Деление наследства в Исламе

В Коране сказано:

«Повелевает вам Аллах (Бог, Господь) [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам[1]. Если же [у покойного или покойной остались две] и более дочерей [а сыновей нет], то им [передаются] две трети [всего наследства]. Если же [у покойного или покойной из детей лишь] одна дочь, то ей — половина [всего наследства]. [Если у покойного или покойной лишь один сын, а дочерей нет, то он забирает все (после того, как обязательные отчисления будут произведены другим близким родственникам); если сыновей двое, а дочерей нет, тогда они забирают пополам все оставшееся после раздачи фардовых (обязательных) распределений.]

Если же [у покойного, покойной остались] родители, то каждому из них [передается] шестая часть из оставленного [и это в том случае], если у него [у покойного или покойной] есть дети. Если же детей нет, а родители есть, тогда матери [покойного передается] треть [наследства]. В случае же, когда есть братья [или сестры, двое или более] у него [у покойного или покойной], тогда матери — шестая часть. [Если у покойного лишь один брат или одна сестра, тогда матери покойного передается треть наследства.]

[А распределение наследства между родными покойного начинается] после передачи соответствующих материальных ценностей согласно завещанию [если таковое имеется, но размер выплат по нему не может превышать одной трети от всего наследства] и после уплаты долгов. [Выплата долгов крайне важна для положения покойного в период ожидания Судного Дня и в вечности, даже если исполнение финансовых обязательств усопшего (письменно оформленных при свидетелях) оставит наследников и тех, кому было что-то завещано, ни с чем[2].]

Вы не знаете, кто вам ближе (дороже) — ваши родители или дети. [Упомянутые формы распределения наследства возведены] Аллахом (Богом, Господом) в ранг обязательного [независимо от того, к кому и как вы относитесь, кого любите больше, а кого — меньше].

Воистину [и нет сомнения в этом] Господь в полной мере обо всем осведомлен [ничто нельзя сокрыть от Него] и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 4:11).

Светские законы современных государств не вполне соответствуют изложенному в Священном Писании принципу распределению наследства. Поэтому наиболее последовательным в исполнении мусульманских правил и законов людям стоит составить юридически правильно оформленное завещание по «коранической схеме». Те, кто не позаботился, могут спровоцировать судебные разбирательства между наследниками, если часть из них будет придерживаться толкования распределения по Корану, а другие — по светским законам. Выиграют в суде последние.

*

«Вам [мужьям в качестве наследства] — половина из того, что оставляют жены [покидая бренный мир], если детей у них нет. Если же дети есть [от вас они или от предыдущего мужа, неважно], тогда — четверть из того, что они [ваши жены] оставили. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойной].

Им же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов. [Если жен больше одной, тогда между ними поровну распределяется четвертая часть (если нет детей) или восьмая часть (если есть дети).] <…>

Все это — повеление от Аллаха (Бога, Господа) [следовать вам этому обязательно и необходимо]. Он — Всезнающ и Терпелив [сразу не наказывает людей, дает им возможность раскаяться и исправиться]. Это [упомянутые в аятах положения о распределении наследства, оставленного покойным] — границы Аллаха (Бога, Господа) [которые следует знать, не переступать и которых следует придерживаться]. Кто покорен Ему (Богу, Господу) и Его посланнику, того введет Бог в райские обители, возле которых текут реки, и пребудут они там вечно. Это [достижение невообразимого и непостижимого по мирским меркам] — великий успех (триумф)» (Св. Коран, 4:12, 13).

*

«У тебя [Мухаммад] просят богословского разъяснения, скажи: «Господь дает вам разъяснение по [наследственным вопросам] того, кто умер, а среди его наследников нет ни родителей, ни детей: если у покойного нет детей, но есть сестра [родная или сводная по отцу], тогда ей половина его наследства. Брат также наследует от своей сестры, если у нее нет детей. Если у покойного остались две сестры, то им две трети из того, что он (их покойный брат) оставит. Если же у покойного будут наследниками братья и сестры, тогда они забирают все наследство из расчета: представителям мужского пола в два раза больше, чем представительницам женского. Аллах (Бог, Господь) растолковывает вам, чтобы вы не впадали в заблуждения [не путались, не ссорились]. Он обо всем сведущ» (Св. Коран, 4:176).

Мусульманские ученые единодушны в том, что данный аят говорит о наследовании между родными братьями и сестрами и теми, которые являются сводными братьями и сестрами по отцу. Важно отметить, что если у покойного (покойной) остался сын, тогда сестра покойного (покойной) ничего из наследства не получает. Но если у покойного (покойной) осталась дочь и одна сестра (а родители уже умерли), тогда они делят наследство пополам.

«Брат также наследует от своей сестры, если у нее нет детей». Он забирает все оставшееся после распределения всех обязательных долей, о которых упоминалось в аятах ранее, но это в том случае, если среди наследников нет не только детей, но и родителей. Повторюсь, что здесь говорится лишь о родном брате и сводном по отцу. Братья по матери получают лишь одну шестую часть и не более[3].

Относительно же сводных братьев и сестер по матери сказано:

«Если же у покойных мужчины или женщины нет ни детей, ни родителей, но есть [сводные] брат или сестра [по матери], то любому из них — шестая часть [от всего наследства, если один брат или одна сестра]. Если же их [братьев и сестер по матери] будет больше [двое и более], то между ними ровно распределяется треть [наследства, то есть одинаково между мужчинами и женщинами]. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойного, покойной], без нанесения вреда [например, когда завещается треть наследства кому-то не из благих побуждений, а с намерением навредить наследникам; или когда приходят к родственникам умершего с требованием выплаты его долгов, которых на самом деле у него не было]» (см. Св. Коран, 4:12).

*

На первом этапе формирования мусульманских канонов во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) допускалась ранее укрепившаяся традиция братания людей, которая подразумевала, что в случае смерти одного из побратимов они участвуют в распределении наследства друг друга, получая одну шестую его часть. Этих людей не объединяли родственные связи. Закрепляли они такой договор соответствующими клятвами. После ниспослания аята («у каждого [свои] наследники [родные и близкие]») упомянутое положение дружеских договоренностей о доле в наследстве было отменено, но с тем, что ранее данные клятвы и обещания должны быть выполнены:

«У каждого [свои] наследники [родные и близкие], получающие часть наследства из того, что оставлено [покойными] родителями или родственниками. Тем же [посторонним, не из числа родственников], кому вы поклялись ранее [что включите их в число наследников], дайте их удел. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является свидетелем всему» (Св. Коран, 4:33).

Некоторые ученые-богословы, поясняя данную часть аята, сказали, что она не отменена аятами, где говорится о первостепенности родственников в получении наследства, а несет самостоятельный смысл, подкорректировавший традицию: в Исламе возможна передача в форме завещания одной трети наследства в пользу кого угодно, тем более если имели место быть договоренности, обязательства и клятвы.

Ответы на вопросы о делении наследства в Исламе

Как распределяется наследство, если у покойного остались мама, брат, жена и две дочери?

Первым делом необходимо расплатиться с долгами покойного и узнать, не оставил ли он завещания (не более одной трети наследства) в пользу кого-либо.

Мама покойного получает одну шестую часть наследства (см. Св. Коран, 4:11). Жена — одну восьмую (см. Св. Коран, 4:12). Две дочки — две трети от всего наследства (см. Св. Коран, 4:11). Если что-то остается, то это получает брат покойного.

Как распределяется наследство, если у покойного осталось трое детей (два мальчика и одна девочка), жена, мать и три сестры?

Необходимо расплатиться с долгами, узнать, не оставил ли покойный завещания.

Мама покойного получает одну шестую часть от всего наследства. Жена — одну восьмую. Все оставшееся после долей матери и жены передается детям. Если они не достигли совершеннолетия, то это передается тому, кто содержит их и воспитывает. Обычно таковой является их мама, то есть жена покойного. Она имеет полное право по мере необходимости тратить на детей их долю. В Коране сказано: «И испытывайте сирот [готовьте к самостоятельной жизни], пока не достигнут брачного возраста [пока не станут готовы обзавестись семьей]. Если станет для вас очевидным их взросление [приобретение навыков для самостоятельного распоряжения материальными средствами], тогда полностью передайте им их имущество. Не растрачивайте же его поспешно до их взросления. Кто [из опекающих] богат, тот пусть воздержится [и не трогает принадлежащее сиротам], кто же беден, тот пусть если и возьмет, то лишь необходимое [на минимум пропитания и одежды, что будет платой за его опеку]. Когда будете передавать сиротам [по достижении совершеннолетия и благоразумия] их имущество [хранившееся у вас временно], то пусть присутствуют свидетели при этом процессе [пусть пройдет это официально при свидетелях]. И достаточно [после всего упомянутого] Божьей осведомленности обо всем и очевидности ответа пред Ним за дела и поступки [если завершили вы опекунские обязанности благородно и по чести]» (Св. Коран, 4:6).

Когда дети достигнут совершеннолетия и будут в состоянии разумно и правильно распоряжаться материальным достатком, то все оставшееся от их доли будет передано им из расчета: каждому мальчику в два раза больше (по две пятые части каждому), чем девочке (одна пятая часть от всего) (см. Св. Коран, 4:11).

Сестры от наследства их брата в данном случае ничего не получают.

Я разведен. Дочь живет с бывшей женой. Я женился второй раз. Как распределяется наследство в случае моей кончины между матерью, женой, дочерью и бывшей супругой?

Мама ваша получает одну шестую часть от всего наследства. Жена получает одну восьмую часть, так как у вас есть дочь, независимо, от первого она брака или от второго. Дочь получает половину наследства (см. Св. Коран, 4:11). Оставшееся не забирается кем-либо из них, а распределяется далее между ними в таких же пропорциях[4].

Бывшая жена ничего не получает, так как вы разведены и живете отдельно.

Как распределяется наследство, если у покойного остались жена, дочь, сын, бывшая жена и дочь от первого брака?

Всегда первым делом расплачиваются с долгами покойного и узнают, не оставил ли он завещания в пользу кого-либо (не более одной трети от всего наследства).

Бывшая жена ничего из наследства не получает, так как была разведена с покойным. Вдова получает одну восьмую часть. Все оставшееся передается детям из расчета — мальчику в два раза больше, чем каждой из девочек (см. Св. Коран, 4:11). То есть все оставшееся после передачи части второй жене делится пополам. Одна половина отдается сыну, а вторая распределяется поровну между двумя дочерями.

Если дети не достигли совершеннолетия, то доля их передается тому, кто содержит их и воспитывает. Обычно это мама. Она вправе тратить на детей из их доли. Когда дети достигнут совершеннолетия, она передаст им оставшуюся часть.

Передается ли доля наследства ребенку, который взят из детдома? Если да, то какая?

В Исламе приветствуется взятие сироты для опеки и воспитания, но полноценного усыновления при этом не происходит. Первостепенны в данном вопросе стабильность и целостность семьи. Ребенок, взятый из детдома, не берет фамилию своих опекунов. За ним сохраняется фамилия настоящего отца и отчество. Это четко оговорено в Коране[5]. Одной из причин тому является отсутствие кровного родства. Когда приемный ребенок достигает совершеннолетия, он постепенно выводится из семейного круга опекающих его.

Что касается деления наследства, то он не участвует в этом внутри семьи, приютившей его. Если опекуны хотят передать ему часть наследства, то они имеют такое право в размере не более одной трети наследства, которой умирающий может распорядиться по своему желанию в адрес кого-либо, даже не являющегося родственником[6].

Какие права на наследство имеет ребенок, зачатый вне брака, если родители до его рождения совершили никях и раскаялись в содеянном? Имеет ли смысл рассказать ребенку о ситуации, так как показания родственников мужа о несоответствии времени зачатия и никяха могут нанести ему психологическую травму?

Просмотрев в богословской литературе темы, связанные с вашей проблемой, могу кратко ответить так: ребенок имеет полное право на участие в делении наследства, так как известны его мать и отец, ставшие (пусть с некоторым опозданием) законными мужем и женой.

Думаю, что информировать ребенка об этих подробностях прошлого не имеет ни смысла, ни пользы.

Что касается родственников, то сторонитесь тех из них, кто завидует и сплетничает.

В Коране сказано:

«И [удаляюсь, с Твоей, Господи, помощью] от зла завистника, когда тот завидует [черной завистью, желая другому разрушения и уничтожения, лишения благ и благополучия]» (Св. Коран, 113:5).

В Коране также сказано: «Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]»[7], даже если это отрицательное качество присуще данному человеку. Если же то, что вы говорите в его адрес, на самом деле отсутствует, то это еще хуже, так как является уже ложью и клеветой.

Пророк Мухаммад как-то спросил у своих сподвижников: «А знаете ли вы, что такое аль-гыйбэ (злословие, хула)?» Те ответили: «Всевышнему и Его посланнику лучше известно». — «Гыйбэ — это когда говорят о другом [в его отсутствие] то, что ему не понравится», — сказал Пророк. Один из слушающих спросил: «А если то, что я говорю о нем, характерно для него [действительно присутствует в нем]?» Посланник Божий ответил: «Если то, что ты говоришь в его адрес [в отсутствие этого человека], на самом деле есть в нем, то это [произнесение того, что ему не понравится] и есть гыйбэ [греховное злословие]. А если оно отсутствует, тогда это — бухтан [клевета, ложь, что значительно пагубнее]»[8].

Игнорируйте сплетни, будьте выше этого. Соглашусь, на такое способны лишь сильные личности, знающие смысл собственной жизни и превращающие ее в череду шедевров через кропотливый, сосредоточенный на главном, ежедневный труд. Ваши дети также результат этого труда.

1. Можно ли в качестве махра (свадебного подарка) жене давать не только имущество, но и имущественное право, которое возникнет у нее в будущем (отлагательное условие в терминах юриспруденции)?

2. Может ли жена-немусульманка наследовать мужу-мусульманину и наоборот? Я знаю, что немусульманин не может наследовать за мусульманином и, наоборот, относится ли это и к жене?

3. Я являюсь единоличным собственником квартиры, в которой живут мои жена-немусульманка и сын. Если жена не имеет права наследовать за мной, я составлю завещание, где все передам сыну. В то же время моя жена не работает, следит за домашним хозяйством, и если она ничего не получит, то окажется несправедливо обделена и обижена. При этом рисковать, оформляя на нее права на квартиру, сейчас я не хочу. Могу ли я оговорить жене такой махр (дополнить его), что она получит имущественное право на часть квартиры после моей смерти? То есть будет ли это правильным по шариату? А по российскому законодательству это будет выражено в том, что я включу ее в свое завещание вместе с сыном. Или же я обязан составить именно шариатское завещание? И как поступить, чтобы все было правильно по шариату, не оставить это на усмотрение безбожного законодательства? Умар.

1. Такое возможно.

2. Мусульманин от родственника-немусульманина может наследовать, а наоборот — нет. К сожалению, нет возможности это подробно расписывать, но можете поверить достоверности и обоснованности информации[9].

3. «Могу ли я оговорить жене такой махр (дополнить его), что она получит имущественное право на часть квартиры после моей смерти?» Да, вы можете так поступить. По мусульманским канонам вы имеете полное право распоряжаться по своему усмотрению 1/3 частью (может быть меньше, но не более 1/3) наследства в виде завещания. Оставшаяся часть наследства делится между вашими наследниками. То есть все остальное унаследует ваш сын.

В реалиях российского законодательства вам нужно заблаговременно побеспокоиться о документальном оформлении описанного вами.

Скажите, пожалуйста, как разделится оставленное имущество после смерти отца, если у него три сына, двое из которых уже умерли, и у одного из сыновей остались дочь и сын, у другого — два сына? Двум сыновьям он завещал дом. Абдулла.

Если у данного человека больше нет никого из близких родственников (например, жена или его родители), тогда все наследство делится поровну между живыми сыновьями. Если из трех его сыновей на момент смерти отца живым был лишь один, тогда он забирает все. Внуки, ничего не получают[10]. Им может быть завещано не более 1/3 от общего наследства. Оставляющий наследство распоряжается (имеет право распорядиться) этой 1/3 частью по своему усмотрению.

Что касается дома, то повторюсь, что человек, оставляющий наследство, не имеет права свободно по своему усмотрению распоряжаться тем, что больше 1/3 от общего наследства. Оно (наследство) распределяется в соответствии с четко прописанными в Коране пропорциями.

В наследство человек оставляет только свою долю или совместно нажитую? Например, если муж и жена являются собственниками квартиры, и жена умирает, ее доля должна делиться между мужем, детьми и обоими родителями? Зара.

В наследство человек оставляет только свою долю, то, что принадлежит непосредственно ему.

Например, жене принадлежит все то, что ей подарил муж (по мусульманской традиции при бракосочетании жених дарит невесте очень дорогой свадебный подарок, например, недвижимость), и ее родные, близкие, а также все то, что она сама купила из движимого и недвижимого имущества. Таков расклад, если в семье зарабатывает лишь муж, а жена занимается детьми и домашним хозяйством. Если же они оба зарабатывают и совместно инвестируют заработанные средства, тогда им следует иметь бумагу, где было бы прописано, кому из них где и что принадлежит. Просто сесть и совместно написать такую бумагу, подписать ее и положить в папку с документами. В идеале хорошо бы иметь юридически грамотно оформленные и заверенные бумаги и документы, которые могут пригодиться как в момент возникновения внутрисемейных споров (на случай, например, охлаждения отношений между супругами, появления любовников (любовниц) или недоверия; развода), а тем более в случае внезапной смерти одного из них.

В своей практике работы имамом мечети многократно сталкивался с ситуациями, когда отсутствие документального оформления долговых и каких-либо иных коммерческих отношений приводило к серьезным проблемам, особенно на этапе появления хорошей прибыли или возникновения конфликтов из-за неожиданно возникшей личной вражды и неприязни.

В описанном вами случае доля жены делится между мужем, детьми и родителями.

Мой дед живет один. Имеет сына, дочь и трех родных внуков (два по линии дочери и один по линии сына). Он составляет завещание, что все имущество (приватизированная квартира) достается его дочери, но она умирает. Кто в таком случае является прямым наследником? Его сын или внуки по линии дочери?

Распределение имущества покойного (например, вашего деда) производится после его смерти и среди тех родных, которые живы и имеют право наследования от него.

Завещать он (покойный) может не более 1/3 своего наследства. Остальное распределяется строго по канонам. Оставшееся после передачи завещания делится на три части: две — сыну покойного, а одна — дочери. Но дочь, как вы пишете, умерла до его кончины. А потому все передается сыну. Что касается детей дочери, то дед может какую-то часть наследства передать им в качестве завещания, но она должна составлять не более одной трети всего его наследства.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] С точки зрения мусульманской этики девочка, девушка, женщина постоянно находятся под опекой кого-то из родных ей мужчин: отца, брата, дяди, мужа и т. п. Юноша же и мужчина обязаны работать, зарабатывать и обеспечивать всех, кто находится на их попечении из числа родных, а это — родители, незамужние сестры, жена, дети и т. д. Этим обусловлено то, что принцип деления наследства между братьями и сестрами построен повелением Творца именно таким образом.

В современных реалиях распространенными являются одинаковые условия старта и отсутствие внешней поддержки как для дочерей, так и для сыновей — они на равных выходят из семейного очага, учатся, строят карьеру. Можно также встретить случаи, когда дочь вносит больший вклад в формирование семейного капитала, нежели сын из-за, например, вредных привычек либо элементарной лени последнего. В такого рода ситуациях уместным для родителей может быть уравнивание наследуемого детьми через завещание (не более 1/3 от всего наследства), которым каждый из родителей может распоряжаться по собственному усмотрению. Безусловно, такое решение должно быть согласовано с каждым из тех, кто получает в обязательном порядке определенную Кораном долю от его наследства.  И лучше, если согласие каждого из наследников будет оформлено письменно, дабы минимизировать вероятность конфликтов и разбирательств после смерти завещателя.

[2] Но все же первостепенным и в ряду того, на что может быть потрачена часть оставленного наследства, являются затраты, связанные с приготовлением тела к погребению и с самим погребением покойного. Уважение к человеческому телу (в форме приготовления к захоронению) важнее всего.

[3] Подробнее об этом см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 403–407.

[4] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 8. С. 291, 293–295, 314.

[5] «И если приемных детей вы называете своими сыновьями (дочерями), они таковыми [биологически, генетически] не становятся (Бог не сделал ваших приемных детей родными)» (см. Св. Коран, 33:4).

«Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Богом. А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники) [то есть обращайтесь к ним дружественно, соответственно местной культуре, без упоминания отчества]. Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (Св. Коран, 33:5).

[6] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 7. С. 674, 675.

[7] См.: Св. Коран, 49:12.

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1042, хадис № 70–(2589); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 250, хадис № 1714, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг.Т. 12. С. 121, хадис № 4321; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 540, хадис № 1806.

[9] См., например: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 126–131.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 10. С. 7799.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1