Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о благих делах

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) подчеркнул: «[Сколь бы велики и благородны ни были ваши поступки] никого из вас и никогда они не введут в Рай! [Великодушные и искренние благодеяния, даже если в жизни вашей их будет очень много, не смогут стать гарантом проявления к вам милости Творца и Его всепрощения]». Сподвижники в недоумении спросили: «Даже тебя [дела не введут в Рай], о посланник Божий?» — «Да, даже меня, — ответил Пророк, — кроме как по милости Аллаха (Бога, Господа), проявленной в большей мере, чем мы того заслуживаем [своими земными делами и поступками].

Наставляйте на верное (правильное) [самих себя и других] (погашайте долги, выполняйте финансовые обязательства)! Сближайте [умейте вести диалог; мирите людей и примиряйте] (приближайтесь к намеченным целям без фанатизма или промедлений) [ставьте цели и последовательно достигайте их] (делайте больше благого, приближающего вас к Богу)! [Все это потребует от вас кропотливого труда, но и в значительной степени поможет претендовать в Судный День на милость Творца к вам и Его прощение.]

Пусть никто из вас и ни в коем случае не желает себе смерти! Если человек благороден, то у него еще есть возможность приумножить свои хорошие поступки, а если грешен, то может исправиться»[1].

Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада: «Кто лучший из людей?».

Пророк (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Кто прожил долгую жизнь, [полную] добрых (хороших) дел»[2].

Не скачки или неожиданные перепады, а постоянство в душе, в уме и делах.

Не из крайности в крайность, а золотая середина.

Выбираешь для себя подходящий уровень воспитанности, благодетельности, дисциплины, духовности, религиозности, физических и интеллектуальных нагрузок и четко движешься вперед шаг за шагом, день за днем. Не снижая планку из-за лени и неорганизованности, а стабильно закрепляя взятый уровень на протяжении нескольких лет, после же повышая его, аккуратно и без эмоций, без фанатизма.

Эмоции, конечно же, тоже нужны, чтобы начать жить по-новому, оставить плохое позади, сосредоточиться на хорошем и важном, а не для необдуманных крайностей.

Входишь в созидательный непрерывный процесс превращения жизни в череду профессиональных и не только шедевров, получаешь огромное удовольствие от мгновений, которые стараешься замечать, от чувств, ощущений, благодаря при этом всем своим естеством Господа миров за предоставленное бессчетное благо.

Иногда будет больно, ведь представителям инертной массы не нравится, когда кто-то вырывается вперед, выделяется из толпы и показывает хорошие результаты. Это нормально. В такие периоды нужно или отдохнуть, или жать на газ, прикладывая сверхусилия и строго держа эмоции под контролем.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением[3]«[4].

Мнение богословов едино в том, что для получения Божественного воздаяния от Господа за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения — это вознамеренность сердца (души) совершить что-либо, ощущая себя пред Богом, а не в угоду, например, людской молве[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Любая разновидность блага (добра) [любой поступок, который можно считать таковым] — милостыня. [Хорошее слово, добрый взгляд, воодушевляющий жест, как и все, что делается с намерением принести другому пользу и радость, возвращается к своему хозяину благом и фиксируется в личном деле человека подобно денежной милостыне. Богатство, в том числе материальное, начинается с добрых и бескорыстных дел в адрес других]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел (поступков) даже самым незначительным! Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека — милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]»[8].

Через заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) переданы слова Господа миров, смысл которых таков: «Кто будет враждовать с набожным человеком [близким к Богу своими устремлениями и делами, благородством и благонравием, добротой и щедростью; кто будет причинять ему боль, проявлять злобу], тому Я объявляю войну. [То есть на его стороне будет Сам Творец всего сущего, в соответствии с волей, мудростью, мощью и всезнанием Которого происходит абсолютно все на этой земле и во всей Вселенной. Он, этот близкий к Богу человек, сможет забыть о своих недоброжелателях, игнорировать их и уверенно реализовывать свои таланты, свое призвание, создавать новые земные шедевры.]

[Но что первоочередно следует сделать, дабы стать ближе к Богу?] Любимейшим из всего, что бы ни делал раб[9] Мой [продолжает Творец] в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям[10], почтительное отношение к жене (мужу) и должное воспитание детей; самодисциплина в благом и праведном[11]; строгое выполнение (в меру сил и возможностей)[12] взятых на себя обязательств пред Богом или людьми[13], честность и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти. [Человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел. Ему будет легко слышать, видеть, чувствовать главное и сосредотачиваться на нем, не отвлекаясь на второстепенное.]

И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) желает человеку блага [за те устремления и поступки, которые он, потомок Адама и Евы, совершает, пусть изредка, но абсолютно бескорыстно на пользу других], тогда использует его (задействует)». Пророка спросили: «Как использует (задействует)?» — «Благословляет его на [веру в душе и] совершение [чего-то значительного] благого [незадолго] до наступления смерти. И с этим [завершающим его земную жизнь] благодеянием [Он, Господь миров] заберет его душу»[15].

В хадисе-кудси[16] пророком Мухаммадом передаются следующие слова Господа миров: «Если человек говорит [имея серьезное сердечное намерение], что собирается совершить благодеяние, то Я засчитаю ему его один к одному [повелю ангелам записать это намерение как уже совершенный поступок]. И это до того момента, пока он его не совершит. Если же он совершит его, тогда оно умножится [как минимум] десятикратно [в его личном деле].

Если человек говорит, что совершит [намерен совершить] злодеяние [тот или иной грех, например], но [все же вовремя остановится] не согрешит, то Я прощу ему [это легкомысленное, мимолетное желание]. Если [все-таки] совершит, то запишется это [в его личном деле] один к одному [по степени греха, не более того]. Если же [вознамерившись ранее] он оставит его [не согрешит из страха предо Мной, продолжает Господь миров], тогда повелю [ангелам], чтобы записали это благодеянием, ведь он [переосмыслив] оставил ради Меня [из трепета предо Мною]»[17].

Ибн ‘Умар передает, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Однажды трое из числа тех, кто был до вас, отправились в путь. На ночлег они остановились в пещере. Неожиданно упала каменная глыба и [полностью] перекрыла им выход из пещеры. Они сказали [друг другу]: «Никто нас не спасет [помощи ждать неоткуда]. Единственное, можно попросить Аллаха (Бога, Господа) посредством наших благих [лучших] дел».

Первый из них взмолился: «Господи, у меня были очень пожилые родители, и вечерами я никому не давал вечернего питья, кроме как после них. Однажды я сильно задержался. Когда вернулся, я как обычно надоил им вечернего питья, но оказалось, что они уже спят. И я не стал давать кому-либо из домочадцев надоенное. С питьем в руках я ждал их пробуждения до того момента, пока не засияла заря. Они проснулись и выпили. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались, сдвинь камень». И камень действительно немного сдвинулся, но выйти пока еще было невозможно.

Второй сказал: «Господи, у моего дяди была дочь, которую я любил больше кого бы то ни было из людей. Я желал ее, но она противилась мне. Так продолжалось до тех пор, пока не наступил тяжелый для нее год. Она пришла ко мне, и я дал ей сто двадцать динаров [золотых монет] с условием, чтобы она согласилась на нашу близость [согласилась выйти замуж]. Она согласилась, но, когда все уже было готово, отказалась. Я оказался в очень неловком положении. В итоге не тронул ее, покинул, хотя она была для меня самым любимым человеком на свете. Все переданное ранее золото я оставил ей. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались». И камень снова немного сдвинулся, но выйти пока еще было невозможно.

И затем третий взмолился: «Господи, случилось так, что я нанял работников и после [выполнения необходимых работ] расплатился с ними всеми, кроме одного — он оставил плату и ушел. Я [в свою очередь] приумножил это, причем так, что оно стало целым состоянием. Спустя какое-то время этот человек вернулся и попросил передать ему плату за труд. Я ответил: «Все, что ты сейчас видишь, — твое вознаграждение, и верблюды, и коровы, и бараны, и рабы». Тот воскликнул: «О раб Божий, не насмехайся надо мной!» Я ответил, что не смеюсь над ним [все очень даже серьезно]. В итоге он забрал абсолютно все, ничего не оставив. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались». И камень сдвинулся так, что они смогли выйти»[18].

Пророк Мухаммад сказал: «Однажды некий мужчина, находясь в пути, испытывал сильную жажду. Он нашел колодец и попил из него. И спустя какое-то время собрался было идти [дальше, продолжить свой путь], но вдруг он увидел собаку, высунувшую язык от жажды и поедающую влажную землю. Человек сказал [себе]: «Эта собака испытывает жажду так же сильно, как и я некоторое время назад». Он снял свой башмак, набрал им воды из колодца и напоил собаку. [В итоге] Аллах (Бог, Господь) был так доволен им, что простил ему [накопившиеся у него ранее прегрешения]». Сподвижники [слушавшие эту историю от пророка Мухаммада] уточнили: «О посланник Божий! В животных [в нашем отношении к ним] есть воздаяние?! [Бог нас вознаградит за это?!]» — «В любом живом существе [в благодеянии в его адрес] — воздаяние [Божье]»[19].

В другом риваяте (варианте) данного хадиса сказано: «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную (сырую) землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Аллахом (Богом, Господом), что Он [Творец всего сущего] наделил этого человека [по милости Своей] райской обителью [в вечности]»[20].

В наследии заключительного Божьего посланника есть несколько подобных хадисов. Все они указывают на важность совершения благодеяния в адрес любого живого существа: человека — независимо от его национальности или вероисповедования; животного — независимо от того, является ли оно канонически чистым или нечистым (наджаса)[21]. И такая форма благодеяния высоко ценится пред Всевышним, служит причиной прощения грехов. Да, Господь миров порой необычайно щедро одаривает за на первый взгляд простые и легкие благородные поступки. И это, полагаю, из-за их особой актуальности и необходимости.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1816, хадис 5673; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 157, хадис № 5673.

Также см., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1133, хадис № 75–(2816); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 75–(2816); аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1643, хадис № 2371; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 587, хадис № 9948, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 180, хадисы № 6349–6351.

[2] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 384, хадис № 2329, «сахих».

[3] Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами «аллаху акбар» показом молящихся в мечетях мусульман. Соглашусь, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными «химией» и называемыми «информационно чистый продукт».

[4] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

[5] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

[6] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1904, хадис № 6021; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 130, хадис № 18/134.

[7] Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1054, хадис № 144–(2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.

[8] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 575, хадис № 1961, «хасан»; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, б. г. С. 262, хадис № 891; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 2. С. 221, хадис № 474.

[9] Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[10] «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь, на своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).

[11] Например: «Те же, кто уверовал [в Бога, согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82).

[12] «На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Творца и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]» (см. Св. Коран, 23:62).

[13] «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]» (см. Св. Коран, 5:1); «Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Всевышним в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).

[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».

[15] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хиббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 29, хадис № 381, «сахих».

[16] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 77, хадис № 205–(129).

[18] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 669, хадис № 2272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 566, хадис № 2272 и пояснение к нему.

И есть еще один риваят данного хадиса. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 651, хадис № 2215; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1096, хадис № 100–(2743).

[19] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 739, хадис № 2466; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 143, хадис № 2466 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 125, хадис № 10/126 и пояснение к нему.

[20] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 173; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173 и пояснение к нему.

[21] Слюна собаки, например, является канонически нечистой, наджасой: при попадании на одежду ее необходимо тщательно смыть, дабы можно было молиться в этой одежде.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1