Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Число мусульман достигало пяти, когда Хаббаб принял Ислам, то есть он стал шестым по счету мусульманином, который внял призыву Божьего посланника ﷺ.
В то время религия распространялась скрытно, и никто из ответивших на призыв последнего Пророка ﷺ не осмеливался явно признаться в этом, остерегаясь неприязни мекканцев. Но Хаббаб, несмотря на то что был рабом и занимался кузнечным делом, и не думал скрывать свою веру. Известие об этом быстро распространилось среди жителей Мекки и дошло до слуха его хозяйки — Умму Анмар, что вызвало у нее смятение и негодование. Вместе со своим братом и группой людей она поспешила в мастерскую своего невольника. Фактически подтвердив для себя услышанное, они обрушили на него свой гнев, избивая руками, ногами и всем, что попадалось под руку из инструментов и кусков железа. Не выдержав града ударов, Хаббаб пал без сознания, обливаясь кровью. Но даже это не смогло сломить его веру.
Увидев такую смелость верующего человека, Мекка содрогнулась от мысли, что вера будет распространяться и принявших Ислам не сломить даже столь жестокими пытками. Собрались уважаемые из числа курайшитов и решили остановить распространение этого вероубеждения на корню. Каждое племя обязалось угнетать и мучить любого, кто в их кругу примет Ислам. И все это с надеждой на возможное отречение от веры. Сиба‘ ибн ‘Абдуль-‘уззе[1] было велено мучить Хаббаба. В полдень, когда лучи солнца раскаляли землю, Хаббаба выводили в долину Мекки, снимали с него одежду, надевали железную кольчугу и оставляли без питья и пищи под знойным солнцем. При появлении признаков полного истощения к нему подбегали, призывая отречься от веры в Единого Бога и преклониться перед языческими божествами ал-Лят и аль-‘Узза. Но и это не смогло сломить мусульманина.
Как-то, проходя мимо мастерской, хозяйка Хаббаба увидела его разговаривающим с Мухаммадом ﷺ. Это ее просто взбесило. Теперь она стала изо дня в день приходить в мастерскую, брала раскаленный кусок железа и прижигала голову Хаббаба так, что тот терял сознание. Однако и это лишь закалило его веру и придало новые силы[2].
Также передается, что спустя годы Хаббаб посетил ‘Умара ибн аль-Хаттаба в бытность того халифом. После короткого общения ‘Умар попросил рассказать о самом суровом наказании, которое Хаббаб пережил от рук язычников. Хаббаб смутился, не желая отвечать, но ‘Умар проявил настойчивость. Тогда Хаббаб, сняв накидку, обнажил спину. В ужасе от увиденного ‘Умар отскочил в сторону. «Как это произошло?» — спросил ‘Умар. Хаббаб стал рассказывать: «Как-то язычники собрали дрова, подожгли их и дождались, пока они превратятся в раскаленные угли. После чего сняли с меня одежду и стали таскать по ним. Мою плоть прожгло до костей. И это продолжалось до тех пор, пока жидкость, поступающая из моих ран, не потушила угли», — рассказал Хаббаб[3].
В один из дней, к посланнику Аллаха ﷺ обратился Хаббаб со словами: «О Пророк, не попросишь ли ты для нас помощи у Всевышнего, не обратишься ли к Нему с мольбой за нас?»
В словах Хаббаба сквозили упадок духа и печаль. Ведь то был мекканский период, когда Пророк ﷺ и сподвижники подвергались невероятным испытаниям. Шли годы, но число людей, откликнувшихся на пророческий призыв, исчислялось единицами. К тому же они становились мишенью для нападок озверевших и озлобленных мекканцев.
Посланник Всевышнего ﷺ ответил: «Воистину, были до вас те, кто подвергался большим испытаниям. Человека помещали в заранее выкопанную яму, ставили на его голову пилу и расчленяли на две части. По телам других проводили железными зубцами, которые достигали костей, но даже это не могло сломить их веру. Клянусь Аллахом, Всевышний завершит Свое дело так, что всадник будет направляться из города Сана в Хадрамаут, не боясь никого и ничего, кроме Всевышнего. Однако вы торопитесь» [4].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Сиба‘ ибн ‘Абдуль-‘узза — один из мекканских язычников. Был убит во время битвы Ухуд.
[2] См.: Ра’фат аль-Баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 426–428.
[3]> См.: Ра’фат аль-Баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 430.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 9. С. 20, хадис № 6943.