Вопрос. Я проживаю в одном из небольших городов России. В нашей мечети есть прихожане следующие в религиозной практике как ханафитскому мазхабу, так и шафиитскому. Как известно, у коренных народов России, испокон веков исповедующих ислам, распространены именно эти два мазхаба. Вопрос мой касается молитвы приветствия мечети: можно ли совершать ее во время пятничной проповеди, когда имам уже читает проповедь, стоя на минбаре?
Ответ. Вы верно отметили относительно двух наиболее распространенных в России мазхабов, ханафитского и шафиитского. Так вот, в соответствии с мнением ученых ханафитского мазхаба во время пятничной проповеди молитва приветствия не совершается. Они обосновывают это аятом из Корана. А ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что ее можно совершить во время проповеди. Обосновывают они это хадисом, подчеркивая, что одно другому не мешает. Оба мнения канонически верны. Следуйте мазхабу, которого вы придерживаетесь в религиозной практике. Это не обязательно, но помогает упорядочить действия и быть более дисциплинированным.
Обоснование. Есть хадис, в котором говорится о том, что во время одной из пятничных проповедей, проводимых пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), в мечеть зашел некий мужчина по имени Суляйк. Пророк спросил его: “Совершил ли ты молитву?” Тот ответил: “Нет”. Тогда Пророк сказал: “Встань и соверши два ракяата [приветствия мечети]”[1]. Данный хадис использовался как главный аргумент в пользу желательности (сунна) совершения двух ракяатов при входе в мечеть даже во время пятничной проповеди.
Другая часть ученых иначе трактует этот вопрос и приводит около 11 возможных пояснений (та’виль) хадиса, опираясь на аргументы из Корана и Сунны. Одним из таких аргументов является коранический аят, в котором говорится: “Если читается Коран [на языке оригинала], то пребывайте в молчании[2] и [внимательно] слушайте его, возможно, вас окутает Божья милость” (Св. Коран, 7:204). Так как в проповеди цитируются аяты Корана, то необходимо молча слушать имама-хатыба (проповедника). Комментируя хадис, богословы напоминают также обстоятельства, при которых Пророк произнес данные слова. Они указывают на то, что это было сказано в конкретной ситуации и касались эти слова сугубо одного человека — Суляйка. Известно, что в тот момент он пребывал в крайне затруднительном материальном положении. Велев ему совершить два ракяата молитвы, Пророк тем временем призвал присутствующих в мечети оказать Суляйку помощь[3].
Оба вышеприведенных мнения канонически обоснованы.
О необходимости на уровне сунны, то есть желательности совершения молитвы приветствия даже во время пятничной проповеди, говорили такие известные богословы, как аш-Шафи‘и, Ахмад, Абу Саур и др.
На недопустимость совершения этой молитвы во время проповеди указывали Абу Ханифа, Малик, ас-Саври, ал-Лейс, ан-Наха‘и, многие из сподвижников Пророка и богословы следующего после них поколения мусульман (таби‘ун)[4].
Все это касается двух ракяатов молитвы приветствия мечети[5]. К тому же важно заметить, что совершение любой иной молитвы во время пятничной проповеди (точнее, с самого начала восхождения имама на минбар) запрещено (харам), в чем сходятся мнения всех без исключения ученых-богословов[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 276, хадис № 930; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 337, хадис № 55–(875); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 517, хадис № 930; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 271, хадис № 1223; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 641, хадис № 12/423.
[2] Основная часть мусульманских ученых (джумхур) отнесла данное требование ко временам Пророка, когда формировалось Священное Писание, а также к случаям чтения Корана вслух в молитвах-намазах, на проповеди и торжественных мероприятиях. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 242.
[3] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 518, пояснение к хадису № 930; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 272.
[4] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 271, 272, пояснение к хадису № 1223.
[5] Подробнее о молитве приветствия мечети см.: https://umma.ru/molitva-privetstviya-mecheti.
[6] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 74; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 642; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1318.


