Пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста — временное лишение себя определенных благ, как форма поклонения Господу и выполнение Его велений.
«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными.
Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни][1], должны накормить бедняка[2]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!
Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» (Св. Коран, 2:183–185).
«Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас…»
Заповедь о посте была одним из важных установлений, данных Господом Моисею и Иисусу. В иудейской традиции существует практика сорокадневного поста по примеру Моисея, который до получения скрижалей Завета «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Втор., 9:9). Этот же пост соблюдал Иисус, начиная свое пророческое служение (Мф., 4:2).
В отличие от исламского поста в месяц Рамадан, предполагающего не только полный отказ от пищи от рассвета до заката, но и иные установления, в современной христианской традиции пост подразумевает лишь определенные ограничения в пище. Например, в православном христианстве пост бывает нескольких видов: очень строгий (употребление только сырой растительной пищи), строгий пост (употребление всякой вареной растительной пищи с растительным маслом), обычный пост (помимо того, что едят в строгий пост, можно есть и рыбу), ослабленный пост (употребление любой пищи, кроме мяса). Самым важным в Христианстве считается Великий пост, который продолжается семь недель и относится к категории строгого поста.
Что касается соблюдения иудеями и христианами иных, добровольных, постов (например: пост по случаю смерти кого-либо, по случаю разрушения Иерусалимского храма, Рождественский и Успенский посты и т. д.), то такие практикуются и в исламской традиции. Например, пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа), день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) и т. д.
«Возможно, вы будете богобоязненными»
На протяжении всего своего жизненного пути верующий должен вести праведный образ жизни, хотя бы стараясь, прикладывая усилия для изменения себя в лучшую сторону [3]. Благословенный месяц Рамадан, наиболее способствующий этому, необходимо проводить в посте, стремлении совершать богоугодные дела, благодаря при этом Творца за предоставление такой возможности.
Если человек, по милости Всевышнего, застал Рамадан в добром здравии, он обретает возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности, обязуясь исполнять то, что заповедовал Господь [4]. Не нужно бояться обратиться к Нему с покаянием, сколь бы великими ни были наши грехи. «Поистине, Всевышний Всепрощающ, Всемилостив» [5].
Рамадан — месяц поста, милости и прощения. Простим же каждого, кто причинил нам зло словом или делом:
«И устремляйтесь (спешите) к прощению от вашего Господа и к Раю, широта которого — небеса и Земля [6], Раю, уготованному для богобоязненных людей. [Прощение и райская обитель уготованы для тех] кто (1) расходует [на пути Господа] и в радости, и в горе, (2) подавляет (сдерживает) чувство гнева (раздражения, ярости) и (3) умеет прощать. Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит делающих добро» (Св. Коран, 3:133, 134).
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им» [7].
Известно, что посланник Господа проводил ночи Рамадана, читая Священный Коран, вникая в его сокровенный смысл. Всем нам следует стремиться наполнить часы этого месяца чтением Священной Книги, являющейся напоминанием о важном и ценном.
Несомненно, месяц Рамадан является временем проявления щедрости и милосердия. Следует прилагать усилия к наиболее искреннему проявлению этих качеств в своих поступках и деяниях. В хадисе сообщается: «Посланник Господа был наищедрейшим человеком. И щедрее всего он был в [месяц] Рамадан…» [8]
Этот месяц дарует две радости. По этому поводу пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «У постящегося две радости: одна — когда он разговляется, другая — когда предстанет пред Всевышним [в Судный День] и порадуется за соблюденный им пост» [9]. Первая радость — когда наступает время разговения и становится дозволенным запрещенное в светлое время дня: вкус воды, еды ощущается подобно тому, как открывается для нас заново во всем своем великолепии. Под второй радостью в хадисе подразумевается радость, которую человек, соблюдавший пост в земной жизни, испытывает в Судный День, когда воздастся ему за дела мирские.
В чем же польза поста? Она многогранна. Пост полезен в духовном и социальном плане, а также с точки зрения медицины. Постящийся человек становится богобоязненным, исполняет то, что повелевает Всевышний, отказывается от запретного. Тем самым постящийся спасает себя от наказания Ада и обеспечивает себе благополучие в этой и в вечной жизни. Пост вырабатывает силу воли, приучает к преодолению трудностей, отказу от порочных привычек и страстей. В период поста человек учится контролировать себя. При этом постящийся осознает милость Всевышнего к нему, ибо, ощутив голод и жажду, затем, утолив их, понимает, насколько милостив Господь. Одновременно происходит побуждение к благодеянию в отношении бедняков и нуждающихся: острее осознается их обездоленность, изыскивается возможность оказать им посильную помощь [10].
Особенно важно осознание того, что постящиеся равны пред Господом и отличаются лишь степенью богобоязненности [11], духовной наполненности внутреннего мира и умением стремиться, достигать, преодолевать и не бояться, делая это не в угоду другим, а пред Богом, Господом миров.
Более того, пост содействует единению людей — ведь они и постятся, и разговляются одновременно, ищут возможности для совместного совершения добрых дел, угодных Всевышнему. Состояние спокойствия, умиротворения и благожелательности, которое человек обретает в дни месяца Рамадан, у многих сохраняется и в последующий период [12].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас.
[2] «… Из среднего [обычного достатка], чем вы кормите вашу семью» (см.: Св. Коран, 5:89).
[3] «Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82); «Скажи: «Я уверовал в Аллаха (в Бога)», затем будь правдивым, честным (следующим верному пути)» (хадис от Суфъяна ибн ‘Абдулла ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др.). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 382, хадис № 6143, «сахих».
[4] «Воистину, Аллах (Бог, Создатель, Творец всего сущего) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми, благородными [в поступках] и щедрыми к близким [хотя бы на доброе слово]. Запрещает вам излишества (распутство, разврат) [совершение прелюбодеяния], аморальное [с точки зрения здорового человеческого восприятия; порицаемое, отвратительное, скверное, дурное, постыдное] и [запрещает] притеснение, покушение [на честь, жизнь и имущество других]. Назидает вам, так прислушайтесь же!» (Св. Коран, 16:90).
[5] См.: Св. Коран, 2:235, 3:89 и т. д.
[6] То есть просторы его невероятно огромны.
«Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 140, хадис № 2315, «хасан».
[7] Хадис от Сахля ибн Му‘аза; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи, «хасан». См., например: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12. С. 111, хадис № 4317; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 3. С. 89, хадис № 5088.
[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1902; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 1/1223.
[9] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 141, хадис № 1904.
[10] Ср., например, ветхозаветную заповедь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис., 58:6, 7).
[11] «О люди! Мы [говорит Господь миров] создали вас из мужчины и женщины [Адама и Евы] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).
Пророк Мухаммад говорил: «Мусульмане — братья. Нет преимущества одного над другим, кроме как в богобоязненности» (хадис от Хабиба ибн Хараша; св. х. ат-Табарани, «хасан»). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 551, хадис № 9211.
«Богобоязненность [набожность] — это качество человеческой натуры, которое ведет к приверженности приказам и заветам Господа и отказу от того, что запретно и грешно пред Ним». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 141.
Ср.: «…человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар., 16:7).
[12] С точки зрения медицины пост полезен, поскольку оказывает благотворное влияние на здоровье человека: во время поста нормализуется работа желудочно-кишечного тракта, выводятся шлаки из организма, снижается вес и т. д. Неоценимо влияние поста на нервную систему и работу сердца. У постящегося значительно сокращается количество отрицательных эмоций, стрессов.