Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Посланник Аллаха ﷺ был старшим братом для этого верующего сообщества. Он не отличался от них каким-то особым титулом величия. Хадис гласит: «Если бы я выбрал из моей уммы друга, то им был бы Абу Бакр. Однако же братство Ислама лучше»[1].
Высочайший уровень общества периода Пророка ﷺ и его сподвижников — свершившийся и дошедший до нас исторический факт. Но нужно отметить, что истинному братству не взрасти на почве низменности, подлости, невежества, трусости, скупости, алчности, отсутствия любви и уважения во имя Всевышнего. Если бы сподвижникам Пророка не были присущи высокие нравы, правильные качества, если бы они не объединились вокруг достойных принципов, то история не смогла бы запечатлеть крепкое братство между ними во имя Аллаха.
Высота цели, что они видели перед собой, величие примера, что направлял и вел их, все это пробудило в них благородство и достоинство. Поистине, Мухаммад ﷺ был тем, в ком соединилось все самое лучшее и возвышенное, что может быть в человеке. Он был вершиной совершенства, которого только может достичь человечество. И неудивительно, что люди, которые находились под его влиянием, вращаясь на его небосводе и черпая от его света, будут теми, кто живет принципами верности, надежности, открытости, щедрости.
Искренняя любовь подобна чистому источнику — сама находит путь. Ее невозможно насильно извлечь или навязать. Любовь — это результат освобождения от побуждений себялюбия, алчности, скупости и низости.
Эта любовь и братство утвердились и были взаимными между первыми мусульманами, потому что они поднялись, развились, следуя путем Ислама во всех сферах жизни. Они были рабами Аллаха, братьями. Если бы они были рабами своего эго, то одни не оставили бы в живых других.
Пусть же Всевышний удостоит нас высокими нравами, чувством обязательства и ответственности перед обществом.
Приводится красивый по своему смыслу хадис, передающий святость и благодать дружбы во имя Всевышнего. Этот неописуемый уровень труднодостижим. Тем не менее он является вершиной, к которой следует стремиться на протяжении всей жизни. Абу Малик аль-Аш‘ари передает пророческие слова: «О люди, прислушайтесь и призадумайтесь! Знайте, у Всевышнего есть рабы, которые не являются ни пророками, ни шахидами. Однако даже пророки и шахиды будут испытывать к ним белую зависть в вечности за их высокие степени и близость к Аллаху». Тогда один бедуин упал на колени, протянул в сторону посланника Аллаха ﷺ руки и воскликнул: «О посланник Аллаха, люди из числа людей, они не являются ни пророками, ни шахидами. Однако даже пророки и шахиды будут испытывать к ним зависть за их степени и близость к Аллаху, кто они? Опиши их нам». Лицо Посланника засияло от радости, и он ответил: «Они из числа обычных людей, представители разных племен (не отдельного клана, рода или народа). Их не соединяют близкие родственные отношения, но они искренне и от чистого сердца полюбили друг друга ради Всевышнего. В День Воскрешения Аллах установит для них минбар из света, на котором они воссядут, их лица и одежды будут также из света. Все, кроме них, будут испытывать страх в День Суда. Они же будут приближенными к Господу и не познают они ни страха, ни печали» [2].
В хадисе через постижение важности дружбы во имя Аллаха в мирской жизни указывается путь обретения Его милости и защиты от тягот в День Страшного Суда. Молим Всевышнего окружить нас искренними людьми, которые вспомнят о нас в вечности.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.