Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Что касается договора достойных, то в нем содержится указание на то, что в жизни — сколько бы ни было в ней темных страниц и каким бы явным ни было зло — всегда есть достойные люди, которые ведомы идеей взаимопомощи и благодеяний. В период джахилии несколько таких человек заключили между собой договор, желая утвердить справедливость и противостоять притеснению. Они стремились возобновить утраченные устои на священной территории.
Ибн аль-Асир передает: «Племена курайшитов заключили договор в доме ‘Абдуллаха ибн Джуд‘ана[1] по причине почтения к нему и его преклонного возраста». Среди них были: род Хашима, род ‘Абдуль-мутталиба, род Асада ибн ‘Абдуль-‘уззы, род Зухра ибн Киляба, род Тейма ибн Мурра. Они пришли к соглашению, что, если найдут в Мекке притесненного жителя или странника, то окажут ему поддержку против того, кто его притеснил, вплоть до восстановления справедливости. Курайшиты назвали договор «Хильфуль-фудуль», что означает «договор достойных».
Пророк был среди засвидетельствовавших договор. Когда Аллах возложил на него пророческую миссию, он сказал: «Поистине, я был вместе со своими дядями со стороны отца свидетелем договора в доме ‘Абдуллаха ибн Джуд‘аны, я не желаю взамен этого договора обладать красными верблюдами. Если бы я был призван к тому договору в Исламе, я бы ответил» [2]. Воистину, радость по причине договора читается в словах посланника Аллаха.
Ярость по отношению к тирану, каким бы ни был он великим, и поддержка притесненного, каким бы ни был он униженным, есть суть религии Ислам. Религия призывает к благому и удерживает от скверного, охраняя границы Аллаха. Ислам обязывает сражаться с несправедливостью, будь то проявленная в правлении народами или во взаимоотношениях людей друг с другом.
Предпосылками к заключению договора стало то, что человек из племени Зубайд продал товар аль-‘Асу ибн Ваилю ас-Сахми[3], но тот отказался заплатить обещанное. Тогда притесненный призвал племя курайшитов на подмогу, но никто не обратил на него внимания. Притесненный чужеземец встал у Каабы и провозгласил на всю округу о своей беде. Аз-Зубейр ибн ‘Абдуль-мутталиб[4] поднялся с места и спросил: «Кто поддержит этого человека?» Собрались представители родов, ранее упомянутых Ибн аль-Асиром. Они отправились к аль-‘Асу ибн Ваилю и забрали у него долг — это произошло после заключения договора.
Аль-‘Ас вел торговлю и часто вовремя не исполнял своих обязательств. Его имя упоминается также в истории с Хаббабом ибн аль-Араттом ─[5]. Как известно, последний был кузнецом, он выковал меч для аль-‘Аса и пришел к нему за платой. Аль-‘Ас ему сказал: «Я не дам тебе ничего, пока ты не отречешься от Мухаммада». Хаббаб ответил: «Я не отрекусь от него, пока Аллах не умертвит тебя и после не воскресит». Аль-‘Ас спросил: «Неужто я умру и буду воскрешен?» Когда Хаббаб ответил утвердительно, аль-‘Ас сказал: «Оставь меня, пока я не умру, воскресну, а затем мне будут даны богатство и дети — вот тогда я и расплачусь с тобой». Относительно этой истории были ниспосланы аяты:
«Ты видел того, кто категорично отрицает Наши знамения и при этом заявляет [в ответ на просьбу верующего о возврате долга], что у него [у этого нахального безбожника, после того как его воскресят (хотя сам он в это не верит)] будут богатства и дети [тогда он и расплатится с мусульманином, которому задолжал].
Неужто он знает сокровенное?! [Не верует, но все же видит себя через тысячи лет выходящим из могилы вместе со своим богатством и детьми?!] Или, может, он договор подписал со Всемилостивым [Творцом]?!
Нет же! [Ничего подобного не будет!] Мы зафиксируем все, что он заявляет, и приготовим для него «хорошее» наказание в Аду.
Все то, что он упомянул [все его достижения, окружение, достаток, накопленный капитал], останется Нам [здесь, на земле, когда он будет уже под нею, и Мы распорядимся ими, определив собственников и наследников]. Этот человек [в Судный День] придет к Нам один-одинешенек [ни детей, ни богатств при нем не будет]» (Св. Коран, 19: 77–80).
Подобных аль-‘Асу в сфере торговли и политики немало — Мухаммад был впереди всех за восстановление справедливости. Приближенные к нему — это те, кто помогает против притеснителей и стоек во вражде с ними.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Абдуллах ибн Джуд‘ан — глава рода Тайм. Был состоятельным человеком в Мекке, освободившим Сухейба.
[2] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 6. С. 596, хадис № 13080.
[3] Аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми — глава рода Сахм племени курайшитов. Был ярым противником Пророка. Является отцом двух известных сподвижников — ‘Амра ибн аль-‘Аса и Хишама ибн аль-‘Аса.
[4] Аз-Зубейр ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими аль-Курайши — глава рода Хашим. Занял этот статус после своего отца. Принял участие в утверждении «договора достойных», что являлось признаком его высоких нравов и праведности. Аз-Зубейр — старший из дядей со стороны отца Пророка.
[5] Абу Яхья Хаббаб ибн аль-Аратт ат-Тамими — сподвижник пророка Мухаммада. Происходил из племени Тамим. Был шестым человеком, принявшим Ислам. Подвергался пыткам со стороны мекканских многобожников. Умер в 37 г. по хиджре (658 г. по григор.).