Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадис о сладости жизни

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, земная жизнь — это [очень] сладко и зелено. [Прекрасно на вкус и радует глаз.] И поистине, Аллах (Бог, Господь) преемственно передает вам ее [от одного поколения другому]. И Он смотрит: что вы [с этим] делаете и как[1]. Опасайтесь (1) земной жизни и (2) женщин[2] [то есть опасайтесь выстраивания отношений с представителями противоположного пола вне семьи, а это грех кокетства, заигрывания, прелюбодеяния и как итог — разрушение семьи и морально-нравственного облика общества]! Ведь, поистине, первым искушением, поразившим потомков Я‘куба (Иакова) [то есть иудеев], были женщины»[3].

Комментарий к хадису

Отмечу, что хадис не говорит об опасности земной жизни и представителей противоположного пола как таковых, нет. Изречение Пророка предостерегает от обольщения земными благами и отдельными представителями противоположного пола. Ведь несдержанность в упомянутом ведет к расточительству, ненасытному потреблению и отсутствию анализа последствий: человек ослеплен и обольщен, а потому совершает серьезные ошибки одну за другой. И это когда человек настолько поглощен земным, что забывает о покорности Богу и о соучастии в благом.

Если ты инвестируешь в земное и вечное, то получаешь удовольствие не столько от нового костюма, новых ботинок или новой машины, сколько от созидания, от процесса создания нового продукта или услуги на пользу людям. Важным для верующего является выйти за рамки ненасытного потребления[4]. Тогда он не будет ослеплен и обольщен земными благами. Он будет приобретать их по мере роста достатка[5], но не будет зависим от них. Я не говорю о том, что нужно ходить в старом костюме и в порванных ботинках. Но если вся твоя жизнь — это лишь машины, костюмы, отдых и заигрывания с женщинами (мужчинами), то она, твоя жизнь, не наполнена смыслом, а вечные перспективы очень туманны, возможно, и опасны.

Созидательная земная жизнь и здоровые отношения с противоположным полом (семейная жизнь) являются засеиваемым полем, благодатные плоды которого человек начинает видеть еще при жизни, ближе к старости. Хотя основная часть прекрасного урожая по итогу разумно, последовательно и с умом прожитой земной жизни ожидает человека именно в вечности, после Судного дня[6].

История соблазнения 

В контексте «опасайтесь (1) земной жизни и (2) женщин (мужчин)» приведу историю. Однажды некая семья решила построить прекрасный дом на берегу реки. Ушли годы на постройку дома и реализацию высококачественной отделки. Всем этим занимался глава семьи, мужчина, умудренный жизненным опытом и потративший немало заработанных им денег на такое семейное богатство, великолепие. Он соблазнился красотой, излишне уйдя в детали отделки дома и оформления прилегающей территории. А его жена тем временем, оставленная без внимания и ласки мужа, ведь он занимался важным семейным проектом, соблазнилась на знаки внимания со стороны другого мужчины. Это привело к серьезным чувствам между последними и к болезненному разводу для героя нашей истории с разделением совместно нажитого имущества пополам. Откуда мне известна эта история? Ее мне рассказал тот, кто планировал купить этот дом. Герой этой истории, может, и слышал упомянутый хадис, ведь в век Интернета люди много знают, читают, видят. Но смысл знания — лишь в применении. Не применил, и потому совершил двойную ошибку — соблазнился земным и дал возможность жене соблазниться чужим мужчиной.

Земная жизнь – Божий дар. Она прекрасна! И Божественного благословения каждому из нас прожить ее счастливо и в изобилии, не ослепляясь, а трудясь и наслаждаясь. При этом видя перспективы вечные — урожай вечности, посеянный в земном.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В одном риваяте (варианте хадиса) сказано «что делаете», а в другом – «как».

[2] Когда идет обращение в мужском роде, подразумеваются и мужчины, и женщины. То есть смысл данной части хадиса — опасайтесь представителей противоположного пола. «Опасайтесь женщин» — при обращении к мужчинам и «опасайтесь мужчин» — при обращении к женщинам.

[3] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1096, хадис № 99–(2742); ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 409; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 85, хадис № 2/70 и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 342, хадис № 1983 и пояснение к нему.

[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если человеку дать одну долину, полную золота(!), он пожелает получить и вторую. И если у него их станет две — он пожелает третью. Человека [его ненасытность] сможет [полностью] удовлетворить лишь земля [в которой он будет похоронен после смерти]! И всякого Аллах (Бог, Господь) может простить, если тот [своевременно, до наступления смерти] раскается». Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2022, хадис № 6438.

Варианты текста данного достоверного хадиса и подробные пояснения к нему см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 305, хадисы № 6436–6439 и пояснение к ним.

[5] В Коране сказано: «Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный день [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих» (см. Св. Коран, 7:32).

[6] В Коране сказано: «Им [близким к Богу (авлия’)] — радостная весть в мирской жизни и в вечности [они будут счастливы в обоих мирах, но в мирской обители это потребует от них серьезных усилий и работы над собою]. Неизменны слова [обещания] Аллаха (Бога, Господа). Это [радостная весть в мирской жизни и в вечности] — великий триумф [ведь приобретенное ими — результат стойкой и непоколебимой веры, работы на протяжении десятилетий, искренности благородных дел и поступков]» (Св. Коран, 10:64).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1