Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о бедных, которые раньше богатых войдут в Рай

В Интернете давно гуляет высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о том, что бедные войдут в Рай раньше богатых на 500 лет. Скажите, это достоверное высказывание и как его понимать?

Абу ‘Абдурахман передает: «К [сподвижнику пророка Мухаммада] Абдулле ибн ‘Амру ибн аль-‘Асу пришли трое человек, когда я гостил у него. Они обратились: «О Абу Мухаммад![1] Клянемся Аллахом (Богом, Господом), поистине, у нас вообще ничего нет! У нас нет на пропитание, нет верхового животного и нет товара [который мы могли бы продать и выручить средства для покупки пищи]».

Он [сподвижник Пророка] ответил им: «Если хотите, можете обратиться к нам и мы дадим вам из того, что Аллах (Бог, Господь) для вас определит [поделимся с вами из того, что имеем]. Если хотите, мы можем рассказать о вас правителю [и он прикажет выделить вам помощь из казны]. А если хотите, можете потерпеть [то есть ни у кого ничего не просить, а постараться заиметь достаток через упорный труд; будет тяжело, но вы в итоге получите свое вознаграждение за усердие и старания]. Поистине, я слышал [сам лично] как посланник Аллаха (Бога, Господа) сказал: «Поистине, нищие из числа мухаджиров[2] [оставивших все, что у них было, в Мекке и не сумевших благополучно зажить в Медине, кто так и не смог с нуля заново восстановить свое благосостояние и через какое-то время умер в нищете] войдут в Рай по итогу Судного Дня раньше богатых [мухаджиров][3] на сорок лет [по меркам земным]».

Они ответили: «Поистине, мы проявим терпение. Ни у кого и ничего просить не будем [продолжая делать от нас зависящее][4]»[5].

Следует сказать, что сорок лет по меркам Судного Дня — ничтожно малый период. Один день в ином измерении сравнивается в аятах с тысячью земных лет и с пятьюдесятью тысячами лет:

«Поистине, день у Господа твоего равен тысяче лет, которыми вы живете» (см. Св. Коран, 22:47);

*

«Он [Творец всего сущего] управляет процессом с неба на землю (к земле) [пока существует жизнь земная][6], затем к Нему возносятся [дела, итог управляемого процесса], и это в день, равный тысяче годам, которыми вы исчисляете [земное время]» (Св. Коран, 32:5);

*

«Поднимаются к Нему (Богу) [неограниченному ни местом, ни временем, трансцендентному] ангелы и Дух [ангел Джабраил. Поднимаются они к месту, где получают Божественные указания; к месту «сбора»] в день [в течение дня], продолжительность которого [если сравнивать с земными законами, с мирским временем, соизмерима] с пятьюдесятью тысячами лет [земного летоисчисления]» (Св. Коран, 70:4).

В другом хадисе при упоминании того, насколько бедные войдут в Рай раньше богатых, говорится о пятистах годах по меркам земного летоисчисления, то есть полдня в вечности. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Бедные из числа верующих войдут в Рай раньше богатых на полдня, [это] пятьсот лет [по меркам земным]»[7], а также: «Поистине, бедные мухаджиры [переселенцы из Мекки в Медину во времена Пророка] войдут в Рай раньше богатых мухаджиров на пятьсот лет»[8].

Почему в первом рассматриваемом хадисе сказано сорок, а здесь пятьсот? Почему в том хадисе незначительная часть Судного Дня, а здесь уже половина дня? Богатые и бедные — это очень разные люди. Также бедность во времена пророка Мухаммада и в наши дни — серьезно разнится. К тому же в Судный День будет учитываться не только материальная составляющая, но и все остальные предоставленные человеку на время бессчетные дары и возможности, будь то время, интеллект, силы, и то, как он всем этим за быстро пролетевшие десятилетия жизни на земле распорядился.

Приведенные хадисы не говорят о превосходстве бедных над богатыми, как то часто упоминаемо в христианской и мусульманской среде. Данные высказывания пророка Мухаммада указывают на то, что дел и забот у бедных верующих в земной обители было значительно меньше, ведь они не обладали имуществом, а потому и спрос, ответ пред Богом будет короче. И пусть даже они на полдня, согласно временному измерению следующей жизни, раньше войдут в Рай, но на каком из ста уровней устремленных в бесконечную высь окажутся?!

И еще приведу важный хадис, который указывает на примерную границу между бедностью и богатством. Однажды этого же сподвижника пророка Мухаммада, Абдуллу ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, некий мужчина спросил: «Разве мы не относимся к числу нищих мухаджиров?!» Сподвижник спросил: «У тебя есть жена?» — «Да». — «У тебя есть жилье?» — «Да». — «Так ты являешься богатым!» Тот добавил: «У меня еще есть слуга». — «Ну тогда ты — король! [Как же можно считать себя бедным при таком изобилии благ?!]»[9].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Они обратились к нему по имени его сына — «о отец Мухаммада!».

[2] Мухаджир — дословно «совершивший хиджру»; это мусульманин, переселившийся из Мекки в Медину на начальном этапе становления Ислама из-за преследования со стороны мекканских язычников. После мирного взятия мусульманами Мекки пророк Мухаммад дал слову «мухаджир» расширенное толкование: тот, кто «покидает», удаляется от запрещенного Всевышним (избавляется от грехов и пагубных привычек).

[3] В хадисе слово стоит с определенным артиклем, а потому подразумеваются именно мухаджиры. То есть понимать здесь любого богатого вообще не есть правильно, хотя обобщение возможно.

[4] Уместно напомнить важный мусульманский принцип: просить у другого — значит открыть для себя дверь нищеты.

[5] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1194, хадис № 37–(2979); аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3290, хадис № 5257 и пояснение к нему; там же. С. 3276, хадис № 5235; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2305, «сахих».

[6] Можно перевести «управляет всеми небесами и землею» или «начиная небесами и кончая землею».

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4122, «хасан сахих».

[8] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4123, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 139, хадис № 2306, «сахих».

Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 446, хадис № 4124.

[9] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1194, хадис № 37–(2979).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1