали опасность для своих семей и имущества. Сочтя, что мусульмане их обхитрили, они поспешили обратно к своему народу». Таким образом, тактика мусульман возымела успех, и они лишили противника его союзников-многобожников.
Когда посланник Аллаха ﷺ приблизился к укрепленным поселениям и подготовился к сражению с его обитателями, он сказал сподвижникам остановиться и вознес мольбу Всевышнему:
اللَّهُمَّ رَبَّ السَّمَوَاتِ السَّبْعِ وَمَا أَظْلَلْنَ ، وَرَبَّ الأَرَضِينِ السَّبْعِ وَمَا أَقْلَلْنَ ، وَرَبَّ الشَّيَاطِينِ وَمَا أَضْلَلْنَ ، وَرَبَّ الرِّيَاحِ وَمَا ذَرَيْنَ ، أسْأَلُكَ خَيْرَ هَذِهِ الْقَرْيَةِ وَخَيْرَ مَا فِيهَا، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهَا وَشَرِّ أَهْلِهَا وَشَرِّ مَا فِيهَا
«О Всевышний, Господь семи небес и того, что покрыто ими; Господь семи земель и того, что они несут на себе; Господь шайтанов [Сатаны и помощников его из числа джиннов и людей] и тех, кого они сводят с истинного пути; Господь ветров и того, что ими рассеивается! Прошу Тебя о благе моего места назначения, благе обитателей его и благе того, что в нем. Прошу защиты у Тебя от зла этого места, от зла обитателей его и зла того, что в нем»[1]. Затем Пророк произнес: «Ступайте с именем Аллаха!»
Иудеи подумали, будто войско мусульман направляется в сторону племени Гатафан, а потому не придали этому значения. Утром они направились на свои поля с орудиями труда, где были ошарашены тем, что мусульмане идут на них. В страхе иудеи бросились в свои крепости, приговаривая: «Мухаммад и войско!»
Иудеи не были готовы сражаться на открытой местности. Их тактика позволяла сражаться лишь за стенами крепостей. Возможно, в этом кроется их привязанность к мирской жизни и боязнь смерти?
Когда Посланник ﷺ увидел их бегство, он, желая вселить страх в их сердца, закричал: «Аллаху Акбар. Хайбар пал. Поистине, сколь плохо утро тех, на чьи площади мы пришли, хотя они были заранее предупреждены»[2]. Селения, в которых процветает порок, рано или поздно призывают на себя погибель. Пророк говорил: «Если в какой-то местности распространится прелюбодеяние и ростовщичество, то его жители накликивают на себя гнев Аллаха»[3].
Мусульмане перешли в атаку и бросились на крепости, которые начали обрушиваться одна за другой под их натиском. Иудеи сражались не на жизнь, а на смерть. Земли Хайбара были плодородными и самыми недоступными. Осада длилась, иудеи сдавали крепости одну за другой, перемещаясь и укрываясь в очередной. В один из дней Пророк ﷺ сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и его любят Аллах и Его посланник»[4].
Ночь прошла для сподвижников в ожидании того, кому будет вручено знамя. Наутро люди поспешили к Пророку ﷺ в надежде, что кто-то из них удостоится этой чести. Пророк ﷺ позвал ‘Али ибн Абу Талиба ─ и передал ему знамя, на что тот сказал: «О посланник Аллаха, сражаться ли мне с ними, пока они не станут подобными нам?» Пророк ответил: «Да, но не спеши, когда спустишься к ним, призови их к Исламу и сообщи об обязательствах перед Аллахом. Клянусь Аллахом, то, что Всевышний посредством тебя направит прямым путем одного человека, лучше для тебя, чем породистые красные верблюды»[5].
Пророк ﷺ хотел тем самым обуздать в воинах рвение и желание скорого захвата трофеев, поскольку награда за призыв и обретения людьми истинного пути несоизмеримо больше. Если иудеи начнут следовать предписаниям Аллаха и оставят пороки, с которыми жили и пагубность которых проявлялась в отношениях с другими людьми, то они и сами обретут спокойствие, и дадут его другим. Отказ иудеев подчиниться привел к тому, что ‘Али вместе с мусульманами занял очередную крепость.
Иудеи продолжали оборонять свои крепости. Мусульмане с каждым днем усиливали осаду, с надеждой быстрее завершить битву. Их изнуряли голод и болезни, возникшие из-за особенностей местного климата. Сражения проходили на болотистой местности, что вызывало у мусульман проблемы со здоровьем.
Однажды к Пророку ﷺ пришел некий человек, который сообщил, что иудеи не придают осаде особого значения, так как у них есть скрытный доступ к источникам воды. По ночам они выходят, набирают воду и возвращаются обратно.
Тогда Пророк ﷺ велел пресечь доступ к воде, чтобы принудить иудеев к сражению или полному подчинению. В результате состоялся ожесточенный бой, где часть мусульман пали шахидами. Но все же им удалось проложить дорогу к крепости аз-Зубейр, которая была последней в цепочке крепостей, называемых ан-Ната. Мусульманам удалось захватить их после того, как одна за другой пали крепости На‘им, ас-Са‘б, аль-Ватых и ас-Салялим.
Однако оставалось еще несколько незахваченных твердынь, к освобождению которых готовились мусульмане. Пророк ﷺ поднялся на одну из них под названием Самван и продолжил сражение со всем рвением и отвагой. Из крепости вышел человек по имени ‘Азуль, желая сразиться с кем-то один на один. К нему навстречу выбежал аль-Хубаб ибн аль-Мунзир. Он ударил противника мечом и отрубил ему половину правой руки. ‘Азуль выронил меч и в страхе поспешил обратно в крепость. Но аль-Хубаб настиг врага и перерезал его подколенное сухожилие. В ответ навстречу мусульманам выступил еще один иудей. К нему выбежал другой сподвижник, но иудей смог его повергнуть. Тогда на помощь поспешил Абу Дуджана, который отомстил за своего друга. После этого мусульмане со словами «Аллаху Акбар» выступили как единое целое и начали штурм крепости. Впереди войска шел Абу Дуджана. Выстояв трудное сражение, мусульмане захватили крепость, где были найдены еда, вещи и домашний скот.
Некоторые иудеи ускользнули и укрылись у своих братьев в крепости аль-База. Мусульмане под двусторонним обстрелом лучников проявили мужество в нападении и захватили ее, при этом одна из стрел угодила в мизинец Пророка ﷺ.
Установив катапульты, они принялись разрушать оставшиеся крепости. Осознание неминуемости гибели привело к тому, что иудеям ничего не оставалось, как покориться. Вышел Кинана ибн Абу аль-Хукайк[6] и предложил перемирие с условием, что они покинут земли Хайбара вместе с тем, что смогут унести их верховые животные, а победители заберут оставшееся. Пророк ﷺ велел им ничего не утаивать, в противном случае перемирие будет расторгнуто[7]. И все-таки без обмана со стороны некоторых иудеев не обошлось, за что те были наказаны.
Остальные иудеи также покорились и предложили Пророку половину сельскохозяйственного продовольствия. Пророк принял условие, но сделал его временным из-за опасения очередных уловок, а после добавил: «Если мы пожелаем, то изгоним вас»[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 8. С. 117, хадис № 8776.
[2] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 5. С. 97, хадис № 4704.
[3] Там же. Т. 1. С. 178, хадис № 460.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 18, хадис № 3702.
[5] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 378, хадис № 6932.
[6] Кинана ибн Абу аль-Хукайк — родной брат упомянутого ранее Абу Рафи‘ Саляма ибн Абу аль-Хукайка. Их отец был полководцем и иудейским поэтом периода джахилии из племени Курайза. Все три его сына были ярыми врагами Ислама.
[7] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 9. С. 231, хадис № 18387.
[8] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 6. С. 189, хадис № 11627.