Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего будет связана с долгом его [отягощена им] до тех пор, пока не будет выплачено за него [то есть покойного]»[1].
В назидание берущим в долг посланник Господа говорил: «Кто берет чужое [в долг, например, заимствует на время денежные средства] с намерением вернуть, тому Аллах (Бог, Господь) поможет [если, конечно же, должник сделает все от себя зависящее, в том числе минимизировав собственные расходы и тратя заимствованное на самое необходимое, именно как чужое, а не свое личное]. А кто берет с намерением потратить [не возвращать], тому Аллах (Бог, Господь) поможет [бесследно] растратить»[2].
Также он сказал: «Если душа [верующего] покидает тело и при этом он чист от высокомерия, воровства и долгов [все, что взял в долг, успел вернуть], тогда он войдет в Рай [после Конца Света и Судного Дня]»[3].
Первоначально посланник Божий отказывался совершать погребальную молитву над теми, за кем остался невыплаченный долг — человек не побеспокоился заблаговременно о его погашении и ничего для этого специально не оставил[4]. Однако необходимо уточнить, что другим он не запрещал совершать ее, а говорил: «Вы сами помолитесь за него». Неучастие Пророка в погребальной молитве над должником являлось резким порицанием оставления за собой невыплаченного долга[5].
Когда же у пророка Мухаммада появился материальный достаток, который неотлагательно тратился им при необходимости на нужды и потребности других, он сам лично стал погашать такого рода задолженности, а также помогать тем, кто остался без кормильца. Он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Кто оставляет имущество, то оно принадлежит его семье [распределяется в соответствующих кораническому тексту пропорциях], кто же оставляет за собою долг или семью без средств к существованию, то обращайтесь ко мне, ибо я первый, кто должен помочь верующим (беспокоюсь о них больше, чем они сами о себе) [я оплачу долги и помогу оставшимся без пропитания]»[6].
Относительно того, что такая форма взаимопомощи должна продолжаться и после него, посланник Господа говорил: «Кто оставляет [после смерти своей] имущество, то оно принадлежит его наследникам. Кто же оставляет долг [за который уже не может рассчитаться], то он на мне [то есть я расплачусь за него], а также на правителях после меня, [и будет выплачиваться] из государственной казны»[7].
*
Приведу риваят[8] из свода хадисов имама аль-Бухари: «К пророку Мухаммаду приносили покойного человека [для проведения погребальной молитвы], у которого был невыплаченный долг. Он уточнял: «Оставил ли покойный то, чем можно расплатиться по долгу?» Если отвечали, что он оставил необходимое для погашения долга, тогда Пророк сам лично совершал над ним погребальную молитву. В противном случае он (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил [рядом находящимся] мусульманам: «Помолитесь за вашего друга».
Когда же Аллах (Бог, Господь) открыл Пророку большие возможности [материального изобилия], он сказал: «Я более заботлив о верующих, чем они сами о себе. Если кто-либо из числа верующих умрет с непогашенными долгами [и нет имущества, с которого можно их погасить], то я сам лично расплачусь за него. Если же человек [умер без долгов и] оставил имущество, то оно распределяется между его наследниками»[9].
*
Все это явно указывает на то, что если человек умер, не расплатившись с долгами и не оставив наследства[10], с которого можно было бы расплатиться с ними, то централизованная выплата, в государственной или общественной форме, возможна[11]. Она производится из закятных средств, так как возврат чужого долга, выплата которого со стороны умершего безнадежна, является одним из восьми направлений расходования закятных средств[12]. В то же время нужно помнить, что выплата долга производится при наличии документального подтверждения долга, которое в свою очередь было записано в присутствии двух свидетелей[13].
Ответы на вопросы по теме
Мой муж оставил после смерти долги. Я составила список и должна по ним выплатить. Некоторые, кому мой муж задолжал, говорят, что можно отдать половину, некоторые прощают долг. Если я выплачу таким образом, будут ли висеть эти долги на моем муже? Х.
Если человек простил переданные им ранее в долг деньги, то покойному за это уже не придется отвечать. Хозяин денег вправе распоряжаться ими так, как пожелает: может запросить все, может — половину, а может и простить.
Мне приходилось давать людям в долг немалые суммы. Они всегда изъявляли желание вернуть мне деньги, однако я сама отказывалась от них, поскольку эти люди — мои близкие. То есть можно сказать, что эти деньги я им подарила. Скажите, пожалуйста, души этих людей после смерти не будут мучиться из-за того, что не вернули мне деньги? Будет ли это считаться долговым обязательством?
Если вы им простили долг, то они мучиться не будут.
Если человек умер в ночь на праздник завершения поста (‘Идуль-фитр), обязаны ли его родственники выплачивать за него закятуль-фитр?
В данном вопросе имеется некоторая тонкость. Большая часть ученых, среди которых и богословы-шафииты, говорит о том, что закятуль-фитр становится обязательным для человека с заходом солнца в последний день месяца Рамадан. Если человек умрет после захода, то необходимость выплаты этой обязательной милостыни за ним сохраняется[14]. То есть родные его должны будут сделать это от имени покойного из его имущества.
Богословы-ханафиты говорили, во-первых, о том, что обязательность начинается с появлением зари в праздничный день, а во-вторых, что обязанность эта снимается с покойного, если он самостоятельно выплатить закятуль-фитр не успел. Родственники могут при желании сделать это от его имени, но не обязаны[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9281, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 260, хадис № 2413, «сахих».
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Ибн Маджа и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 711, хадис № 2387; Ибн Маджа М. Сунан. С. 260, хадис № 2411, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 27.
[3] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 260, хадис № 2412, «сахих».
[4] Если выяснялось, что человек побеспокоился, оставил необходимое для погашения долга, но это еще не успели передать истинному владельцу, тогда Пророк сам лично совершал над покойным погребальную молитву. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 260, хадис № 2415, «сахих».
[5] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 602.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 602; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 660, хадис № 15–(1619), 16–(1619) и 17–(1619); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 27; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 606, хадис № 2095, «хасан сахих».
[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 27; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 602.
[8] Риваят — версия хадиса.
[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 681, хадис № 2298; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 601, хадис № 2298; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 660, хадис № 14–(1619).
[10] Если покойный оставляет наследство, то, прежде чем начать распределение его по родственникам, которое строго регламентировано Священным Кораном и Сунной, с него выплачиваются: а) все материальные расходы, связанные с приготовлением к захоронению и погребением, б) долги покойного, в) завещание (не более 1/3 от оставшейся части наследства). См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 10. С. 7725–7733.
[11] Родственники покойного не несут ответственности за его долги перед другими людьми.
[12] В Коране сказано: «Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
- бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
- нищим [неимущим и обездоленным];
- тем, кто занимается сбором и распространением закята;
- тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
- для выкупа и освобождения рабов;
- на уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
- на пути Господа (фи сабилиль-лях);
- путникам [оказавшимся в затруднительном положении].
Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).
[13] В Коране сказано: «Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок [если между вами выстраиваются некие долговые отношения], то непременно запишите это [на бумаге]. Пусть писарь [к примеру, нотариус, у которого вы документально оформите и заверите финансовые обязательства, или вы сами] справедливо все распишет [не двусмысленно, что может привести в последующем к спорам и разбирательствам, а четко и понятно]. И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Всевышний [как следует].
Пусть напишет, а продиктует ему тот, кто берет в долг [учитывая, что сегодня большинство людей грамотны, обычно нет необходимости прибегать к помощи третьих лиц, а потому пишет расписку тот, кто берет в долг, чтобы, формулируя ее, четко знать, что именно он должен]. Пусть же страшится Всевышнего, Господа своего, и не обманывает даже в малейшем.
Если тот, на кого возлагаются долговые обязательства, глуп [неразумно расточителен] или слаб [немощен физически; слишком молод, очень стар], или не может диктовать [не может самостоятельно продиктовать текст или написать его], то пусть за него сделает это опекун [его доверенное лицо, причем] справедливо [верно все изложив]. И пусть [при этом процессе] будут двое свидетелей-мужчин из числа вас. Если нет двоих мужчин, тогда один мужчина и две женщины из тех, кого вы желали бы видеть свидетелями [заслуживающие доверия]. [Две женщины, потому что] если одна из них забудет, тогда вторая напомнит ей. И пусть не отказываются свидетели [от дачи показаний], когда их пригласят [на разрешение спорной ситуации]. И не испытывайте скуку (не ленитесь) зафиксировать на бумаге долговые отношения, устанавливаемые на определенный срок, вне зависимости от того, много или мало (вне зависимости от суммы долга)! Это наиболее справедливо пред Богом, наиболее правильно с точки зрения свидетельства этого процесса и минимизирует [впоследствии] сомнения (подозрения)» (см. Св. Коран, 2:282).
[14] Среди тех, кто говорит об этом, есть, как было упомянуто, и ученые шафиитского мазхаба. В то же время у богословов-шафиитов есть мнение и о том, что обязательность выплаты не сохраняется, а аннулируется со смертью покойного. Поэтому имам, придерживающийся в религиозной практике шафиитского мазхаба, может поступить в зависимости от обстоятельств. См.: аш-Ширази И. Аль-мухаззаб. В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 303.
[15] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2040–2042.