Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Во время сражения эфиопский раб пас овец, принадлежавших его хозяину-иудею. Когда он увидел, что жители Хайбара несут оружие и готовятся к войне, спросил, что те собираются делать. Они ответили: «Мы будем сражаться с тем, кто заявляет, что он — Пророк». Слова о Пророке запали в душу пастуха. Он со своими овцами пришел к посланнику Всевышнего и у них состоялся следующий диалог:
— К чему ты призываешь?
— Я призываю к Исламу. К свидетельству, что нет божества, кроме Аллаха, что я — Его посланник, к тому, чтобы мы не поклонялись никому, кроме Него.
— Что мне будет, если я засвидетельствую это?
— Рай, если ты умрешь, следуя этому.
Раб покорился и сказал:
— Посланник Аллаха, воистину, эти овцы вверены мне под мою ответственность.
— Отведи их на каменистую дорогу. Поистине, Аллах исполнит за тебя твой долг, — ответил Пророк.
Эфиопский раб поступил так, как было ему сказано, и овцы вернулись к своим хозяевам. Иудей понял, что его раб стал мусульманином. Когда люди подготовились к битве, Пророк ﷺ встал и призвал их к усердию. Началась битва. Эфиоп был среди павших в бою, его тело принесли в лагерь. Передается, что посланник Всевышнего зашел в палатку и сказал людям: «Аллах проявил щедрость к этому рабу и привел его к благу. Я вижу подле него двух прекрасных гурий, хотя он не успел совершить ни одного земного поклона перед Аллахом»[1].
Пророк ﷺ позволил в этой битве сражаться всем, кто пожелал. Ибн Исхак передает: «Вместе с Пророком в Хайбаре были женщины мусульман. Он даровал им небольшую часть из трофеев»[2].
Имам Ахмад передает от Хашраджа ибн Зияда[3], а тот от своей бабушки, матери его отца, что она рассказала: «Мы вышли с войском в Хайбар. Я была одной из шести женщин. Когда до посланника Аллаха дошли сведения, что среди них женщины, он вызвал нас и с негодованием на лице спросил: «Что вас привело сюда? Кто вам приказал?» Мы ответили, что будем подавать стрелы, кормить и давать лекарства раненым. Сказали, что будем также напевать стихи, чтобы помогать на пути Аллаха. После чего мы удалились. Когда Аллах открыл Хайбар, Пророк выделил нам часть трофеев». Я спросил: «Бабушка, что он вам определил?» Она ответила: «Финики»[4].
Ибн Кясир[5] передает, что посланник Аллаха ﷺ дал им, подобно мужчинам, из плодов земли: что касается определения для них доли самой земли, то этого не было[6].
В хадисе Абу Дауда[7] говорится, что перед битвой женщины из племени Гыфар сказали: «О посланник Аллаха, мы желаем выступить в Хайбар, мы будем лечить раненых и помогать мусульманам, насколько это возможно». Он ответил: «С благословением Аллаха»[8].
София, дочь предводителя иудеев Хайя ибн Ахтаба, была в числе плененных женщин Хайбара и оказалась в руках одного из сподвижников. Пророк освободил ее и женился на ней[9].
Когда все успокоилось, жена Саляма ибн Мишкама преподнесла сподвижникам в качестве дара жареного барашка, в которого она добавила яд. Зная, что Пророк предпочитает ножку барана, больше всего яда она добавила именно туда. Пророк откусил часть барашка и выплюнул: «Воистину, эта кость сообщает мне о том, что отравлена». Вместе с ним находился Бишр ибн аль-Бара’[10], который уже успел проглотить кусок. Вероломную женщину привели к Пророку, она признала свою вину и сказала ему: «Ты причинил моему народу явный урон. Если ты стремишься к власти, то мы избавились бы от тебя. Если же ты являешься пророком, то был бы оповещен». Пророк простил ее, однако же Бишр скончался от отравления[11]. Приводится версия, согласно которой было осуществлено возмездие, есть версия, что она уверовала и была прощена.
Иудеи Хайбара продолжали обрабатывать землю за половину плодов, однако неприязнь к мусульманам толкала их на вероломные поступки. В частности, они напали на одного из ансаров. Cломали обе руки ‘Абдуллаху ибн ‘Умару в период правления его отца. Тогда ‘Умар собрал людей и обратился к ним: «Посланник Аллаха выстроил отношения с жителями Хайбара так, что если мы пожелаем, то изгоним их. Они преступили границы дозволенного, сломав руки ‘Абдуллаху. Нам также стало известно о нападении на одного из ансаров. Мы не сомневаемся, что у нас здесь нет иного врага, помимо них. У кого есть имущество в Хайбаре, пусть заберет его. Поистине, я буду изгонять иудеев». И он изгнал их[12].
Нет сомнения в том, что поражение жителей Хайбара подорвало их военный потенциал на полуострове. Пришли иудеи местности Фадак, прося безопасности. Также было сражение с иудеями в местности Вадиль-Кура после того, как они были призваны в Ислам. Посланник Аллаха сообщил им, что если они покорятся, то защитят свою кровь и имущество, а спрос с них будет только перед Аллахом. Однако же когда они отказались, завязалось сражение и наутро долина иудеев пала. Покорились иудеи местности Тейма’.
Ислам утвердил свою власть на этих землях, после того как некоторое время их населяли иудеи, жившие здесь как желали. Из этих битв и последующего изгнания иудеев с этих земель следует назидание: земля принадлежит лишь Аллаху, и Он дает ее тому, кому пожелает. Он не вырывает земли у какого-либо народа и не передает в наследство другому с каким-то пристрастием. Однако народ, который проявляет порочность, непокорность и неблагодарность по отношению к благам, лишается их впоследствии — они передаются тем, кто воздает за них хвалу Всевышнему. И народ, который проявляет надменность и высокомерие по причине своей свободы, в скором времени ее теряет. Их права оказываются в руках других, и те управляют ими как пожелают.
Этот закон обернулся в тот период против сынов Исраиля, когда они нарушили Тору и последовали за своими прихотями. Этот закон распространился и на мусульман в тот день, когда они погрязли в порочности и отвергли правильный путь, который им был дарован.
«Подобным образом карает Господь селения [народы, государства, цивилизации], наказывая их тогда, когда они [уже до мозга костей] пропитываются грехом [не осознают его и даже желания не имеют исправиться]. Поистине, Его наказание болезненно и сурово» (Св. Коран, 11:102).
Воистину, жизнь переменчива: в ней есть место движению то вперед, то назад, то нападению, то отступлению. Поверхностный взгляд на историю человечества показывает, что первенство закрепляется за каким-то народом не иначе, как с появлением другого, готового его выхватить. Цивилизации, которые господствовали, схожи с морскими волнами. Они то возносятся, то сходят на нет при ударе о берег,
и нет преград вновь с приливом им подняться и достичь апогея, чтобы в последующем вновь лишиться своей силы.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Там же. Т. 9. С. 241, хадис № 18424.
[2] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 2. С. 342.
[3] Хашрадж ибн Зияд ан-Наха‘и — один из передатчиков хадисов.
[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 37. С. 21, хадис № 22332.
[5] Абу аль-Фида’ ‘Имадуд-дин Исма‘ил ибн ‘Умар ад-Димашки, более известен как Ибн Кясир (700–774 гг. по хиджре) (1301–1373 гг. по григор.) — известный мусульманский ученый-правовед, хадисовед, законовед, историк из Сирии. Является толкователем Корана и автором выдающегося труда «Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым».
[6] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 313.
[7] Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани, более известен как Абу Дауд (201–275 гг. по хиджре) (817–889 гг. по григор.) — известный богослов-хадисовед. С раннего детства получал знания по мусульманскому богословию, посетил все научные центры того периода. Стал имамом хадисоведов своего времени. Умер в Басре. Его главный труд «Ас-Сунан» входит в шестерку основных сводов хадисов.
[8] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 2. С. 570, хадис № 4111.
[9] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 8. С. 45, хадис № 8606.
[10] Бишр ибн аль-Бара’ — сподвижник из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Присутствовал во время второй присяги при ‘Акабе. Вместе с Пророком принимал участие в битвах при Бадре, Ухуде, в битве У рва, Худайбийи и Хайбар. Скончался в 7 г. по хиджре (629 г. по григор.) после отравления ядом, предназначенным для Пророка.
[11] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 345.
[12] См.: Муснад Ахмад. Т. 1. С. 251, хадис № 90.